Устройство для очистки и окраски наружной поверхности корпуса судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистическии

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

«Ä747771 (6!) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 300178 (2! ) 2576244/27-11 (51)М. Кл. с присоединением заявки ¹

В 63 В 59/00

В 60 5 3/02

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 1507.80. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 150780 5М 4 629.128.6 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Н. И.Иась и H.М. Тер-Минасов (7!) Заявитель (5 4 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ И CK PACK È НАРУЖНОЙ

ПОВЕРХНОСТИ КОРПУСА СУДНА

Изобретение относится к судостро ению, в частности к устройствам для очистки и окраски наружной поверхности корпуса судна.

Известно -устройство для очистки и окраски наружной поверхности корпуса судна, содержащее корпус с кронштейном, привод и обойму с соплами, шлангами и со съемными подпружиненными рычагами на осях, имеющими катковые кисти, причем обойма имеет шестерню, связанную с приво(1) .

Однако такое устройство не обес" печивает очистку и окраску без переладки, а наличие вращающихся сальников на высоконапорных трубопроводах снижает долговечность, что в конечном итоге ухудшает эксплуатационные свойства устройства.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств устройства.

Это достигается тем, что описываемое устройство снабжено механизмом перемещения рабочих органов, состоящим из дополнительного вала с шестернями и коромысла, на концах консолей которого установлены сопла и к которому шарнирно присоединены рычаги, жестко связанные с шестернями синхронного вращения рычагов, смонтированными на корпусе, причем до,полнительный вал своими шестернями кинематически связан с одной стороны с шестерней обоймы,а с другой — с шестернями синхронного вращения рычагов. шестерня дополнительного вала, !

О связанная с шестернями синхронного вращения рычагов, свободно установлена на дополнительном валу посредством подшипника и связана с упомянутым валом посредством расцепной йод-!

5 пружиненной зубчатой муфты.

Расцепная зубчатая муфта состоит из пружины и двух полумуфт, одна из которых закреплена на дополнительном валу и имеет на зубцах впадины, в

20 которых расположены выступы, выполненные на зубьях другой полумуфты, прижатой к первой полумуфте посредством пружины.

Коромысло имеет отверстие,а на корпусе смонтирован стопор со стержнем.

На шестернях синхронного вращения рычагов выполнены отверстия.

12ланги имеют петлеобраэные участки.

747771

Оси подпружиненных рычагов зафиксированы от выпадания запорными кольцами, расположенными в отверстиях обоймы.

На фиг. 1 показано предлагаемое устройство; на фиг. 2 — сечение A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б

5 на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 2; на фиг. 5 - узел I на фиг.3 с разрезом à — Г;на фиг.б показан комплект машин, обеспечивающих работу предлагаемого устройства.

На корпусе 1, установленном на цапфах 2 в кронштейне 3, закреплен привод (мотор-редуктор) 4 с шестерней 5 на выходном валу. Шестерня 5 соединена с зубчатым колесом 6 обоймы 15

7 с шарикоподшипниками 8, установленными на корпусе 1, который крестовиной

9 со свободноповоротными (рояльными) роликами 10 опирается на обрабатываемую поверхность 11.С зубчатым 20 колесом б соединена шестерня 12 дополнительного вала 13, установленного на двух подшипниках 14, на котором надета втулка 15 и зубчатая полумуфта 16 с напрессованным на нее подшипником 17, соединенная с дополнительным валом 13 шпонкой 18 и зафиксированная от перемещений гильзой 19, шайбой 20 и гайкой 21. На подшипнике 17 закреплена щестерня 22 с зубчатым венцом 23, соединенная с двумя симметрично расположенными шестернями 24 синхронного вращения рычагов. По гильзе 19 перемещается

Расцепная полумуфта 25,образующая расцепную зубчатую муфту вместе с полумуфтой 16 и удерживаемая пружиной 26, упирающейся в полумуфту 25 и шайбу 20.

Зубья полумуфты 25 имеют выступы, входящие во впадины 27 полумуфты 16 при разомкнутом положении расцепной 40 муфты. Шестерни 24 установлены на осях 28 в подшипниках 29 параллельно дополнительному валу 13 и снабжены рычагами 30, на концах которых на втулках 31 установлено коромысло 32 с консолями 33, имеющими на концах шарниры 34, в которые закрепляются очистные 35 и окрасочные 36 сопла.

