Комплексный катализатор для отверждения песчано-смоляной смеси в нагреваемой оснастке
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И в
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советския
Социалистическик
Республик
<п749535
/ г
С г
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 080678 (21) 2626998/22-02 с присоединением заявки Й9 (23) Приоритет
Опубликовано 230780. Бюллетень ¹
Дата опубликования описания 230780 (51) и. кл.з
В 22 С 1/10
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (5Ç) У4К а21.742. .4{088.8) В.Н. Иванов, А.Д. Чулкова, И.М. Шишкин, Л.Н. Ермакова, A.A. Кругликов и Е.С. Дунюшкин (72) Авторы изобретения
Московский автомобильный завод им. И.A. Лихачева (Производственное объединение ЗИЛ) (71) Заявитель (54) КОМПЛЕКСНЫЙ КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ОТВЕРЖДЕНИЯ
ПЕСЧАНО-СМОЛЯНОЙ СМЕСИ В HAIPEBAENOA
ОСНАСТКЕ
Изобретение относится к литейному производству, а именно к процессу получения стержней и форм иэ песчано-смоляных смесей в нагреваемой оснастке с использованием катализаторов отверждения.
Для повышения скорости отверждения смесей на основе синтетических связующих, например карбамиднофурановых, используют комплексные кислые катализаторы, например, марки
ЛСФ-А, содержащие сульфитно-спиртовую барду (ССБ) ортофосфорную кислоту и воду f1) .
Однако указанный комплексный ка-. тализатор не обеспечивает достаточно высоких физико-механических свойств смесей, их живучести и текучести. 20
Известен катализатор, представляющий собой водный ЗОВ-ный раствор азотнокислой меди (2) .
Данный катализатор характеризуется высокой корроэионной активностью.
Кроме того, использование данного катализатора не обеспечивает необходимых санитарно-гигиенических условий труда, достаточной пластичности и твердости получаемых стержней.
Для улучшения свойств катализаторов, приведенного выше состава, в него вводят по известному назначению различные технологические добавки:
ССБ для повышения пластичности и поверхностной твердости стержней; кислоты для повышения активности катализатора; мочевину для улучшения санитарно-гигиенических условий труда.
Однако высокая коррозионная активность катализатора при введении перечисленных добавок сохраняется.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является комплексный катализатор для отверждения песчаносмоляной смеси в нагреваемой оснастке, содержащий соль одно-трехвалентных металлов, например аэотнокислую медь, функциональные технологические добавки, например мочевину и воду (3) .
Однако высокая коррозионная активность укаэанного катализатора сох« раняется. Это затрудняет его хранение, выводит иэ строя трубопроводы, поставляющие катализатор к смесителям, вызывает коррозию оснастки и оборудования. Прочность форм и стерж749535
10-40
45 ней, получаемых с этим катализатором недостаточно высока.
Цель изобретения — повышение прочности стержней и форм, уменьшение их гигрсскопичности, снижение коррозионной активности катализатора.
Указанная цель достигается тем, что комплексный катализатор для отверждения песчано-смоляных смесей в нагреваемой оснастке, включающий аэотнокислую медь, воду и технологические добавки, дополнительно содержит поверхностно-активное вещество неионогенного или катионактивного класса при следующем соотношении ингредиентов, вес.Ъ:
Аэотнокислая медь 15
Технологические добавки 1-30
Поверхностно-активное вещество неионогенного или катионак- 20 тивного класса 0,2-1,0
Вода Остальное
В качестве поверхностно-активного вещества неионогенного или катионактивного класса согласно изобретению используют вещества, выбранные из следующего ряда соединений: неионогенные IIAB — оксиэтилированный алкилфенол (например ОП-4, ОП-7, ОП-10), оксиэтилированный жирный 30 спирт (например синтанол ДТ-7, синтанол ДС-10, препарат ОС-20),окись аминов (например окись алкилдиметиламинов), оксиэтилирсванная жирная кислота (например стеарокс-б, .стеарокс-920) оксиэтилированный амид жирной кислоты (например синтамид-5, синтамид-10), оксипропилированный амин жирной кислоты (например дипроксамин-157), катионактивные ПАВ— алкилбензилпиридинийхлорид (например 40 катапин Б-300), четвертичная аммониевая соль (например алкамон-ДС), бензолсульфонат этиленгликолевых эфиров алкилфенолов (например выравниватель A).
