Транспортер сейсмических приемников

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

748315

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистическик

Республик (6 I ) Дол ол интел ьное к а вт. с вид-ву (51)М. Кл. (22) Заявлеио24.01.78 (21) 2574138/18-25

Гооударотввнаый комитет

СССР но делам изобретений н открытий с присоединением заявки № (23) Приоритет

5 01 Ч 1/16

Опубликовано 15.07.80. Бюллетень ¹ 26

Дата опубликования описания 15.07.80 (53) УД К 550.834 (088.8) (72) Автор изобретения

К). П. Бевзенко

Трест Тюменьнефтегеофизика" (7I ) Заявитель (54) ТРАНСПОРТЕР СЕЙСМИЧЕСКИХ ПРИЕМНИКОВ

Изобретение относится к устройствам для механизации сейсморазведочных работ.

Известны устройства $1) для механизации сейсморазведочных работ, которые представляют собой сплошные тяговые элементы, например гибкие тросы или лен«5 ты, с закрепленными на них жесткими контейнерами, вмещающими сейсмоприемники и соединительные провода, при этом тяго-. вая ось всей системы располагается на высоте, в несколько раз меньшей ширины ленты, что обеспечивает хорошую устойчивость системы.

Однако размещение жестких контейнеров на сплошных тяговых элементах (тросах, лентах); приводит к тому, что нз за наличия в последних сопротивления изгибу часть контейнеров зависает над углублениями микрорельефа.

Зависшие на тросах или ленте «онтейнеры образуют колебательные системы с выраженным резонансом, вследствие чего расположенные в них сейсмоприемники вы-2 дают сигналы, не соответствующие сейсмическим колебаниям грунта.

Кроме того, параллельно расположенные тросы и плоские ленты не позволяют делать повороты с малым радиусом в горизонтальной плоскости, что снижает манев ренность устройств и создает дополнительные помехи от напряженных на изгибах профиля участков тросов и лент.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство

$2), выполненное в виде продольно-жесткой плоской цепи их жестких контейнеров, соединенных между собой расположенными накрест пальцами.

Такое выполнение транспортера полностью исключает упругое сопротивление изгибу, чем достигается лучшее облегание микрорельефа и значительное ослабление резонансных явлений, одновременно обеспечивается наилучшее маневрирование в горизонтальной плоскости. . Однако такой транспортер сложен конструктивно. Каждый соединительный шарнир

3 7483 его :одержит, по крайней мере, пять деталей. Если учесть, что каждый комплект транспортера состоит иэ двух, трех тысяч контейнеров, то усложнение становится существенным.

Целью изобретения является упрощение конструкции транспортера сейсмических приемников с сохранением положения тяговой оси на высоте, значительно мень- шей ширины контейнера. 10

Цель достигается тем, что в предлагаемом транспортере концевые части кон- тейнеров выполнены в виде горизонтально расположенных элементов круглозвенной цели, а соединительные, серьги выполнены 15 в виде плоских фрагментов вертикально расположенных звеньев круглоэвенной цепи, причем, калибр концевых частей контейнеров значительно меньше калибра соединительной серьги. 20

Ввиду того, что элемент цепи большего калибра обладает большей прочностью на разрыв, имеется возможность иаделить из него плоский фрагмент с площадью поперечного сечения, равной соответствую- 25 щей площади горизонтально расположенного элемента круглозвенной цепи, принадлежащего контейнеру, чем и достигается низкое расположение тяговой оси.

На фиг. 1 показано описываемое уст- З0 ройство, вид сбоку, контейнер в разрезе; на фиг. 2 — то же, вид сверху, часть серьги в разрезе.

Контейнеры, состоящие иэ корпусов 1, концевые части которых выполнены в ви- 35 де горизонтально расположенных элементов круглоэвенной цепи малого калибра с днищами 2 и крышками З,,вмещают сейсмоприемники 4 и соединительный кабель

5 и соединены между собой серьгами 6,. 40 выполненными в виде плоских фрагментов круглозвенной цепи большего калибра, расположенных вертикально.

При работе транспортер сейсмических приемников перемещают волоком по профи- 45 лям при помощи трактора. При этом сопряжение контейнеров с серьгами по поверх= ностям круглозвенных цепей позволяет изгибаться транспортеру как в вертикаль, ной, так и в горизонтальной плоскостях 50

15 4. беэ упругого сопротивления изгибу, вследствие чего он свободно облегает неровности рельефа и может быть повернут в горизонтальной плоскости нв любой угол. о до 180 . Вместе с тем, сопряжение по поверхностям круглоэвенньи цепей or ðâíèчивает скручивание транспортера вокруг продольной оси, что способствует поддержанию ориентации приемников, этому же способствует и плоская форма контейнеров и соединцтельных серег.

Предложенный транспортер сейсмических приемников отличается от прототипа существенным упрощением конструкции.

Соединительный элемент его состоит из одной детали (вместо пяти деталей прототипа) с полным сохранением функциональFbi возможностей и качества эв счет низкого расположения тяговой оси и отсутствия сопротивления изгибу. Упрощение конструкции приводит к снижению стоимости изделия, увеличению объема внедрения и экономического эффекта.

Формула изобретения

Транспортер сейсмических приемников, включающий жесткие контейнеры в виде плоских элементов, соединенные в продольно-жесткую цепь, тяговая ось которой расположена на высоте, значительно меньшей ширины контейнера, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения конструкции, концевые части контейнеров выполнены в виде горизонтально расположенных элементов круглозвенной цепи, а соединительные серьги выполнены в виде фрагментов вертикально расположенных звеньев круглоэвенной цепи, причем, калибр концевых частей контейнеров значительно меньше калибра соединительной серьги.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 170175, кл. 8 01 Y 1/16, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР

Ж 329490, кл. З 01 Ч 1/16, 1970 (прототип). 748315

Составитель Т. Райков.

Редактор М. Батанова Текред A. Куликовская Корректор В. Вутага

Заказ 4232/33 Тираж. б49 . Подл ис кое

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4