Электропривод переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
N ABTOPCN0M3f CSMQETEllbCTSY
Союз Советских
Социалистических
Республик
748769 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву
Р1)М. К,.2 (22) Заявлено 050574 (21) 2021507/24-07 с присоединением заявки №
Н 02 P 7/76
Государствеииый комитет
СССР по делам изобретеиий и открыти Й (23) Приоритет
Опубликовано 150780, Бюллетень ¹ 26
Дате опубликования описания 150780 (53) УДК 621 ° 313. .333(088.8) (72) Авторы изобретения
В.A Ôoêèí и В.A Чикина (71) Заявитель
Запорожский машиностроительный институт им. В.Я.Чубаря (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в принодах различных механизмов, где необходимо регулировать скорость в широких пределах.
Известно устройство для управления асинхронным двигателем с двумя обмотками статора и общим ротором, содержащее два тиристорных коммутатора, подключенные к обмоткам статоров, и узел искусственной коммутации тиристорон (11 .
Недостатком известного устройстна является ограниченный диапазон регулирования скорости, определяемый различием числа полюсов обмоток двигателя.
Наиболее близким по технической сущности является электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с двумя обмотками статора и с общим ротором, два выпрямителя, выполненные по трехфаэной мостовой схеме и подключенные к концем обмоток статоров, тиристоры, шунтирующие выходы выпрямителей,и узел искусственной коммутации, подключенный к тиристорам f2) .
Недостатком этого устройства является низкая надежность в связи с тем, что при коммутации тиристорами обмоток статорон двигателей возникают перенапряжения на элементах схемы коммутатора;
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что н электроприноде переменного тока, содержащем два асинхронных двигателя на одном налу, обмотки статоров которых подключены к источнику переменного тока, а обмотки роторов двигателей соединены последовательно через дроссели, дна выпрямителя, выполненные по трехфазной мостовой схеме, ныходы которых шунтированы тиристорами, узел искусственной коммутации, подключенный к тиристорам, обмотки статоров двигателей соединены последовательно в "треугольник", причем одни входы двух выпрямителей подключены к среднему выводу последовательно соединенных первых обмоток статоров двигателей, другой вход первого выпрямителя подключен к среднему выводу последовательно соединенных вторых
748769
3. обмоток статоров, а его,третий нход подключен к началу второй обмотки и к концу первой обмотки статора первого двигателя, другой вход второго выпрямителя подключен к среднему выводу последовательно соединенных третьих обмоток статоров, à его третий вход подключен к началу первой обмотки и к концу третьей обмотки статора второго двигателя.
На чертеже приведена схема устройства.
Обмотки статора 1 первого асинхронного двигателя соединены последовательно с обмотками статора 2 второго асинхронного двигателя и образуют схему треугольника, подключенного к источнику переменного тока.
Обмотки ротора 3 первого двигателя и обмотки ротора 4 второго двигателя соединены звездой.
Первый выпрямитель 5 выполнен по трехфазной мостовой схеме, один вход которого подключен к среднему выводу последовательно соединенных первых обмоток статорон 1 и 2, другой вход подключен к среднему выводу последовательно соединенных вторых обмоток статоров 1 и 2, à его третий вход подключен к началу второй обмотки и к концу первой обмотки статора 1 первого двигателя, ВТорой выпрямитель 6 выполнен по трехфазной мостовой схеме, один вход которого соединен с первым выходом первого выпрямителя 5,, другой вход подключен к среднему выводу последовательно соединенных третих обмоток статора 1 и 2 двигателей, а его третий вход подключен к началу первой обмотки и к концу третьей обмотки статора 2 второго двигателя. Выход первого выпрямителя 5 шунтирован тиристором 7, а выход второго выпрямителя 6 шунтирован тиристором
8. Обмотки роторов 3 и 4 соединены последовательно через дроссель 9 и выключатель 10. Узел искусственной коммутации состоит из конденсаторов
11 и 12, подключенных к тиристорам 7, 8.
Работает устройство следующим об разом.
- При отключенном положении тиристоров 7 и 8 напряжение источника
"переменного тока прикладывается к вершинам треугольника, образованного последовательно соединенными обмотками статоров 1 и 2 двигателей и вследствие чего ЭДС в обмоткам роторов 3 и 4 равны по величине и противоположны по направлению, а поэтому ток в цепи роторов равен нулю.
В момент отпирания тиристоры 7, выводы обмоток статора 1 окажутся замкнутыми накоротко, и линейное напряжение источника переменного тбка -прикладывается к обмоткам статора 2, а поэтому в цепи ротора прохо5
ЗО
1.
65 дит ток под действием ЭдС в обмотке ротора 4.
При отпирании тиристора 8 тиристор 7 закрываЕтся, вследствие переэаряда коммутирующих конденсаторов
11 и 12 выводы обмоток ататора 2 окажутся замкнутыми накоротко, а обмотка статора 1 окажется подключенной к источнику переменного тока и в цепи ротора будет проходить ток под действием ЭДС в обмотке ротора
Периодически отпирая тиристоры 7 и 8 с некоторой частотой результирующая ЭДС н роторной цепи определяется разностью ЭДС каждой обмотки ротора иэ-за их встречного соединения.
Изменение частоты коммутации тиристоров приводит к изменению величины результирующей ЭДС в цепи обмоток роторов и соответственно к изменению электромагнитного момента двигателей.
Устройство позволяет получить широкий диапазон регулирования скорости привода и обеспечивает надежную работу элементов схемы коммутации.
Формула изобретения
Электропривод переменного тока, содержащий два асинхронных двигателя с фазными роторами на одном валу, обмотки статоров которых подключены к источнику переменного тока, а обмотки роторов двигателей соединены последовательно через дроссели, два выпрямителя, выполненные по трехфазной мостовой схеме, выходы которых шунтированы тиристорами, узел искус-. ственной коммутации, подключенный к тиристорам, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности устройства, обмотки статорон двигателей соединены последовательно в "треугольник", причем одни входы двух выпрямителей подключены к среднему выводу последовательно соединенных первых обмоток статоров двигателей, другой вход первого выпрямителя подключен к среднему выводу последовательно соединенных вторых обмоток статоров, а его третий вход подключен к началу обмотки и к концу перной обмотки статора первого двигателя, другой вход второго выпрямителя подключен к среднему выводу последовательно соединенных третьих обмоток статоров, а его третий вход подключен к началу первой обмотки и к концу третьей обмотки статора второго двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Сб. "Асинхронный тиристорный электропривод", Свердловск, 1971, с. 12-13.
2. Патент США У 3617838, кл. 318-225, 1971.
748769
Составитель В.Боев
Техред М.Петко Корректор М.Шароши
Редактор С.Патрушева
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Эаказ 4382/20 Тираж 783 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5