Способ переработки нефти
Иллюстрации
Показать всеРеферат
- i "...с
О П И С А Н И Е (1,747877
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.03.78 (21) 2595640/23-04 (5I ) Ì. Кл.
С 10 G 7/00 с присоединением заявки №
Государственный комитет (28) Il риоритет до делам изобретений и открытий
ОпУбликовано 15.07.80, Бюллетень ¹ 26 (53..) УДК
665.635 (088.8) Дата опубликования описания 17,07 80
Б. A. о1ельников, О. К. Одинцов, С. Н. Хаджиев и И. А. Александров (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ
Изобретение относится к способам переработки нефти путем перегонки и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известны способы переработки нефти, включающие перегонку нагретого сырья в атмосферной колонне (1}. Получаемые цри этом боковые погоны — фракции светлых нефтепродуктов направляют в отпарные колонны. Отпарные продукты возвращают в атмосферную колонну. С целью дополнительного отгона светлых нефтепродуктов от мазута в нижнюю отгонную часть атмосферной колонны подают водяной пар.
Недостатки способов заключаются в йеполном извлечении целевых светлых фракций из нефти, в результате чего в мазуте остается значительное количество дизельных и керосиногазойлевых фракций. Это объясняется повышенным давлением в отгонной части колонны (1,4 — 1,8 атм) и низкой четкостью погоноразделения при малых значениях флегмовых чисел (0,1 — 0,4) в этой секции.
С целью дополнительного отгона целевых керосино-газойлевых фракций бт мазута в способах в низ отгонной части колонны вводят
2 водяной пар. Водяной пар, вводимый в нижнюю часть колонны и в нижнюю часть отпарных колонн, попадает в укрепляющую (концентрационную) часть колонны, где и тормозит процесс массопередачи.
Наиболее близким к изобретению является способ переработки нефти путем перегонки в атмосферной колонне с получением боковых погонов фракций светлых нефтепродуктов, Боковые погоны направляют в отпарные колон ны. Всю флегму с нижних тарелок укрепляющей части атмосферной колонны с температурой 310-330 С дросселируют в колонну, в которой поддерживают остаточное давление 100300 мм рт.ст. Пониженное давление создают с помощью вакуумсодержащего устройства. В нижнюю часть этой колонны подают частично или полностью мазут при температуре 310— о
330 С, куда возможна также подача водяного пара. Из колонны отводят одну или несколько тяжелых фракций дизельного топлива, кипящих при температуре выше 200 С (21.
Указанный способ недостаточно эффективен, так как в колонне переработки флегмы не
747877
10 достигается достагочно полного отбора светлых нефтепродуктов.
Белью изобретения является повышение эффективности способа.
Поставленная цель достигается описываемым
5 способом переработки нефти путем перегонки в атмосферной колонне с получением боковыми погонами фракций светлых нефтепродуктов, направлением фракций в отпарные колонны, переработкой флегмы, дроссенированной с нижних тарелок укрепляющей части атмосферной колонны в колонне под вакуумом с направлением паров с верхней части отпарной колонны газойневой фракции в нижнюю часть колонны переработки. флегмы, конденсацией продукта верхней части последней колонны и смещения его с продуктом нижней части отпарной колонны газойневой фракции.
Предпочтительно остаточное давление в колонне переработки флегмы 250 — 350 мм рт.ст. поддерживают путем смешения сконденсированного продукта верхней части колонны с продуктом верхней части, поступающям на конденсацию. 25
Отличительные признаки способа закнючаются в подаче паров с верхней части отпарной колонны газойневой фракции в нижнюю часть колонны переработки фнегмы, конденсации и смешению продукта с верхней части последней колонны с продуктом нижней частй отпарной колонны газойпевой фракции, а также в. предпочтительных условиях проведения процесса.
На чертеже приведена принципиальная схема проведения способа.
Ноток нефти по линии 1 при температуре
350 †3 С направляют в атмосферную колонну 2, из которой сверху по линии 3 при температуре 130 — 140 С выводят пары бензино- 40 вой фракции (н.к, .40 С, к.к. 150-170 С).
Сбоку через отпарную колонну 4 по линии
5 при 175 — 185 С отводят фракщпо литроина (н.к. 130 — 150 С, к.к. 230 — 240 С), через отпарную колонну 6 по линии 7 при 220 — 225 С отводят фракцию керосина, через отпарную колонну 8 по линии 9 при температуре 250—
280 С фракцию газойня (н.к. 200 — 210 С, до
350 С выкипает 85 — 96%). Всю тяжелую флегму (н.к. 195 — 2!УС, до 350 С с выкипает
25 — 30%) с нижней тарелки 10 укрелляющей части атмосферной колонны 2 выводят по линии 11 при температуре 310 — 320 С, дроссепйруют и.подают в отпарную колонну 12, в которой поддерживают остаточное давление
250-350 мм рт.ст., температуру 250 — 285 С.
Под нижнюю тарелку отпарной колонны 12 по линии 13 при температуре 260 — 295 C по4 дают пары керосина {н.к. 180 — 200 С. к.у, 290
310 С).
Последние являются инертными компонентамч, способствующими одновременно с вакуумом испарению паров тяжелого газойля из тяжелой флегмы. Наличие вакуума в отпарной колонне 2 обеспечивает условия перегрева паров керосина, что усиливает эффект паров керосина в качестве инертного компонента для отпарки. Остаточное давление в отпарной колонне 12 снижают конденсацией продукта верха (паров керосина и тяжелого газойля), отводимого по линии 14. Пря этом продукт верха конденсируют в холодильнике 15, затем через промежуточную емкость 16 насосом
17 подают в холодильник 18 и по линии 19 двумя потокамн по ходу движения паров вво дят в линию 14;
Сконденсированный продукт верхней части отпарной колонны !2 (н.к. 185 — 205 С, до
350 Ñ выкипает 65 — 75%) по линии 20смешивают с фракцией газойля, выводимои по линии
9. Полученную смесь выводят по линии 21 в качестве целевого продукта. Керосино-газойлевая фракция имеет н.к. 195 — 210 С, до 350 С выкипает 70 — 90%..
