Регулируемый фрикционный дисковый тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
O ll H C A H И Е ()748059
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6() Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено30.01.78 (2I ) 2573339/25-27 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Опубликовано 15.07.80. Бюллетень М 26
Дата опубликования описания 17.07.80 (51)М. Кл.
Р 16В 55/00 йоуднрственный комитет до делом изобретений и открытий (53) УДК62-592, .61 1.7 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. М. Мурашев, С. М. Кириллов, Е. В. Еремичев и В. В. Федотов (71) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМСХ3
Изобретение относится к области машиностроения н может быть использовано в устройствах для регулировки величины тормозного момента с высокой степенью точности, обладая при этом значительным сроком службы.
Известно тормозное устройство, содержащее тела качения, выполненные в виде металлических упругих колец, размещенных с натягом в кольцевом зазоре, обра1О зованным врашающимся валом и неподвижной обоймой (1) К недостаткам этой конструкции относится невозможность регулирования тор!
5 мозного момента и его нестабильность, так как упругие кольца при качении мс гут разворачиваться в пределах зазоров между ними и внутренними стенками устройства, что может привести кзаеданию качения, вместо качения появляется элемент скольжения, т.е. движение юзом
Кроме того, упругие кольца при качении могут сместиться (скрутиться) в одну сто рону относительно центра врашения вала, что приведет к трению скольжения между телами качения с удвоенной скоростью между ними, что также к нестабиль ности тормозного момента.
Известно тормозное устройство, содержашее вал и установленное на нем с определенным натягом тормозное кольцо из пьезокерамики, связанное с источником энергии управления высокочастотным генератором (21
К недостаткам конструкции относится сложность исполнения, так как требуется высокочастотный генератор, и быстрое изнашивание тормозного кольца, выполненного из пbезокерампки.
Известен также регулируемый фрикци онный дисковый тормоз, который наиболее близок к изобретению, содержаший опорный диск со ступицей, нажимной диск и ломешенные между ними с возможностью радиального перемешения фрикционные элементы. с накладками, а также устройство для, регулировки тормозного момента, 3 7480 включаю|нее поворотный диск со штырем и поводками $3j .
Недостатками известной конструкции является быстрый износ фрикционных накладок, наличие постоянных изгибающих моментов на валу, так как к пальцу прикладываются постоянные значительные усилия во время всего процесса торможения, направленные перпендикулярно к оси вала и отстояшие от нее на значи- 1О тельном расстоянии, что является нежелательным в устройствах высокой точности. К пальцу необходимо прикладйвать в процессе регулировки значительные усилия, так как он постоянно испытывает дав15 ление нажимного диска а в процессе регулирования тормозного момента по мере прикладывания усилия к пальцу, фрикционные накладки будут приходить в движение не сразу. Сначала будет происходить упругая деформация пластин (за счет их значительной длины и малой жесткости), а затем скачкообразное перемешение накладок, так как трение покоя больше трения движения, следовательно, высокой точности регулировки тормозного момента достит нуть невозможно (особенно при значительных удельных давлениях на накладки).
Кроме того, не исключена возможность заклинивания или заедания пластины в месте контакта ее прорези о пальцем— поводком.
Целью изобретения является повышение точности регулирования тормозного момента и увеличение срока службы тормоза путем снижения усилия при его регулировкr, Цель достгц «ется тем, что устройство для регулировки тормозного момента снаб40 жено подпружиненными толкателями с закругленными концами, установленными в опорном диске, гайкой с пазами и лепест
1 ковой пружиной, связанной с гайкой и с фрикционными элементами, ступица опор=
45 ного диска имеет резъбовой участок, на котором с возможностью осевого перемешения установлена гайка с пазами, а поворотный диск выполнен с радиальными канавками на торце для размещения концов
50 толкателей с глубиной, превышаюшей зазор между толкателями и наживным диском, при этом поворотный диск установлен на ступице опорного диска с возможностью проворота, а поводки размещены в пазах
>5 гайки, ширина которых превышает ширину канавок поворотного диска.
На фиг-. 1 представлен тормоз, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — сечение
59 4
А-Л на фиг.1: на фиг. 3 — вид по стрелке
Б на фиг. 1.
