Устройство для предпускового подогрева двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(ii}748026
Союэ Советскмк
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
-Ф (6I ) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 26. 06. 78 (2 I ) 263424 1/25-06 (Ь!)М. К. .
V 02 N 17/04 с присоединением заявки ¹вЂ” ееоуаерстееииые комитет (23) Приоритет— СССР
Опубликовано 15.07.80. Бюллетень ¹ 26
Дата опубликования описания 18.07.80 ио аеием изобретений и открытий (53 ) УД К 62 1. 4 3-574(088.8) В. К. Каздоба, В. Г. Лысенко и А. И. Разуменков (72) А вторы изобретения
Горловский филиал Донецкого политехнического института (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к устройствам для предпускового подогрева двигателя внутреннего сгорания.
Известны устройства для предпусково» го подогрева двигателей внутреннего .сгорания, содержащие центральную камеру. сгорания, снабженную зоной горения, примыкающей к одному из ее торцов, охватывающий камеру сгорания теплообменник, снабженный каналами для циркуляции охлаждающей жидкости двигателя, и трубопровод выпуска отработавших газов из теплообменника на обдув картера. Жидкость в теплообменнике движется в од15 ном направлении (Ц .
Однако теплообменник в этих устройствах недостаточно эффективен.
Известны также устройства для пред20 пускового подогоева двигателя внутреннего сгорания, содержащие центральную камеру сгорания, снабженную зоной горения, примыкающей к одному из ее тор2 цов, охватывающий камеру сгорания теплообменник, снабженный каналами для циркуляции охлаждающей жидкости двигателя и трубопровод выпуска отработавших газов из теплообменника на обдув картера. Для улучшения теплопередачи теплообменник снабжен радиальными ребрами на внутренней поверхности, омываемой газами сгорания. Два соседних ребра на стороне, противоположной о водящему патрубку, расположены с большим центральным углом между ними, чем между остальными соседними ребрами.
Такое расположение ребер в теплообменнике позволяет устанавливать оптимальное соотношение количества тепла, отданного отработавшими газами системам охлаждения и смазки двигателя (2) Однако эти устройства рассчитаны на одну величину угла между соседними ребрами для определенного типа двигателей, поэтому в них нет возможности регулирования соотношения количества теп20
40
3 7480 ла, передаваемого в охлаждающую жидкость и на обдув картера.
1lenbto изобретения является сокращение времени На подогрев двигателя путем регулирования соотношения количества тепла, передаваемого в охлаждающую жид5 кость и на обдув картера.
11ель достигается тем, что камера сгорания снабжена дополнительным выпускным патрубком, установленным в торце, противоположном зоне горения, и соединенным с трубопроводом выпуска огработавших газов иэ теплообменника, причем выпускной патрубок снабжен дроссельной заслонкой и блоком управления ее положением.
Блок управления может быть выполнен в виде электромагнита, подключенного к источнику тока, через два термореэистора, установленные в каналах охлаждающей жидкости и смазки.
Теплопередающая поверхность теплообменника может быть выполнена гофрированной.
На фиг. 1 изображен общий вид уст- 25 ройства; на фиг. 2 - разрез А»»А на фиг. 1; на фиг. 3 электрическая блоксхема управления дроссельной заслонкой; на фиг. 4 — кинематическая схема управления дроссельной заслонкой. 30
Устройство для предпускового подогрева двигателя внутреннего сгорания содержит центральную камеру сгорания
1, снабженную зоной горения, примыкающей к одному из ее торцов, многоходовой теплообменник 2, имеющий каналы для циркуляции охлаждающей жидкости, выполненные в виде гофрированных полостей 3, 4 и 5 для газов, образованных теплопередающей поверхностью, трубопровод 6 выпуска отработавших газов иэ теплообменника 2 на обдув картера («.à чертеже не показан). Камера сгорания
1 снабжена дополнительным выпускным патрубком 7, установленным в торце, противоположном зоне горения и содержащем дроссельную заслонку 8. Выпускной патрубок 7 соединен с трубопроводом 6 выпуска отработавших газов иэ теплообменника 2 контуром 9. Теплообменник 2 снабжен также патрубком 10 для выхода охлаждающей жидкости. Блок . управления положением дроссельной заслонки состоит из электромагнита 11, подключенного к источнику тока, двух терморезисторов 12 и 13, установленных в каналах охлаждающей жидкости и смаэKH двух подстроечных резисторов 14 и
26 4
15, включателя 16 и пружины 17 ° Теркгорезисторы 12 и 13 могут быть размецены в картере и в этом случае реагиру.от па температуру масла.
