Захватное устройство для грузов с фигурной головкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИСАЙ Е
ОБРЕ ГЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистически
Республик бн747802
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву . (22) Заявлено 300578 (21) 2622013/29-11 (51)М, Кл.2
В 66 С 1/бб с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Госуаарственныи комитет
СССР по «елам .изобретений и открытий
Опубликовано 15.0 780. Бюллетень № 26 (53) УДК 621. 86. 061 (088.8) Дата опубликования описания 150780 (72) Авторы изобретения
Н.И.Лизунов и A Ë.Åãoðoâ (71) Заявитель (54) ЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУЗОВ
С ФИГУРНОЙ ГОЛОВКОЙ. ЪЫ
Изобретение относится к грузо- . захватным устройствам, используемым, в частности, для перегрузки топливных сборок в ядерных реакторах.
Известно захватное устройство для грузов с фигурной головкой, содержащее корпус и установленные на нем посредством штока захватные
Щей ма в органы, соединенные тросом с грузо10
Ййййййф
В и: -подьемным механизмом ГЦ .
Это устройство, однако, не обеспечивает безопасного выполнения операций, поскольку возможно отсоединение захватных органов от груза. 15
Наиболее близким к описываемому изобретению является захватное устройство для грузов с фигурной головкой, размещенное в направляющем канале и содержащее корпус, шарнирно 20 установленные в корпусе захватные рычаги и копир для управления ими, закрепленную в корпусе эвездочк 7, охватываемую цепью, связанной с грузоподъемным механизмом C2g . 25
Недостатком этого устройства явля- ется недостаточно надежное удержание груза,так как в результате возможного сйручивайия цепи под действием толкающего усилия ветви рас- 30
««2 клиниваются, что препятствует раскрытию захватных рычагов. При исчезновении сил сопротивления возможно свободное падение груза.
Целью изобретения является повышение наДежности работы устройствас
Цель достигается тем; что в корпусе посредством закрепленной в нем оси установлен конический дифференциал., содержащий, водило, шарнирно соединенное с копиром, и два колеса, закрепленные на оси, в направляющем канале установлены упоры, а в корпусе — "шкйвы, причем одно из" колес соединено бесконечной лентой со звездочкой, а второе посредством бесконечной ленты, снабженной упорами, взаимодействующими с УПорами направляющего канала, соединено со шкивами.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, разрез; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1.
Устройство содержит корпус 1 с установленной в его верхней части звездочкой 2, связанной цепью 3 с приводом перемещения захвата, выполненного в виде кинематически рассогласованных барабанов 4 и 5. B нижней части корпуса 1 расположены захват7,47802 тные рычаги 6 с копиром 7 для управления ими, стакан 8 с пружиной 9 и, фиксатор 10 с пружной 11. Выше.эахва ных- pQMaroa 6 в корпусе захвата установлен конический дифференциал 12.
Центральное. колесо 13 дифФеренциала
12 бесконечной лентой 14 и шкивом
15 кинематически связано co звездочкой 2. Другое центральное колесо 16 дифференциала 12 охвачено бесконечной лентой 17 с закрепленными на ней упорами 18, взаимодействующими с . упорами .19, расположенными в направляющем канале 20 йерегрузочной машины. Бесконечная лента, 17 охватывает два шкива 21 и 22, которые установ лейы в корпусе 1 захвата таким образом, что лента на участке между этими шкивами параллельна образующей направляющего канала 20 и расположена в прорези 23, выполненной в корпусе 1 захвата. Водило 24 дифференциа- ла 12 связано с копиром 7 с помощью . звена 25.
Устройство работает следующим образом.
Захват с подвешенной топливной сборкой 26 перемещается вниз под действием веса сборки по направляющему каналу 20 перегрузочной машины при отключенном барабане 5 (левая ветвь цепи 3 не наматывается на барабан 5)
И включенном барабане 4 (правая ветвь цепи 3 сматывается с барабана 4).
В случае застревания топливной сборки в технологическом канале реакто}ра (канал реактора на чертеже не показан) включается барабан 5, скорость вращения которого меньше скорости вращения барабана 4..При этом происходит вращение звездочки
2 и провисание правой ветви цепи 3.
