Оградительная крепь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистическик
Республик
ОЛ ИСАНЙЕ
ЙЗОБРЕТЕЙ ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ(:ТВУ („ 74801 1 (61) Дополнительное к авт. спид-ву— (22) Заявлено 05.07.78 (21) 2639699/22-03 с присоединением заявки ¹â€” (23) Г1риоритет— (51) M. Kä 2
Е 21 D 19/04
Государственный комитет (53) УДК 624,191.6 (088.8) Опубликовано 15.07.80. Бюллетень №26
Дата опубликования описания 25.07.80 па делам нзооретеннй н открытий (72) Авторы Г. Т. Ширай, В. И. Титков, Р. Ф. Конных, Е. О. Буланова, изобретения 1О. В. Литинский и И. Л. Романенко
{71) Заявитель (54) ОГРАДИТЕЛЬНАЯ КРЕПБ
Изобретение относится к горному делу, а именно к оградительным крепям, используемым при проходке горных выработок.
Известны оградительные крепи, состоящие из внешней оболочки и внутреннего каркаса. Внешняя оболочка таких крепей .состоит из отдельных элементов, перемещаемых поочередно специальным индивидуальным приводом (1).
Однако эта крепь имеет большой вес, сложную конструкцию и требует много времени на монтаж и демонтаж.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является оградительная крепь, состоящая из каркаса, опоры оболочки с домкратами (2).
Недостаток данной крепи заключается в том, что определение оградительной крепи сопровождается возникновением больших усилий, особенно при отстоявшейся кровле. Так как упор при передвижке крепи осуществляется на постоянную крень, то эти усилия могут ее сдвинуть и сдеформировать, что значительно усложняет производство горных работ.
Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства путем снижения усилий на постоянную крепь.
Это достигается тем, что предлагаемая оградительная крепь снабжена опорной аркой, связанHoA с каркасом посредством жестких замков и домкратов, при этом оболочка выполнена из нескольких шандор.
На фнг. 1 представлена описываемая оградительная крепь; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фнг. !; на фиг. 3 — разрез
Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 5 — 11 — последовательность перемещения отдельных узлов крепи при передвижке.
Оградительная крепь состоит из следующих основных узлов.
Оболочка. В состав оболочки входят верхняя шандора 1 и две боковые шандоры
2 и 3. Передние и задние части шандор выступают за габариты каркаса, образуя в передней части аванбек, а в задней арьербек. Верхняя шандора 1 для придания ей большей жесткости имеет переднюю раму 4 и центральную раму 5. Центральная рама 5 снабжена кронштейном 6, а
748011 на передней раме 4 шарнирно установле ны забойные гидродомкрзты 7, служагцие для управления установленным нз званбекс забойным щитком 8.
Опора. Опора крепится к центральной раме 5 с помощью шарнира 9 и состоит из металлоконструкции 10, жестко связанной с опорными гидродомкрзтами 11. Привод поворота опоры вокруг шарнира 9 осуц ествляется с помощью гидродомкрзтз 12, один из концов которого шарнирно укрепив лен на кронштейне 6, а другой пз металлоконструкции 10.
Каркас. Каркас оградительной крепи состоит из двух жестких ферм (частей), верхней и нижней, связанных между собой с возможностью взаимного перемещения в вер- <5 тикальном направлении. Верхняя ферма каркаса образована двумя арками !3, жестко соединенными между собой расстрелами 14 и балками 15.
Нижняя ферма каркаса состоит из гидродомкратов 16, укосин 17, лыж 18 и балок 19. Для сохранения жесткости в горизонтальном направлении сочлененнь|х между собой верхней и нижней ферм каркаса и обеспечения их взаимного перемещения только в вертикальном направлении служат направляющие 2(. г. Для варьирования величины хола нижней фермы каркаса относительно верхней между балками 15 и 19 установлены наборы специальных откидных упоров 21.
Связь между каркасом и оболочкой осуществляется посредством захватов 22, жестко укрепленных на шандорах 1, 2 и 3 и взаимодействующих с расстрелами 14. Для передвижки шандор I, 2 и 3 оболочки и каркасы служат шандорные гидродомкрз— з ."э ты 23, цилиндры которых жестко связаны с шандорами, а на штоках шарнирно навешена опорная арка 24. Опорная арка 24 по форме повторяет конфигурацию внутренней части арьербека оградительной крепи.
На концах опорной арки 24 установлены 40 замки 25, позволяющие жестко скреплять ее с каркасом.
Установка постоянной крепи 26 пройденной выработки осу(цествляется с помошью специального крепеукладчика. В экстремаль45 ных условиях работы крепи применяются распоры 27 (фиг. 11).