Вводимое в состав катализатора поверхностно-активное вещество неионогенного или катионактивного класса понижает гигроскопичность стержня и повышает его прочность в горячем и холодном состояниях. Кроме того, поверхностно-активные вещества снижают корроэионную активность катализатора., не уменьшая его катализирующей активности по отношению к карбамиднофурановым смолам. Вводимые поверхностно-активные добавки полностью не исключают взаимодействие катализатора с металлом. Однако благодаря присутствию ПАВ продукты реакции, образующиеся в первый момент, пред- Щ ставляют собой плотные. тонкие пленки, которые препятствуют дальнейшему прохождению реакции.
Введение поверхностно-активного вещества в количестве менее 0,2Ъ не позволяет получить достаточно ощутимого эффекта в снижении коррозионной активности катализатора. Превышение коли ества ПАВ над укаэанным верхним пределом приводит к снижению прочности стержней и форм. В качестве технологической добавки введены по отдельности или совместно
ССБ, СДБ, мочевина, кислоты.
Предлагаемый катализатор готовят следующим образом.
Азотнокислую медь и технологическую добавку растворяют в воде, затем добавляют IIAB и тщательно перемешивают до равномерного рк.определения всех ингредиентов.
Сущность изобретения поясняется приведенным ниже примером.
Готовят песчано-смоляную смесь для изготовления стержней по нагреваемой оснастке. 3 кг кварцевого песка смешивают в течение 2-х мин с
23 г катализатора. Состав катализатора — 30Ъ азотнокислой меди, 10Ъ мочевины, 60Ъ воды. Затем в бегуны добавляют 77 г карбамиднофурановой смолы КФ-90 и перемешивание продолжают еще 2 мин.
Изготавливают образцы для определения физико-механических и технологических свойств смеси. Прочность форм в горячем и холодном состояниях определяют при растяжении на образцах — восьмерках, отвержденных в течение 30 мин при 220 С, тотчас после извлечения из модельной оснастки (горячая прочность) и после полного охлаждения (холодная прочность).
Гигроскопичность смеси оценивают процентом потери прочности образцов-восьмерок после выдержки иХ в течение 1 ч в формовочной смеси влажностью 5Ъ.
Для оценки корроэионной активности катализатора в него на 20 сут помещают взвешенный стальной образец.
После извлечения образца его поверхность очищают от продуктов коррозии.
Затем рбраэец вновь взвешивают, определяют скорость коррозии рн
Ч, )сут, где P„ — начальная масса образца, Р - масса образца после испытанья.
Аналогично приведенному примеру готовят смесь с различными катализаторами согласно изобретению. Их составы приведены в табл. 1, результаты
Испытаний приведены в табл..2.
749535
1 cO I » 1 т Э Я 1
Od3O1
tt3 Х г.(1
td I
3 (!! 1
1 1
D м
I I !
I 1
1 1 I
Ю
ГЧ
Ю м
I 1 I
1 I
1 I I Гс 1
Ю м
1 I I
1 1
Г I С3 м
1 1 1
1 1. I I I 1
Г 1
Ю м
1 I 1
I 1 м 1 ч-(1
I 1
1 I
1 I
1 1
I Гс(1
1 с-(1
I 1
\ — — — — -
tIl
1 с
1 1 1
I. l I 1. 1
Ю м
1 1
I I
I 1-3 1
I с-» I
I 1
\ — — " —
1 I 1
1 1
Ю 1
Г 1
Ю м
Ю
Зс(% х
rd а о
1-
Э
td
Х (33 с о
1 I
I I
1 Ю 1
1 с-< I
1 I с — — — — — —
1 1 1
Г 1
Ю
ГМ
Ю м
1 1 1
1 I
à I — 1
l ! 00
1 с — ——
I 1 I
I I
Г I
Г 3
D м
I 1 I
1 I
ГЮ м
1 Г I
I
Г м (33 с
Р3 о (л х
Э х
Ц
Э а
tA
I I I
1 1 1
1 1
I 1
1 — —
I (о ) (1
tA
1 1 I
1 I
1, 1 1
D м
tA с
I I
1 I
1 3 I
1 1
1 Э
1 Х ! х
1 33(I 1
1 (D м
333 с
1 м
1 о м
tA
I 1
I 1
I I I
I 1 1
1 1
Ю м
Ю
v, х х
v м х х
v o (3l о х х
1 х х
1
1
1 Х
1 td (Ц
lO
I Х
1 Х (О
1Х (Н 3( (о ц
Im d3 (C Е
1 о Е»
tA с-3 (Ц х х х м х х
u v u
Ю сп
0 о
Х о а а
33(Э
3ч
0 0
I а х (»
О Э
1 Ц о а
Х 333 х
9 х д Э
Р(»о
0 (1 1
I о х
33( х х <б
d3 X
Э Н td о( о no
Е С Ц ц и
Х Х I (о
Э а(-1
Х ил!