По линии 22 из отпарнон колонны 12 отводят тяжелую соляровую фракцию, по линии
23 из атмосферной колонны 2 — мазут.
П р и M е р. Опыт проведен с использованием схемы, представлещгой на чертеже.
В колонну 2 подают нефть в количестве
9 тыс. т./с (грозненская нефтесмесь).
Сверху,при температуре 140 Ñ и давлении
1,6 ата отбирают бензин (н.к. -40 С, к.к.—
165 C) в количестве 1570 т/с. Из отпарной колонны 4 при температуре 180 С и давлении 1,64 ата отбирают фракцию авиакеросина (н.к. !40 С, к.к. 235 ) в количестве
1600 т/с. В отпарную колонну 4 подают водяной пар в количестве 9 т/с.
Из отпарной колонны — б прн температуре
250 С- н давлении 1,69 ата отбирают фракцию осветительного керосина (н.к. 180 С, к.к. — 210 С) в количестве 540 т/с. В отпарную колонну 6 подают водяной пар в количестве 9,5 т/с.
Всю тяжелую флегму с нижних тарелок укрелпяющей части атмосферной колонны 2 выводят в количестве 300 т/с при температуре
318 С и давления 1,78 ата и дросселируют в отпарную колонну флегмьт 12, под нижнюю тарелку которой направляют с температурой
285 С пары керосина (н.к. 190 С, к.к. 300 С) из отпарной колонны фракции газойяя 8 в количестве 20 т/с. В колонне 12 поддерживают остаточное давление 330 мм рт.ст. при температуре 265 C. Снижение остаточного давления осуществляют путем конденсации смеси
5 747877 6 паров тяжелого газойля и керосина (к.к.195 C„÷åíèÿ (20 т/сут) керосина под вакуумом до 350 С выкипает 70%), отводимой сверху в отпарной колонне 8 и полного извлечения этой колонны в количестве 130 тонн в сутки, газойлевых фракций в количестве 110 т/сут
Конденсацию паров осуществляют в конденса- (37%) из тяжелой флегмы в отпарной колонторе-холодильнике и путем впрыска доохлаж- 5 не 12 при обработке флегмы керосиновыми денного конденсата паров в два сечения по парами и вакуумом. ходу движения паров. Сконденсированные па- С нижней части колонны 12 при темперары тяжелого газойля и керосина в количестве туре 260 С отбирают в количестве 190 т/с
130 т/с смешивают с фракцией газойля (харак- фракцию тяжелого соляра (н.к. 2б0 С, до теристика ее указана в таблице), которую отво- 10 350 С выкипает 18%, содержание смол темдят в количестве 2000 т/сут при температуре ного цвета 20%) которую используют в ка280 С иэ отпарной колонны 8 и получают цечестве сырья для термического крекинга. левую фракцию. Характеристика основных продуктов, поВысокий отбор керосино-газойлевой фрак. лученных в двух опытах, приведена в табции обеспечивается за счет полного иэвле- 1$ лице.
1 и о
IH о,ф ф х
<Ъ Я о
М о о
М
Б о о
5 Î и о
C) л
gó (.Р о о ь м
I I
Т
Ы о
v о
)ф
F4
ЕУ ) о
М а!
I 1
1 I а
A о
О х
О о
И х
° 4 .0,0 х а а а
«4 Фй о е
CV С 4
МЪ Ф» о о а о о
Г Ф м 1
Р
ID + +4Ý
„о z, .ц. М са
747877
îI 6« о„е м с
С» о0 ч м м
00 00 в а
С«4 С 4
СЧ Я
Р4 ГЧ
R„
О ао о х о И х М й3йз
v 4v м о в
С 4 CV ,м м о.
СЧ < 4
Е ао
О Ch
О0
3„0„ о о" м С4
Ф
"Й
*43
М
6
ЭЯ о
О.
Й о
3 о й(Ф о
Р1 О я Q
И Я
О.
Я Ф оО
Lo о о м о о
Ф
g Й о х
747877
Филиал ППП " Патент", r. Óæãîðîä,óë.Ïðîåê тная,4
9 Формула изобретения
1: Способ переработки нефти путем перегонки в атмосферной колонне с получением боковыми погонами фракций светлых нефтепродуктов, направлением фракций в отпарные колон. ны, переработкой флегмы, дросселирЬванной с яижиих тарелок, укрепляюшей части атмосферной колонны в колонне под вакуумом, о т1 л и ч а ю шийся тем, что, с целью ловы. ния эффективности процесса, пары с верхней части отнарной колонны газойлевой фракции подают в нижнюю часть колонны переработки — флегмы, продукт верхней части которой конденсируют и смешивают с продуктом нижней части отпарной колонны газойлевой фракции.
Ф
ЦНИИПИ Заказ 4179/16
Тираж 545 Подписное
2. Способ по п. 1, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что остаточное давление в колонне переработки флегмы 250 — 350 мм рт.ст. поддерживают путем смешения сконденсированного
5 продукта верхней части колонны с продуктом верхней части,поступаюшим на конденсацию, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гуревич И. Л., Технология переработки нефти и газа, ч. 1, М., "Химия", 1972, с. 297-301.
2. Авторское свидетельство СССР Р 438675, кл. С 10 6 7/00, 1969 (прототип).