Тормоз содержит установленный на валу 1 с помощью муфты 2 нажимной диск
3 и опорный диск 4 со ступицей, имеющей резьбовую 5 и гладкую 6 части. На опорном диске 4 установлены толкатели 7, подпружиненньге в осевом направлении пружинами 8 в сторону от диска 3. На резьбовой части 5 ступицы установлена поворотная гайка 9 с пазами 10. Между поворотной гайкой 9 и опорным диском 4 установлена со свободой осевого перемещения лепестковая пружина 11. Концы лепестков пружины 11 жестко связаны с фрикционными элементами 12, которые снабжены накладками и установлены со свободой радиального перемешения в направляющих 13, выполненных в опорном диске 4. На гладкой части 6 ступицы со свободой вращения установлен поворотный диск 14 со штырем
15 и канавками 16 с наклонными стенками на своем торце. Глубина канавок 16 превышает зазор между толкателями 7 и нажимным диском 3, при этом в канавках
16 установлены одноименные скругленные концы толкателей 7. На поворотном диске
l 4 предусмотрены поводки 1 7, свободные концы которых установлены в пазы 10 поворотной гайки 9 =имметрично боковым стенкам пазов.
Устройство работает следуюшим образом.
При повороте диска 14штырем 15 за счет наличия боковых скосов в канавках
16 -.îëêàòåëè 7 сдвигают нажимной диск
4 в осевом направлении. При этом между накладками фрикционного элемента 12 и нажимным диском 3 образуется зазор.
При дальнейшем развороте диска 14 поводки упираются в боковые стенки пазов
10 и начинают вращать поворотную гайку 9, воздействующую на пружину 11, кс торая сдвигает или раздвигает фрикционные элементы 12, закрепленные на концах ее лепестков и установленные в радиальных направляюших 13.
При установке необходимого тормозного момента диск 14 поворачивается в обратном направлении до западания под действием пружин 8 одноименных концов толкателей 7 в канавки 16, после чего диск
3 поджимается к накладкам фрикционного элемента 1 2 пружиной 1 8, осуществляя торможение с необходимым тормозным моментом.
Предлагаемый тормоз обладает рядом преимушеств. Регулирование тормозного
74 момента осуществляется при наличии зазора между накладками фрикционного элемента и нажимным диском, следовательт,но, износ диска будет меньше, увеличивается срок службы тормоза на усилие регулировки тормозного момента влияет в основном только сила трения при перемещении фрикционных элементов в page альных направляющих, а точность регулировки тормозного момента зависит от шага резьбы поворотной гайки и ступицы опорного диска, следовательно, можно осу ществлять регулировку тормозного момен та с высокой степенью точности; штырь поворотного диска в рабочем состоянии не нагружен и шарнирные пары, подверженные быстрому износу, отсутствуют предлагаемый регулируемый фрикционный дисковый тормоз увеличивает срок службы и снижает усилие при регулировке тормозного момента. формула изобретения
8059 6 дисксоштырем иповодками, от лич ающий« ся:тем, что, с целью повышения точности регулирования тормозного момента и увеличения срока службы тормоза путем снижения усилия при его регулировке, устройст" во для регулировки тормозного момента снабжено подпружиненными толкателямн с закругленными концами, установленными в опорном диске, гайкой с пазами и лепесч ковой пружиной, связаннойс гайкой исфрикционными элементами, ступица опорного диска имеет резьбовой участок, на котором с возможностью осевого перемещения установлена гайка с пазами, а поворотный диск выполнен с радиальными канавками на торце для размещения концов толкателей с глубиной, превышающей зазор между толкателями и нажимным дио.ком, при этом поворотный диск установлен
2О на ступице опорного диска с возможностью поворота, а поводки размещены в пазах гайки, ширина которых превышает ширину канавок поворотного диска.
Регулируемый фрикционный дисковый тормоз, содержащий диск со ступицей, нажимной диск и помещенные между ними с возможностью радиального перемещения фрикционные элементы с накладками, ЗО а также устройство для регулировки тормозного момента, включающее поворотный
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
No 421824, кл. Г 160 63/00, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 465502, кл. Г 16Q 63/00, 1973.
3. Авторское свидетельство СССР
¹ 319765, кл. F 16 Э 55/00, 1970.
748059
Фиг. г
Зад b
Подписное
Тираж 1095
Заказ 4208/23
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель К. Глаголев
Редактор О. Торгашева Техред А,. Куликовская Корректор С. Шекмар