В середине коромысла имеется серьга

37, в отверстие которой может входить стержень 38 стопора с ручкой 39, перемещаемой с поворотами в фигурном пазу трубки 40,закрепленной на корпусе 1 .В обойму 7 между .ее восьмью щеками 41 установлены четыре рычага 42, у которых с одной стороны установлены обоймы 43 с катковыми кистями 44, а с другой стороны имеются обоймы 45, внутри которых находятся пружины кручения 46, короткий конец 47 которой входит в отверс- Щ

THe фланца обоймы 45, а выходящий иэ обоймы длинный конец 48 опирается на обойму 7. Обойма 45 рычага 42 снабжена ограничителем поворота 49, перемещающимся между осью 50 и обоймой 7. 65

Ось 50 имеет с одной стороны конический конец 51 возле фиксирующей выточки

52, а с другой имеется увеличенная шляпка 53 с наружной сферической поверхностью. В шайбах шек 41 установлены запорные кольца 54, например, по нормали машиностроения МН 470-61.

В центральной части корпуса 1 имеет- ся краскоподающая трубка 55 с распылительным соплом 56. Шестерни 5 и

12, зубчатое колесо 6 закрыты кожухом

57, а шестерни 22 и 24 закрыты кожу- хом 58. Мотор-редуктор 4 закрыт кожухом 59. В шестернях 24 имеются отверстия 60 на стороне крепления рычагов 30 для уравновешивания вращающихся массс. Даниое устройство устанавливается в верхнее гнездо телескопической колоны 61 бортового автомата, на тележке 62 которого установлен насос 63 безвоздушного распыла краски иэ бака 65 напорным шлангом бб. Отдельным агрегатом используется установка (насос) 67 подачи воды под давлением 500-700 кг/см по шлангу 68 в коллектор 69, закрепленный на кронштейне 3. Сопла 35 и 36 с напорными шлангами 70, имеющими свободно висящие участки в виде петель 71, и рычаги 42 с обоймами 43 и катковымй .кистями 44 являются сменными частями устройства, устанавливаемые на нем в зависимости от вида работ:

Очистка поверхности производится следующим образом.

В шарниры 34 устанавливаются и закрепляются очистные 35 сопла на некотором расстоянии (обычно 100150 мм ) от поверхности 11. Их шланги 70 с петлями 71 присоединяют к коллектору 69, соединенному шлангом

68 с насосом 67 подачи воды под высоким давлением.

При очистке ржавчины толщиной

1-2 мм расцепная полумуфта 25 должна быть разомкнута и не замыкать зубья полумуфты 16 и шестерни 22 (как показано на фиг. 5). Коромысло 32 свободно поворачивается в нижнее положение, поворотом и подачей в сторону коромысла 32 ручки 39 вводят стержень 38 в отверстие серьги, тем самым стопорят

его бт свободных качаний. Поворотом ручки 39 в пазу трубки 40 фиксируют стержень 38 от самопроизвольного выхода из отверстия серьги 37. Поворотом сопел 35 в шарнирах 34 устанавливают пятна распыла воды по поверхности 11 так, чтобы онн находились на одном уровне. Включают насос 67 и механизм передвижения тележки 62, а мотор-редуктор 4 не включают. Перемещаясь с тележкой 62 вдоль поверхности 11 сопла 35 производят очистку ее от толстой ржавчины, полоса очищенной поверхности при этом равна диаметру пятна распыла воды из сопла 35. Пе)ремещая по высоте телескопической

747771 формула изобретения колонной 61 Устройство, производят построчную очистку поверхности 11.

При очистке поверхности от грязи, травянистых обрастаний и тонкой ржавчины расширяют очищаемую за один проход устройства полосу очистки, для чего, немного оттянув в сторону шайбы 20 муфты 25, выводят ее выступы иэ впадин 27 и поворачивают так, чтобы ее зубья расположились между зубьями полумуфты 16 и зубчатого вен- 10 ца 23 шестерни 22. Подают полумуфту

25 в сторону шестерни 22, соединяя ее с полумуфтой 16, а пружина 26 удерживает расцепную муфту в замкнутом состоянии. Поворотом ручки 39 и перемещением ее в пазу трубки 40 выводят стержень 38 из отверстия серьги 37 коромысла 32, освобождая его для действия от привода устройства.

Сопла 35 устанавливают поворотом шарниров 34 перпендикулярно к очищаемой поверхности 11 и включают моторредуктор 4, который шестерней 5 начнет вращать зубчатое колесо 6 и шестерню 12, дополнительный вал 13 и через полумуфты 16, 25 и шестерню 22 начнут синхронно вращатся шестерни

24 с рычагами 30,,перемещая по круговым траекториям коромысло 32, консоли 33 и закрепленные в них сопла 35.

Так как сопла 35 и 36 при этом не вращаются вокруг своих осей, то отпадает необходимость в наличии вращающихся сальниковых устройств между шлангами 70 и соплами, а наличие петель 71 повышает надежность и долговечность работы шлангов. Ширина очищенной полосы равна удвоенному диаметру траектории перемещения сопла 35.

После очистки поверхность может быть промыта антикоррозионными растворами, 40 подаваемыми насосом 67 через сопла

35.