Вращение звездочки 2 через бесконечную ленту 14 передается центральным колесам 13 и 16 дифференциала
12, при этом вращение водила 24 дифференциала 12 не происходят, поскольку копир-7 зафиксирован фиксатором
10. Вращение центрального колеса
16 йриводится в движение бесконечная лента 17, при этом упоры 18 вступают в контакт с упорами 19. При их взаимодействии в силу принудительного перемещения ленты 17 отбарабана 5 происходит перемещение вниз кбрпуса 1 захвата. Для этого наружные диаметры звездочки 2, шкива 15 и шкивов, сблокированных с центральными колесамй 13 и 16 дифференциала 12, выполнены таким образом, что усилие, передаваемое упором 18 на упор 19 больше, чем усилие в левой ветви цепи 3, наматываеМой на барабан 5.
За счет принудительного движения вниз корпуса 1 захвата происходит дожатие топливной сборки 26 в канал реактора. Величина дожатия топлив-! ной сборки регулируется натяжением
4 в леной ветви цепи 3, наматываемой на барабан 5.
После того, как топливная сборка
26 установлена в канал реактора, корпус 1 захвата продол>кает перемещаться вниз, при этом пруЖина 9 сжимается. Стакан 8 развернет фиксатор
10 и разблокирует копир 7.
Затем изменяется направление вращения барабанов 4 и 5 в противоположную сторону. Правая ветвь цепи
3 будет наматываться на барабан
} а левая ветвь цепи 3 будет сматываться с барабана 5. При этом произойдет изменение направления вращения знез15 дочки 2 и бесконечной ленты 14. Поскольку копир 7 расфиксиронан, то с этого момента. сателлиты конического дифференциала начнут обкатываться по его центральным колесам и вызовут поворот водила 24, что н свою очередь
20 вызовет перемещение копира 7 ньерх и сведет захватные рычаги б. Топливная сборка расцеплена с захватом.
При подъеме корпуса 1 захвата (правая ветвь цепи 3 наматывается на барабан 4,а барабан 5 неподвижен), стакан 8 освобождает фиксатор 10, который под действием пружины 11 разворачивается и фиксирует копир 7, тем самым фиксируя водило 24.
При дальнейшем подъеме захвата вверх и застопоренном водиле 24 начинает вращаться бесконечная лента
17 н направлении, противоположном опусканию захвата. В этом случае упоры 18 обкатываются по упорам 19 и корпус 1 захвата может быть поднят вверх по направляющему каналу 20 перегрузочной машины.
Зацепление и подъем тОпливной сборки происходит следу|сщим обра40 зом..
Захват, опускаясь вниз стаканом
8, опирается.на топливную сборку 26,. при этом захватные рычаги б войдут внутрь топливной сборки.
45 Стакан 8 отводит фиксатор 10 и .расстопоринает копир 7, который перемещаясь вниз разводит захватные рычаги б в кольцевую выемку топливной сборки 26. При подъеме корпуса
1 захвата происходит стопорение копира 7 фиксатором 10.
Подъем захвата со сборкой происходит аналогично подъему пустого захвата.
В тех случаях, когда необходимо приложить к топливной сборке усилие для ее срыва из канала реактора
I подъем захвата осуществляют при наматывании правой ветви цепи 3 на барабан 4 и сматывании леной ветви цеQQ пи 3 с барабана 5. Тем самым создаются условия, при которых упоры 18 давят на упоры 19 сверху. Усилие, передаваемое упором 18 на упор 19, будет больше, чем усилие н правой вет-. ви цепи 3, осущестнляющей.подъем за747802 хвата. В результате взаимодействия упоров 18 и 19 происходит подрыв топливнойсборки при подъеме захвата.
Формула изобретения 5
Захватное устройство для грузов с фигурной головкой, размещенное в направляющем канале и содержащее корпус, шарнирно установленные в корпусе захватные рычаги и копир для управления ими, закрепленную в корпусе звездочку, охватываемую цепью, связанной с грузоподъемным механизмом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, в корпусе посредством закрепленной в нем оси установлен конический дифференциал, содержащий водило, шарнирно соединенное с копиром, и два колеса, закрепленные на оси, .Я ф в направляющем канале установлены упоры, а "в " кбрпусе — шкивы, причем одно из "колес дифференциала соединено бесконечной лентой со звездочкой, а второе посредством бесконечной ленты, снабженной упорами, взаимодействующими с упорами "направляющего канала, соединено " со=кживами.
Йсто тники информапии, принятые во внимание при экспертизе .1. Патент Швейцарии Р 553630, кл. G 21 С l9/00, 1963.
2, Патент Великобритании Р 923442, кл. 78 (4), 1968 {прототип).
747802
Составитель Ю.КозлоЪ
Техред Я.Бирчак Корректор М.Бигула
Редактор Н.Вирко
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Закаэ 4159/13 Тираж 932 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР
rio делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5