Явнополюсный ротор синхронной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»748675 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 0806,78 (21) 2625502/24-07 с присоединением заявки ¹ (51)М. Кл.

Н 02 К 1/24

Государственный комитет СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет г

Опубликовано 15.07.80.Бюллетень № 26 (53) УДК621. 313. 3. .044.3(088.8) Дата опубликования описания 18.07.80 (72) Автор изобретения

В.Ф. Сергеев (71) Заявитель (54) ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОИ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению.

Известны явнополюсные роторы синхронных машин, в которых ярмо сердечника и полюса выполнены неразделенными и представляют собой единое целое 11 .

Ротор такой конструкции обладает большой прочностью и способен работать при высоких частотах вращения.

Недостатком указанного ротора является повышенная трудоемкость изготовления, обусловленная необходимостью изготавливать полюсные катуш- ки обмотки путем намотки провода непосредственно на полюса, что особенно затруднительно в многополюсных системах.

Известен также явнополюсный ротор

20 синхронной машины, содержащий ярмо сердечника, полюса с катушками, обмотки и цилиндрические шпонки, скрепляющие элементы сердечника между со- 5 бой (21 .

Здесь представляется возможным изготавливать катушки обмотки отдельно, одевать их на полюса, а затем скреплять между собой элементы сердечника ротора, что упрощает его изготовление.

Однако, наличие зазоров стыка между полюсами и ярмом, расположенных перпендикулярно к направлению магнитного потока, обусловливает nchepz намагничивающей силы обмотки, что снижает КПД машины.

Настоящее изобретение преследует цель упрощения изготовления ротора путеМ выполнения отъемными отдельных частей полюсов и повышения КПД машины за счет уменьшения относительной площади упомянутых зазоров стыка.

Для этой цели каждый полюс разделен в продольном направлении на 2 части, одна из которых выполнена заодно с ярмом, а вторая — отъемная и. снабжена хвостовиком, размещенным в пазу ярма и скрепленным с последним посредством цилиндрических шпонок.

При этом линия разъема частей полюса может -быть расположена радиально по оси его симметрии, или линии разъема частей полюса может быть расположена наклонно к оси его симметрии и смещена относительно последней в сторону отъемной части.

748675

На фиг. 1 изображен явнополюсный ротор синхронной машины, поперечный разрез, на фиг. 2 — вариант выполненения ротора.

Ротор содержит ярмо 1 сердечника и выполненные заодно с ним части 2 полюсов. Части 3 полюсов выполнены отъемными и снабжены хвостовиками 4. .Лийия разъема между указанными час-:тями полюса выполнена радиальной по оси симметрии полюса. В ярме имеются пазы 5. Все элементы сердечника ротора снабжены вырезами для размещения шпонок 6.

Фиг. 1 иллюстрирует процесс сборки предложенного ротора. Отдельно изготовленные катушки 7 обмотки ротора, в которых ширина окна а превышает половину) ширины полюсного наконечника в, одевают на те части полюсов, которые выполнены заодно с ярмом, после чего устанавливают отъемные 20 ) части полюсов, размещая их хвостовики в пазах ярма. Затем все элементы

-сердечника ротора скрепляют между собой посредством установки цилиндрических шпонок в соответствукщие вырезы Q$ ярма и частей полюсов.

В законченном виде ротор представляет собой единый жесткий узел, в котором центробежные нагрузки воспринимаются ярмом, выполненным заодно с Зо ним частями полюсов, шпонками, работающими на срез, и хвостовиками отъемных частей полюсов, работающими на изгиб. Ротор работоспособен при достаточно высоких частотах вращения.

В описываемом роторе только половина магнитного потока полюса проходит через зазор стыка между ярмом и отъемной .частью полюса, поэтому потери намагничивающей силы обмотки здесь меньше, чем в других устройст- 40 вах с отъемными полюсами, что обусловливает более высокий КПД машины.

В ряде случаев может оказаться целесообразным перераспределение площади укаэанного зазора стыка между. основанием полюса и его стержневым участком.

В таком случае линию разъема между частями полюса необходимо выполнить наклонной к оси симметрии полюса со смещением ее в сторону отъемной части, как это показано на фиг.2.

Данное устройство позволяет упростить конструкцию и повысить КПД ротора.

Формула изобретения

1. Явнополюсный ротор синхронной машины, содержащий ярмо сердечника, полюса с катушками обмотки и цилиндрические шпонки, скрепляющие элементы сердечника между собой, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения изготовления и повышения

КПД, каждый полюс разделен в продольном направлении на 2 части, одна из которых выполнена заодно с ярмом, а вторая — отъемная и снабжена хвостовиком, размещенным в пазу ярма и скрепленным с последним посредством указанных шпонок.

2. HBHQIIQJIIOcHbIA potop Ilo и. 1, отличающийся тем, что линия разъема частей полюса расположена радиально по оси его симметрии.

3.. Явнополюсный ротор по и. 1, отличающийся тем, что линия разъема частей полюса расположена наклонно к оси его симметрии и смещена относительно последней в сторону отъемной части.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бертинов A.È. Авиационные электрические генераторы М.,- Оборон- . гиз, 1969, с. 164, фиг. 3.2.

2. Видеман К. и Келленбергер В.

Конструкции электрических машин.

"Энергия", 1972, с. 259, рис. 9-5.

748675

Тираж 783 . Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4379/17

Филиал ППП "Патент", Г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель 3. Горних

Редактор Г. Волкова . ТехредЖ.Кастелевич Корректор Е. Папп