Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1,748681 (61} Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.12.77 (21) 2550081/24-07 (51)М:. Кл.

Н 02 К 3/48

Н 02 К 9/04 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

СССР ло делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 150780. Бюллетень ¹ 26 (5Ç) УДК 621. 313..71 3 (088. 8) Дата опубликования описания 150780 (72) Авторы изобретения

Г.С. Журавлев, В.A. Обухов и В.С. Суворкин (71) Заявитель (5 4) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к роторам крупных, электрических машин, например турбогенераторов. 5

Известен ротор электрической машины, содержащий сердечник с пазами, расположенную в пазах обмотку возбуждения и удерживающие обмотку пазовые клинья (1). Охлаждение обмотки осуществляется с поверхности ротора через зубцы, что не обеспечивает интенсивного теплоотвода. . Также известен ротор, в обмотке у которого выполнены каналы, а пазовые клинья имеют выступающие над сердечником козырьки с набегающей и сбегающей поверхностями, и впускные каналы, одни концы которых рае-, пою ожены на набегающей поверхности койирьков, а другие соединены с каналами обмотки (2).

Недостаток ротора заключается в том, что выступающие козырьки пазовых клиньев образуют при вращении

° на сбегающей поверхности эоны отрыва потока газа. Это ухудшает их напорные свойства и снижает расход газа через каналы обмотки возбуждения.

Целью изобретения является ïîâûшенне эффективности охлаждения обмот ки путем увеличения напора хладагента, Указанная цель достигается выполнением на роторе дополнительных каналов, каждый из которых одним концом соединен с впускным каналом в клиньях, а другим — с наружной поверхностью ротора. Дополнительные каналы могут быть выполнены как в теле сердечника ротора, так и в пазовом клине. В первом случае одни их концы расположены перед набегающей поверхностью козырька, а Во втором случае — на сбегающей поверхности козырька. Дополнительные каналы могут иметь форму паза, открытого с наружной стороны.

На фиг.1 изображен поперечный разрез паза ротора с выступающим козырьком и дополнительным каналом, размещенным в пазовом клине, причем один конец дополнительного канала соединен с впускным каналом в клине, а другой — со сбегающей поверхностью козырька; на фиг,2 — паэ ротора, вид А на фиг,3 — поперечный разрез паза ротора с выступающим козырьком и дополнительным ка748681 налом, размещенным в сердечнике ро тора, причем один конец допЖгнительного канала сообщен с впускйым каналом в пазовом клине, а другой— расположен перед набегающей поверхностью козырька.

На Фиг.4 изображен поперечный разрез паза ротора с выступающим козырьком и дополнительным каналом, открытым с наружной стороны и имеющим

Форму паза, с

Пазовый клин 1 с козырьком 2 удерживают обмотку возбуждения 3 в пазах между зубцами 4 ротора, Козырек 2 выступает над сердечником и имеет набегающую поверхность 5, обращенную в сторону направления вращения ротора, и сбегающую поверхность 6, обращенную в противоположную сторону.

Он имеет впускной канал 7 с входом на набегающей поверхности 5 и выходом .в пазовый охлаждающий канал 8 обмотки возбуждения 3, а также дополнительный канал 9, которым впускной канал 7 соединен с наружной поверхностью сердечника.

Дополнительный канал 9 конструктивно может быть выполнен с выходом

Na сбегающей поверхности 6, сквозным (фиг.1,2,3) или открытым со стороны зазора машины (фиг.4), или же с выходом на наружной поверхности

10 сердечника ротора через дополнительный канал 11 в зубце 4 сердечника перед набегающей поверхностью

5 (фиг. 3) .

При вращении ротора газ иэ зазора машины через впускной канал 7 поступает в пазовый охлаждающий каI нал 8 обмотки возбуждения 3, проходя по которому, отводит выделяющееся в ней тепло от нагрева током возбуждения. Одновременно часть га" зового потока из впускного канала

7 выбрасывается обратно в зазор машины через дополнительный кàíал 9 (и дополнительный канал 11), в результате чего ликвидируется зона отрыва потока газа за сбегающей поверхностью 6 и обеспечивает дополнительный набор газа перед набегающей поверхностью 5, на входе впускного канала 7. Таким образом, напорные свдйства козырька улучщаются, что способствует более интенсивномУ охлаждению обмотки возбуждения ротора. Это позволяет повысить ток возбуждения и мощность электрической машины.

Форм л а и э обрет ени я

1. Ротор электрической машины, например, турбогенератора, содержащий сердечник с пазами, расположенную в пазах обмотку возбуждения с каналами для непосредственного охлаждения, удерживающие обмотку пазовые клинья, каждый иэ которых имеет выступающий над сердечником козырьки с набегающей и сбегающей поверхностями, и впускные каналы, одни концы которых расположены на набегающей поверхности козырьков, а другие соединены с каналами общ() мотки, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения обмотки путем увеличения напора хладагента, ротор выполнен с дополнительными каналами, каждый иэ которых имеет один конец, соединенный с впускным каналом в клине, а другой — с наружной поверхностью ротора.

2. Ротор nq п1, о т л и ч а юшийся тем, что каждый иэ дополнительных каналов расположен в клине и второй из его упомянутых концов размещен на сбегающей поверхности козырька.

3. Ротор по п.1, о т л и ч а юЗ5 шийся тем, что каждый из дополнительных каналов размещен в сердечнике ротора и второй иэ его упомянутых концов расположен перед набегающей поверхностью козырька.

4О . 4. Ротор по п.п.1,2 и 3, о т л ич ающи и с я тем, что каждый из дополнительных каналов имеет форму паза, открытого с наружной стороны.

45 Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1.Титов В.В. и др . Турбогенераторы, Расчет и конструкция. Л., Энергия, 1967, с. 73, рис.1-28.

2.Титов В,В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л., 1967, с.84-89, рис. 1-37(прототип).

748681

7 б

Составитель А. Воинов

Редактор Т. Орловская Техред М. Петко

Корректор В. Бутяга

Подписное.

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Закаэ 4255/45 Тираж 783

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений H открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5