Торцевая электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<и748691 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 100178 (21) 25б8871/24-07 (5)) Нл.2
Н 02 К 17/02
Н 02 К 1 /14 с присоединением заявки Ио
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
{23) Приоритет
Опубликовано 15.0780, Бюллетень ¹ 2б (53) УДН б21. 313. ,33 (088. 8)
Дата опубликования описания 1507.80 (72) Авторы изобретеиия
Г.А.Гелашвили, И.Г.Забора, В.A.Èãíàòoâ, Г.В.Миндели и Г.Д.Прангулаишвили (71) Заявитель (54) ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ MAtllHHA
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве электрических машин, в частности при изготовлении статоров электрических машин с явновыраженными .полюсами.
Известна асинхронная электрическая машина, содержащая статор иэ двух частей с кольцевыми обмотками и общий короткоэамкнутый ротор (1).
Недостатками мащины являются большой аксиальный размер, увеличенный расход активных материалов.
Известен также тороидальный двигатель (2),содержащий статор в виде двух стаканов, ротор, обмотку возбуждения, в котором статорная катушка возбуждения представляет кольцеву обмотку, создающую переменное пойе, расположенное внутри стаканов.
Оба стакана и закрепленные в них вкладыши снабжены расщепленными полюсами, загнутыми внутрь. Для обеспечения сдвига фаз магнитных лото- 25 ков вспомогательные полюса размещены между закрепленными по центру медными пластинами. После соединения деталей из двух статорных полюсов на внутренней оболочке контура катушки образуется замкнутый контур полюсов с переменной полярностью.
Снаружи статора вращается колоколообразный ротор.
Данная конструкция наиболее близка по своей технической сущности и достигаемому результату к изобретению.
Недостатками этой конструкции является: — низкий коэффициент мощности двигателя — сложность изготовления и сборки электродвигателя.
Цель изобретения — повышение энергетических показателей и упрощение технологии изготовления торцевой электрической машины.
Поставленная цель достигается тем, что статор выполнен в виде двух колец, на торцовой поверхности одного кольца размещены по наружному и внутреннему диаметрам полюсные выступы, на которые насажены короткозамкнутые витки обмотки возбуждения. Другое кольцо выполнено в виде сегментов из магнитопроводящего материала, установленных против полюсных выступов.
Объем между полюсами верхнего коль
748691 ца заполнен магнитодиэлектриком, при,, чаи- верхнее и нижнее статорные коль- ца имеют совмещенные радиальные прорези, а ротор выполнен в виде плос- кого кольца иэ магнйтного матерйала. с установленными на торцевой стороне, обращенной в сторону статора, радиальными зубцами и короткоэамкнутой обмоткой.
На фиг.l изображена торцевая электрическая машина; поперечное"сеченйе; на фиг.2 — элементы торцевой электрической машины.
Торцевая электрическая машина содержит (фиг.1 и 2), статор, Состоящий из двух колец: нижнего 1 и верхнего 2, На нижнем кольце на одной
"из торцовых сторон размещены полюсные выступы 3 с радиальными прорезями 4, причем одна часть полюсных выступов расположена по периферии кольца 1, а другая часть — по его центральной части, На половину каждого полюсного выступа 3 насажен короткозамкнутый виток 5, выполненный в виде сегментной трубы. Между полюсными выступами вставлена кольцевая обмотка возбуждения 6. Âåðхнее кольцо 2 состоит из сегментов разделенных магнитодиэлектриком 7.
На верхнем кольце имеются также радиальные прорези 4, совмещаемые при сборке с прорезями нижнего кольца.
Ротор 8 торцовой электрической машины выполнен в виде плоского кольца из магнитного материала, причем на торцовой поверхности, обращенной
:в сторону статора, размещены радиальные зубцы 9. В центральной части ротора имеется вал 10, часть которого вместе с радиальными зубцами 9 покрыта алюминиевой оболочкой ll, выполняющей роль короткозамкнутой обмотки. Изготовление статора и ротора возможно методом порошковой ме- таллургии.
Сборка торцевой электрической, машины осуществляется следующим образом е
На расщепленные полюса 3 нижнего кольца статора насаживается коротко-. замкнутый виток 5. Между расщепленными полюсами. вставляется кольцевая обмотка возбуждения 6 н накрывается
5 верхним кольцом 2 таким образом, чтобы радиальные прорези нижнего кольца совпадали с прорезями верхнего кбльца и фиксация обеспечивается, например, клеем, В центральное от 0 верстие статора вставляется ротор
8 с алюминиевой оболочкой.
Предложенная конструкция проста в изготовлении, удобна для сборки, также позволяет улучшить элек15 трические характеристики электрической машины и снизить ее себестоимость.
Формула изобретения
Торцовая электрическая машина, содержащая статор с экранированными
20 полюсами, ротор, кольцевую обмотку возбуждения, отличающаяся тем, что, с целью повышения коэффициента мощности и упрощения технологии изготовления,статор выполнен в ви 5 де двух колец,на торцовой поверхности одного из которых по внутреннему и наружному диаметрам установлены полюсные выступы, между которыми размещена кольцевая обмотка возбужЗ0 дения, другое кольцо выполнено в виде сегментов из магнитопроводящего материала, установленных против полюсных выступов и разделенных магнитодиэлектрическими вставками, на статорных кольцах выполнены совмещенные радиальные прорези, а ротор выполнен в виде кольца с установленными против статора радиальными зубцами и короткозамкнутой обмоткой.
40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции 91361943, кл. Н 02 К, 1964 °
2. Копылов И.П. и др. Тороидальные
4 двигатели. М., Энергия, 1971, с.5-8 (прототип). 748691
Составитель В. Комаров
Редактор Т. Орлбвская Техред М. Петко
Корректор В.Бутяга
Подписное
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4255/45 Тираж 783
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д.4/5