Устройство для крепления запасного колеса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (,1) 747766 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 300178 (21) 2574523/27-11 с присоединением заявии М (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.80. Бюллетень 4о26

Дата опубликования описания 15.0780 (51)М. Кл.2

В 62 D 43/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 113. .012 ° 38(088.8) (72) Авторы изобретения

Г.В.Мартыненко, В.Л.Рудик, Г.В.Цейко и В.М.Волошинов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО

КОЛЕСА

Изобретение относится к автомобильному оборудованию.

Известно устройство для подъема и крепления колеса, содержащее держатель, установленный на раме транспортного средства, закрепленный на держателе запирающий механизм, выполненный из шарнирных крюков,.закрепленных на кронштейнах рамы и штырей, проходящих через отверстия держателей и охватываемых крюками, привод для подъема и опускания запасного колеса и захваты, взаимодействующие с ободом колеса )1) .

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для крепления запасного колеса на раме транспортного средства, содержащее держатель колеса, имеющий направляющие прорези, запирающий механизм, сос.тоящий иэ кулачков, каждый из которых выполнен из захвата, жестко закрепленного на пальце, установленном в прорези держателя, и привод кулачков в виде расположенного внутри держателя приводного поворотного диска с копирными прорезями для пальцев кулачков (21.

Недостатком известного устройства является недостаточная надежность крепления запасного колеса при экс- плуатации транспортных средств по неровным дорогам в результате возникающей вибрации ввиду жесткости его крепления на раме.

Цель изобретения — повышение надежности крепления запасного колеса.

Это достигается тем,что для обеспечения упругой связи между держателем колеса и рамой, приводной диск выполнен с дополнительными копирны ми прорезями, каждый кулачок снаб15 жен дополнительным пальцем, установленным в дополнительной прорези диска и направляющей прорези держа, теля, а захват каждого кулачка связан с дополнительным пальцем с возможностью перемещения относительно него и подпружинен в сторону,.-противоположную центру поворотного диска. Дуги пар прорезей для пальцев каждого кулачка выполнены сходящимися по направлению вращения диска.

На фиг. 1 изображено описываемое устройство,вид сверху на фиг.2 — раз реэ А-А на фиг.l. Держатель 1 закреплен на ободе запасного колеса 2 и

ЗО имеет направляющие прорези 3.устройст747766 во снабжено запирающим механизмом, состоящим иэ кулачков, каждый иэ которых содержит захват 4, закрепленный на пальце 5 и дополнительном пальце 6.

Внутри держателя 1 расположен привод кулачков, содержащий приводной поворотный диск 7, на котором выполнены пары копирных прорезей 8 и дополнительной 9, при этом дуги пар прорезей 8, 9 для пальцев 5, 6 каждого кулачка выполнены сходящимися по направлению вращения диска.

Диск 7 снабжен червячным сектором 10, взаимодействующим с червяком 11, установленным на валу 12, имеющим лыски 13 под гаечный ключ. 15

Пальцы 5 и 6 расположены в направляющих прорезях 3 держателя 1 и соответственно в копирных прорезях

8 и 9 приводного поворотного диска

7, а захват 4 закреплен на пальцах gQ

5 и 6 с возможностью перемещения относительно них, при этом палец 5 расположен в пазу 14 захвата 4, а хвостовик захвата расположен в отверстии пальца 6 с возможностью осе- д5 вого перемещения.На хвостовике захвата 4 установлена пружина 15,подпружинивающая захват 4 в сторону, противоположную центру приводного поворотного диска 7.

Крепление осуществляется захва.— тами 4, опирающимися на коническую поверхность 16 рамы 17 транспортного средства.

Устройство работает следующим образом. 35

Зажатое держателем 1 запасное колесо 2 поднимают до упора в раму

17 с помощью привода для подъема и опускания запасного колеса 2. При этом захваты 4 достигнут исходного 4О положения относительно рамы при упоре в нее держателя 1, после чего гаечным ключом вращают вал 12. Червяк ll через червячный сектор 10 поворачивает диск 7, который перемещает пары пальцев 5 и б„расположенных соответственно в его копирных прорезях 8 и 9 и в направляю щих прорезях 3 держателя 1 от центра поворота диска 7 к поверхности

16. В первоначальный момент пальцы 5 выбирают зазоры в пазах 14 захватов

4, а затем перемещают захваты 4 к поверхности 16, опираясь на нее до полного закрепления колеса 2 на раме транспортного средства. При этом расстояние между пальцами 5 и 6 уменьшается, так как дуги копирных прорезей поворотного диска 7 выполнены сходящимися, пружины 15 находятся в сжатом состоянии и прижимают захваты 4 к поверхности 16 рамы транспортного средства, не допуская ослабления крепления . при движении транспортного средства на неровной дороге.

Формула изобретения

1. Устройство для крепления запасного колеса на раме транспортного средства, содержащее имеющий направляющие прорези держатель колеса, запирающий механизм, состоящий иэ кулачков, каждый из которых выполнен иэ захвата, закрепленного на пальце, установленном в прорези держателя, и привод кулачков в виде расположенного внутри держателя приводного поворотного диска с копирными прорезями для пальцев кулачков, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности крепления путем обеспечения упругой связи между держателем колеса и рамой, приводной диск выполнен с дополнительными копирными прорезями, каждый кулачок снабжен дополнительным пальцем, установленным в дополнительной прорези диска и направляющей прорези держателя, а захват каждого кулачка связан с дополнительным пальцем с возможностью перемещения относительно него и подпружинен в сторону, противоположную центру поворотного диска.

2. Устройство по п. l,а т л и— ч а ю щ е е с я тем, что дуги пар прорезей для пальцев каждого кулачка выполнены сходящимися по направлению вращения диска.

Источники информации, поинятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 335143, кл. В 62 D 43/02, 1970, 2, Авторское свидетельство СССР

Р 464475, кл. В 62 Р 43/04, 1973 (прототип).