Ротор трехфазного трехскоростного асинхронного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

«»748692

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву—

I (22) Заявлено 2 30178 (21) 2573522/24-07 (5I)hh. Кл. с присоединением заявки №

Н 02 К 17/14

Н 02 К 3/28

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150780. Бюллетемь ¹ 26 (53) УД (621. 3.045. .58 (088.8) Дата опубликования описания 170780 (72) Автор изобретения

Г.М. Киричек (7!) Заявитель

Институт электродинамики AH украинской ССР, 54) РОТОР ТРЕХФАЗНОГО ТРЕХСКОРОСТНОГО

АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к регулируемым электродвигателям переменного тока с индукционными сопротивлениями в цепи ротора.. 5

Известен ротор трехфазного много- скоростного асинхронного двигателя, обмотка которого состоит из двух одинаковых частей, соединенных между собой в три параллельные ветви, а к точкам соединения отдельных частей обмотки подключены выводы индукционных сопротивлений (1).

Для улучшения характеристик двигателя в каждом параллельной ветви обеспечивается сдвиг векторов ЭДС, индукцируемых в соединенных частях обмотки, при меньшем числе полюсов на 120, а при большем числе полюсов на 60 . Недостатком данного ротора является применение его только в двухскоростных электродвигат елях.

Для двухскоростных двигателей предназначен также ротор с индукционными сопротивлениями, параметры которых зависят от числа полюсов двигателя (2).

Наиболее близким техническим решением к предложенному является ро. тор трехскоростного асинхронного двигателя с отношением чисел полю= сов 2:3:4, трехфазная обмотка которого содержит 12 одинаковых катушечных групп, соединенных в две трехфаэные звезды с двумя параллельными ветвями. Параллельные ветви фаэ первой трехфазной звезды обмотки образованы катушечными группами 1-3, 5-7, 9-11, и второй трехфаэной звезды — катушечными группами 2-4, 6-8,, 10-12, а индукционные сопротивления выполнены в виде двух трехфаэных эвезд и соединены с трехфазными звездами обмотки (3).

Недостатками известного ротора являются сравнительно большое число выводов обмотки (7 выводов) и ограниченная область применения, определяемая отношением чисел полюсов 2:Э:4.

Кроме того, в катушечных группах каждой параллельной ветви сдвиг векторов индуктируемых ЭДС при р2 и р 4 составляет одинаковый угол, равный 120О Ф что несколько ухудшает рабочие характеристики на низшей скорости.

Цель изобретения — уменьшение числа выводов обмотки ротора, расширение области применения трехско

748692 ростного ротора с индукцйонными сопротивлениями для отношения чисел полюсов 1:2:4:и улучшение характе-ристик двигателя..

Указанная цель достигается тем, что параллельные ветви фаэ,обейх — звезд обмотки образованы двумя смежными и включенными встречно катушечными группами с порядковыми номе рами для одной звезды 1-2, 5-6, 9-10 и для другой звезды 3-4, 7-8, 11-12, а с каждой звездой обмотки ротора соединены отдельные индукционные соп ротивления.

На фиг. 1 представлена схема соединения элементов обмотки ротора и индукционных сопротивлений трехско- 15

"ростного "асинхронного" двигателя с отношением чисел пар полюсов 1 г2:4; на фиг.2 - развернутая схема соединения обмотки и индукционных сопротивлений трехскоростного асинхрон- рр нога двигателя с числами полюсов

2,4,8, для э=48.

Трехфазная обмотка ротора с отношением чисел пар полюсов 1:2 :4 выполнена иэ 12 одинаковых катушечных групп, равномерно распределенных по окружности ротора (фиг.2) . Катушечные группы обмотки соединены в две отдельные звезды с двумя параллельными ветвями в каждой фазе звезды, образованными двумя смежными и ЗО .включенными встречно катушечными гРуппами. В одной звезде обмотки параллельные ветви фаэ образованы катушечными группами 1-2, 5-6, 9-10, а в другой звезде — катушечными группами 3-4, 7-8, 11-12. Индукцион"ные СОпротйвления состоят из шести катушек с массивными ферромагнитными сердечниками, соединенных в две отдельные звезды или в два треугольни- 4р ка. Каждая часть индукционных сопро-, тивлений соединена с отдельной звездой обмотки ротора (фиг.1).