"- стройство работает следующим образом
Газы, образовавшиеся при сгорании топл. ва с воздухом в зоне горения камеры сгорания 1, поступают в теплообменIIик 2, где отдают часть тепла охлаждаюцей:кидкости, движущейся IIO полости 3.
Палее, часть газов уходит по полости 5, нагревая охлаждающую жидкость, движу.цуюся по полости 4, а затем через трубопровод 6 в контур 9, а часть газов поступает в контур 9 через дополнительный выпускной патрубок 7. При этом количество газов, проходящих через трубопровод
6 и дополнительный патрубок 7 определяется положением дроссельной заслонки
8, что равносильно изменению соотношения количества тепла, передаваемого в охлаждающую жидкость и смазку, находящуюся в каргере. Блок управления положением дроссельной заслонки 8 предварительно настраивается на установку оптимального соотношения количества тепла, отданного газами системам охлаждения и смазки двигателя, резисторами 14 и и 15 в зависимости от типа двигателя и температуры наружного воздуха. При прохождении тока через электромагнит 11 создается усилие, направленное противоположно усилию пружины 17 и поворачивающее дроссельную заслонку 8 на определенный угол. При отклонении от оптимального режима прогрева двигателя изменя« ются сопротивление терморезисторов 12 и 13, установленных в системе охлаждения и смазки двигателя, а следовательно, и ток, проходящий через электромагнит 11, что приводит к новому положению дроссельной заслонки 8, в результате чего устанавливается новый оптимальный режим прогрева.
В результате наличия дополнительного выпускного патрубка с дроссельной заслонкой и блоком управления ее положением устройство позволяет сократить время на подогрев двигателя путем ре.гулирования соотношения количества тепла, передаваемжо в охлаждающую жидкость и смазку, находящуюся в картере.
При этом температура жидкости и масла, необходимые для пуска двигателя, уста навливаются одновременно.
5 7480
Формула изобретения
1. Устройство для предпускового подогрева двигателя внутреннего сгорания, содержашее центральную камеру сгорания, снабженную зоной горения, примыкаюшей к одному из ее торцов, охватываюший камеру сгорания многоходовой теплообменник, снабженный каналами для циркуляции охлаждаюшей жидкости 10 двигателя и теплопередающей поверхностью, и трубопровод выпуска отработавших газов из теплообменника на обдув картера, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью сокрашения времени на подогрев 15 двигателя путем регулирования соотношения количества тепла, передаваемого в охлаждаюшую жидкость и на обдув картера, камера сгорания снабжена дополнительным выпускным патрубком, установленным в торце, противоположном зоне го-. рения и соединенным с трубопроводом вы26 6 пуска отработавших газов из теплообмен-. ника, причем выпускной патрубок снабжен дроссельной заслонкой и блоком управления ее положением.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч аю ш е е с я тем, что блок управления выполнен. в виде электромагнита, подключенного к источнику тока, через два терморезистора, установленные в каналах охлаждаюшей жидкосги и смазки.
3. Устройство по п.п. 1 и 2, о тл и ч а ю ш е е с я тем, что теплопередающая поверхность теплообменника выполнена гофрированной, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Николаев В. A. и др. Системы подогрева тракторных двигателей при пуске. М., «Машиностроение», 1977, с. 103, фиг. 42.
2. Авторское свидетечьство СССР
N 465800, кл. F 02 N 17/04, 1973.