Клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
oIo3 оветскмх
Соцмалмстмческмх
Республмк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф г (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 100278 (21) 2595086/25-0 (51) М ) л с присоединением заявки № (23) Приоритет
F 16 К 1/12
F 16 K 31/122
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
Опубликовано 150780. Бюллетень ¹ 26
Дата опубликования описания 1507.80 (53) УДК 621.646 (088. 8) (72) Авторы изобретенм я
Н. Н, Кузнецов и Н. С. Лапшин (71) Заявитель (5 4 ) КЛАПАН
Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к уотройствам для управления подачей рабочих сред, и может быть применено для дистанционного управления открытием и закрытием магистральных трубопроводов гидро-пневмосистем.
Известны клапаны, в конструкции которых заложена техническая возмож- )p ность после небольших преобразований собирать клапаны типа нормально закрыт и нормально открыт из одного набора унифицированных деталей и преобразовывать один тип в другой, К их числу относится мембранный клапан с гидро(пневмо) приводом, включающий корпус с двухсторонним седлом, переустанавливаеьий запорный 2-0 орган с двухсторонним штоком, установленным на двух мембранах, укрепленных между крышками корпуса, одна из которых является корпусом гидро (пневмо) привода (11. 25
Запорный орган клапана смещен относительно средней ч асти штока т аким образом, что в сборке он взаимодействует или с верхней рабочей поверхностью двухстороннего седла, или при повороте штока на 180 с нижней рабочей поверхностью седла. При этом обеспечивается работа клапана либо по схеме нормально закрыт т либо нормально открыт .
Описанная конструкция мембранного клапана с гидро (пневмо) приводом имеет существенный недостаток.
С повышением давления увеличивается деформация мембраны, следователь" но, сокращается срок ее службы.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является запорный клапан 521-55.036 типа нормально закрыт (2j.
Клапан включает корпус с седлом, эацорный орган со штоком и гидро (пнев мо) при вод, содержащий корпус привода с отверстием для подвода управляющего давления и подпружиненный поршень, связанный со штоком запорного орган а.
Клапан прост, удобен и надежен в эксплуатации, но не удовлетворяет требованию унификации — собирается и работает только по типу нормально закрыт . Для сборки клапана, работающего по типу нормально открыт используется уже другой комплект дета748074 лей привода (новые корпус привода, поршень и вставка) .
Целью настоящего Йзобретения являетс я создание конструкции клапана с поршневым гидро (пневмо) приводом, который сочетал бы достоинства прототипа с возможностью сборки клапанов двух типов (нормально закрыт и нормально открыт ) из одного комп1лекта деталей, указанная цель достигается тем, что в известном запорном клапане, включающеМ корпус с седлом, запорный орган со штоком и гидро(пневмо) привовод, содержащий корпус привода с отверстием для подвода управляющего давления и подпружиненный поршень, связанный со штоком запорного органа, согласно изобретению корпус. привода снабжен дополнительным отверстием для подвода управляющего давления, а поршень связан со штоком запорного 20 органа через вставку, выполненную с двумя посадочными поверхностями для поршня и присоединительным элементом для штока запорного органа, С целью облегчения сборки и пре- э5 образования клапана посадочные поверхности вставки выполнены рез ьбовы4
Выполненные связи между поршнем и штоком запорного органа через промежуточную деталь — вставку с двумя посадочными поверхностями для поршня позволяет осуществлять переустановку последнего, что обеспечивает возможность сборки клапанов двух типов (нормально открыт и нормально закрыт ) иэ одного комплекта деталей.
На фиг. 1 представлен клапан,собранный по типу нормально закрыт, общий вид," на фиг„ 2 — то же, собран- 40 ный по типу нормально открыт .
Клапан включает корпус 1 с седлом
2, запорный орган 3 со штоком 4 и гидро(пневмо) привод 5, содержащий корпус 6 привода с отверстиями 7 и 8 для подвода управляющегo давления, поршень 9 привода, выполненный в форма стакана, поджатый пружиной 10, крышку 11 привода.
Поршень 9 имеет центральное отверстие 12 для закрепления в нем вставки 13, выполненной с двумя посадочными поверхностями 14 и 15 для поршня.
9 и присоединительным элементом 16 для закрепления штока 4 запорного органа 3. Шток запорного органа имеет головку 17, с помощью которой устанавливается В присоединительный элемент
16 вставки 13, Посадочные поверхности 14 и 15 вставки 13 могут быть выполнены резь- <0 бовыми.
Клапан работает следующим образом„
Для з акрытия клапан а, собранного по типу нормально открыт управляющее давление подается через отвер- стие 7 в корпусе б . ривода в полость над поршнем 9, Поршень 9, сжимая пружину 10, двигается вниз, опуская связанный с ним посредством вставки 13 з апорный орган 3 — клапан з акрыт.
При прекрашении действия управляющего сигнала пружина 10 отжимает поршень 9 в исходное положение.
Для преобразования клапайа типа нормально открыт в нормально э акрыт необходимо снять крышку 11 привода, вынуть из корпуса б привода поршень 3,. предварительно открутив вставку 13, э атем вынуть пружину 10 и вставку 13. Затем повернуть поршень на 180О и, поместив. поршень . 9 днищем вниз в корпус б привода, приподнять шток запорного органа 4 и соединить его со вставкой 13. После этого вставка 13 вкручивается в поршень 9, устанавливается пружина 10 и крышка привода 11 закрывается.
Для открытия клапана, собранного по типу нормально закрыт, управ ляющее давление подается через отверстие 8 в корпусе б привода под поршень 9. Поршень 9, сжимая пружину
10, двигается вверх, поднимая связанный с ним посредством штока 4 и вставки 13 эапорный орган 3 — клапан открыт .
Предлагаемая конструкция клапана с универсальным гидро (пневмо) приводом обеспечивает воэможность получения при сборке из одного комплекта унифицированных деталей либо нормально закрытого, либо нормально открытого исполнений.
Формула изобретения
1, Клапан, содержащий э апорный орган со штоком, вз аимодействующий с гидропневмоприводом, выполненным в виде размещенного в корпусе с отверстием для подвода управляющей среды подпружиненного поршня, связанного со штоком запорного органа, о т л ич аю щи и с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и снижения себестоимости, корпус привода снабжен дополнительным отверстием для подвода управляющей среды, а между штоком и поршнем установленаа вставка с присоединительным элементом для закрепления штока запорного органа и двумя посадочными поверхностями для поршня, 2. Клапан по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что посадочные поверхности вставки и поршня выполнены реэьбовыми, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 181926 кл, F 16 К 31/02, 1969 .
2, Запорный клапан по чертежу
521-55 ° 036, 1971 °