Реактивная сила от выходящей из сопел 35 струй воды воспринимается консолями 33 и передается на телес- 45 копическую колонну 61, однако усилие прижима корпуса 1 крестовиной 9 с роликами 10 к поверхности 11 со стороны колонны 61 должна быть не менее чем в два раза больше реактивной-силы струй воды.

После очистки окраска поверхности

11 может быть произведена двумя способами: безвоздушным распылом краски и растиранием краски катковыми кистями.

При окраске очищенной поверхности способом безвоздушного распыла краски вместо очистных сопел 35 устанавливают окрасочные сопла 36 на расстоянии 400-600 мм от окрашиваемой поверхности и шлангами 70 с петлями

7l соединяют их с коллектором 69, к которому присоединяется напорный ! шланг 66 от насоса 63. Окраску поверхности 11 мох<но производить как непод- 5 вижными, так и перемещаемыми по круговым траекториям соплами 36 аналогично очистке соплами 35.

При окраске очищенной поверхности способом растирания наносимой на поверхность краски катковыми кистями напорный шланг 66 присоединяют к краскоподающей трубке 55 сопла 36 со шлангами 70 снимают, рычаги 42 устанавливают последовательно один за другим между щеками 41 обоймы 7 с помощью обойм 45 с пружинами 46, в отверстия щек 41 вставляют оси 50 и ударами молотка по шляпке 53 загоняют оси 50 на место, при этом конический конец 51 разжимает кольцо 54, которое затем заскакивает в кольце— вую выточку 52 аси 50, удерживая ее в этом пола><ении при работе устройства. Зубья полумуфты 25 выводят из зацепления с зубьями полумуфты 16 и шестерни 22, поворачивают так, чтобы выступы оказались напротив впадин 27, и оставляют полумуфту 25 в таком положении. Свободно поворачивают коромысло 32 в нижнее положение и фиксируют его стержнем 38. Включают моторредуктор 4, который начнет вращать обойму 7 с рычагами 42. Пружиной 46 катковые кисти 44 будут прижиматься к акрашиваемой поверхности и растирать наносимую соплом 56 на поверхность 11 краску.

Для снятия рычагов 42 ударам молотка по коническому концу 51 осей

50 выбивают кольца 54 иэ выточки 52. вынимают оси 50 из отверстий щек 41 и удаляют рычаги 42 с пружинами 46, обоймами 43 и катковыми кистями 44.

Оси 50 устанавливают на место в от— верстия щек 41 ударами молотка па шляпке 53 — в таком виде устройство используют для обработки поверхностей соплами 35 и 36.

Данное изобретение обеспечивает создание универсального устройства для очистки и окраски наружной поверхности корпуса судна, которое повышает производительность и качество обработки, уменьшает потери рабочего времени при переходе ат очистки к окраске, сокращает количества видов устройств для обработки корпусов судов и увеличивает срок службы защитного покрытия.

1. Устройство для очистки и окраски наружной поверхности корпуса судна, содержащее корпус с кронштейном, привод и обойму с соплами, шлангами подпружиненными рычагами на осях и со съемными подпружиненными рычагами на осях, имеющими катковые кисти, причем обойма имеет шестерню, связанную с приводом,а т л и ч а ю щ е е

747771 с я тем,что,с целью улучшения эксплуатационных свойств устройства,оно снабжено механизмом перемещения рабочих органов, состоящим из дополнительного вала с шестернями и коромысла, на концах консолей которого установ- 5 лены сопла и к которому шарнирно присоединены рычаги, жестко связанные с шестернями синхронного вращения рычагов, смонтированными на корпусе, причем дополнительный вал своими шес- Ц тернями кинематически связан с одной стороны с шестерней обоймы, а с другой — с шестернями синхронного вращения рычагов.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что шестерня дополнительного вала„ связанная с шестернями синхронного вращения рычагов, свободно установлена на дополннтельном валу посредством подшипника и связана с упомянутым валом посредством расцепной подпружиненной зубчатой муфты.

3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что расцепная зубчатая муфта состоит из пружины и двух полумуфт, одна из которых закреплена на дополнительном валу имеет на зубцах впадины, в которых расположены выступы, выполненные на зубьях другой полумуфты, прижатой к первой полумуфте посредством пружины.

4, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что коромысло имеет отверстие, а на корпусе смонтирован стопор со стержнем.

5. Устройство по п.l, о т л и ч а ю ю щ е е с я тем, что на шестернях синхронного вращения рычагов выполнеыы отверстия.

6. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что шланги имеют петлеобразные участки.

7. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оси подпружиненных рычагов зафиксированы от выпадания запорными кольцами, расположенными в отверстиях обоймы.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 489532, кл. B 05 В 3/02, 1972.

47771

Составитель В.Макеев

Редактор Г.Нечаева Техред Ж. КастелевичКорректор М. Демчик

Заказ 4153/11 Тираж 49 7 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4