Работает оградительная крепь следую щим образом.
В исходном положении гидродомкраты
l6 каркаса находятся в распертом положении, воспринимая действие горного давления на оболочку. Опора находится в транспортном (поднятом) положении (фиг. 5), не мешая производству работ по отбойке и погрузке горной массы (фиг. 5). После отработки забоя на заходку или в процессе его отработки (в зависимости от устойчивости окружающих пород) верхняя шандора 1 перемещается вперед шандорными гидродомкратами 23 (фиг. 6), отталкивающимися от опорной арки 24. Использовать арху 24 в качестве опоры для перемещения верхней шандоры 1 можно потому., что в процессе этой операции арка 24 жестко связана с каркасом замками 25 и с боковыми шандорами 2 и 3 и работаюгцими гидродомкратами 23, выполняюц,ими в этот момент роль гидроза м ков.
После подхватывания подзабойной кровли верхней шандорой 1 поочередно передвигаются подобным же образом боковые шандоры 2 и 3 (фиг. 7).
По окончании передвижки шандор 1, 2 и 3 проходческое оборудование выводится из-под оградительной крепи, посредством гидроцилиндра 12 опора приводится в вертикаль«ое положение и распирается опорными гидродомкратами . между центральной рамой 5 верхней шзндоры 1 и почвой выработки (фиг 2. 8). Домкраты 16 убираются., поднимая нижнюю часть каркаса до упора балок 15 нижней части в балки 15 верхнеи части каркаса. Расстояние подъема регулируется откидными упорами 21. Нижняя часть каркаса зависает на захватах
22 шандор 1, 2 и 3.
Затем шандорные гидродомкраты 23 одновременно приводятся в обратное движение, придвигая к шандорам 1, 2 и 3 опорную арку 24 Так как опорная арка 24 через замки 25 жестко связана с каркасом, то он переместится вперед на шаг уходки. Домкраты 16 распираются, прижимая шандоры к кровле и степкам выработки (фиг. 9).
После передвижки каркаса опорные домкрагы l l "âîäÿòñÿ., и " помощью гидроцилиндрз 12 опора возвращается в транспортное положение (фиг. 10) . ПредохранительНВН крепь приведена в положение, позволяющее занести под нее проходческое оборудование и провести следующим цикл проходческих работ.
Постоянная крепь выработки возводится с помощью специальных машин под защитой арьербека оградительной крепи (фиг. 11).
Проходка выработок с использованием предлагаемой оградительной крепи в условиях неустойчивости горных пород может сопровождаться экстремальными режимами работы.
Долгая остановка оградительной крепи, В этом случае опора спускается в вертикальное положение и распирается, воспринимая действие горного давления наравне с каркасом. Откидные упоры 21 вводятся в паз между балками 19 и 15, предотврагцая самопроизвольное сведение каркаса.
Зажатие оградительной крепи окружающими породами.
В этом случае откидные упоры 21 вводятся в паз между балками 19 и 15 с оставлением зазора в 5--10 мм. Гидродомкраты
7480!!
Формула изобретения
Х ц
16 каркаса просаживаются. уводя крепь от действия горного д-вления. В дальнейшем по мере проходки крен крепи постоянно выравнивается.
Если каркас не выдерживает отпора при передвижении шандор 1, 2 и 3, замки 25 раскрываются, шандорные домкраты 23 через опорную арку 19 отталкиваются от возведенной крепи 26 выработки. В этом случае между несколькими кольцами крепи 26 устанавливаются распорные деревянные брусья 27 (фиг. 11) для того, чтобы усилие домкратов 23 воспринималось четвертой или пятой секцией крепи, находящейся, как показывает опыт, в зоне установившегося горного давления.
Предлагаемая крепь характеризуется меньшим весом, удобством монтажа и демонтажа При ее передвижке возникают меньшие пс величине усилия, что позволяет отказаться при нормальной работе крепи от применения распорпых деревянных брусьев.
Оградительная крепь, состоящая из каркаса, опоры, оболочки с домкратами, отличаюа аяся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства путем снижения усилий на постоянную крепь, она снабжена опорной аркой, связанной с каркасом посредством жестких замков и домкратов, при этом оболочка выполнена йз нескольких шандор, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 3573! 8, w. Е 2 0 9)06, 1967.
2. Патент США № 2997853, кл. 61 — 85, опублик. 1961 (прототип).
748011
Составитель Н. Пятницкая
Редактор Г. Нечаева Техред К. Шуфрич Коррсктор В. Синицкая
Заказ 4201/22 Тираж 626 Подписное
1lH HHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытиИ
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4