В роторе распределение катушечных групп обмотки по фазным. зонам 45 для чисел полюсов 8, 4, 2 осуществляется следующим способом (фиг.2).

Катушеч-, ная группа 1-2- 3-4-5-6-7-8-9-10-11-12 $P

2Р=8 A В-С-A-В-С-А-В-С-A -B -С

2Р=4 . A-2-В-Х-С-У-А-2-В-Х -С -У2Р=2 А-А-г-2-В= В-Х-Х- С С -У -У

Из этого распределения следует, что угОл "между осями ""двух смежных кату- 55 шечных групп обмотки при 2p=8 равен

129, при 2Р=4 60 и при 2Р=2 30 (электрических) . Поэтому встречное включение смежных катушечных групп в каждой фазе звезды обмотки обес« печивает угол смещения векторов индуктируемых в них ЭДС при 2Р=8 на

60, при 2р=4 на 120в и íà 2p=2 на

150 . Встречные составляющие этих

ЭДС, воэрастающйе с увеличением угла смещения, подаются на индукционные 65 сопротивления, подключенные к точкам соединения между собой двух смежных катушечных групп. При наименьшем числе полюсов (2Р=2) напряжение на индукционных сопротивлениях будет иметь максимальное значение, а при наибольшем числе полюсов (2Р=8) минимальное.В результате этого зависимость характеристик двигателя от индукционных сопротивлений будет большей при меньшем числе полюсов, что обусловит снижение пусковых то-. ков, повышение пусковых.моментов двигателя. При большем числе полюсов, благодаря меньшему влиянию индукционных сопротивлений, улучшаются рабочие характеристики, увеличивается развиваемая двигателем мощность.

Таким образом, в роторе достигается вынесение потерь скольжения за пределы двигателя с помощью индукционных сопротивлений при трех значениях чисел полюсов без переключений в роторной цепи. Благодаря различному угловому смещению векторов ЭДС в параллельных ветвях фазы обмотки ротора, увеличивающемся при уменьшении числа полюсов, а следовательно, изменении напряжения на индукционных сопротивлениях в зависимости от числа полюсов, обеспечивается улучшение характеристик двигателя.

Ротор отличается новизной схемы включения обмотки ротора и индукционных сопротивлений, простотой конструктивного исполнения и может найти применение в асинхронных регулируемых электродвигателях с комбинированным управлением, заключа-. .ющемся в изменениях амплитуды и полюсности рабочих гармоник магнитного поля.

Формула изобретения

Ротор трехскоростного трехфазного асинхронного электродвигателя с размещенной на нем .трехфазной обмоткой, состоящей из 12 . одинаковых катушечных групп, фазы которых соединены в две звезды с двумя параллельными ветвями, и индукционными сопротивлениями,включенными по трехфаэной схеме и соединенными с обмоткой, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения числа выводов, расширения области применения и улучшения характеристик двигателя, параллельные ветви фаз обеих эвезд обмотки образованы катушечными группами с порядковыми номерами для одной звезды .1-2, 5-6, 9-10 и для другой звезды 3-4, 7-8, 11.-12, причем катушечные груйпы с номерами 2,6,10,4,8, 12 включены встречно по отйошению к катушечным группам с номерами 1,5;

9,3,7,11, а с каждой звездой обмот748692

P=l

Pcf ки ротора соединены отдельные ин-" дукционные сопротивления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство;СССР

9 564689, кл. Н 02 К 17/14, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 369660, кл. H 02 К 17/14, 1972 °

З.Авторское свидетельство СССР по заявке 92023126/24-07,кл.Н 02 К 17/14, 1974 <прототип).

748б92 ь| Ф Сь ц н н ф

ЦНИИПИ Заказ 4255/45

Тираж 783 Подписнбе

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,4