5 4"
1
«(Ч
1 I и .и о о о о
Н Э ха э о х н
Ц Э
Э ГГ3 а х ( о
1 Х (i (1!
I
1 !
Ю!
1 о I
1 с(1 I
Г(1
3 I
I л
ГЧ м
tA!
Гс(I с3 1
333 1
I I
ГЧ 1
3 1
3Г3 I с
Гс(1 с(I
tA с Гс(I т3 I
I а 1 с 1
Сс(1 с 1
1 и !
3 3 с(1
1 (tA I
Гс(с3 I
О 3 1 с
ГЧ 1 с(1
tA с !
А3 1 сй I!
3Г3 (3О 1
СО
tA 1 О 3 с с(ф (Ю
3Г(I
1
1
1 Ф
I I
1И (С3
3d 1
Ц I о !
3(l 3
1 1 . 1 ! (! 1 (I I I
1 I 1
1 1 I 1
1 I 1 1
tA
1 I. 1
tA
1 I I
tA
1 I I
tA
1 I 1
1 1 1 I 1 (749535
I I
1 I
1 .1
I I
I 1 о
СЧ
СЧ
I о тЧ о
0Ъ
° Э
СЧ
1 1
1 I ! 1
I г
1 с-!
СЧ
% о л Ф
СЧ о
СЧ о
СЧ
1 аА
I ч-!
Ю
I !
1 !
I
1
1
1
1
СЛ
CD
СЧ
Ъ
Ю о
ЧЭ
СЧ
I СЧ
1 сй 1 с о !
I с-! 1 с г< 1
I! с.ч 1
1 г 1
I! т3 1
Ю !
1 сС I с о
СЧ
СО
Ж
СЧ
РЪ
Ю
%-!
I !
I oa
Ю LO
СЧ
ССЪ
ССЪ
С 3
СО
Р )
С
СЧ сч
М аА
1 1
I оъ с
О !!.I
°:! I с о 1
1 Ю 1 с е-! 1
CD Л
СЧ
Р1
М аО Ч с
СЧ
CO
1О
: СЧ
СЧ
an
1 СЧ
1 ь с
Ч ! СЧ
1
1
X 1 о
ДV(! !
Л.Ю Я
I ! Э
1 М
I Ж
I 63
I IaI
О 11I
z н
ЭО
I И Ф хо ! 63 ICI
1 0
I а
О си х о
М н о омн ам>
0mu хo о а4
g !
» о
3 A о хо
4а и ом
И
X g
I4 и
0Х
1:о он хо о а о
I e 1 а! о!
1 Н I
1 Э!
1 М 1
1 В !
1 Н 1! aaI !
1 М 1
1 !
I Й I! 3!
1 L 1
1 X I
I g 1
1 1 1
Ю !
1 Ф 1 а!
I 1
o !
1 1
1 Ф I
I Э I
v !
Э !
u !
I 1! 1
Х I
1 М 1
1 Ц I о !
I Е I
O 1! 1 1 о !
Х 1
1 Э I
1 I
u I
I Э !
I L 1
I I
1 и 1
I 1
1 ICI 1 о аI о !
I Н 1
1 caI I! Л I
1 М 1
I g
I Н 1
1 Ф I
1 Х I
I !CI 1
I Н I
1 К I! о!
I ÐI !
О1
1 I
1 и 1
1 Ц I
I Э I
I Н 1
1 e I
1 e I
I CCI 1
I Х 1
1 И I
1 1
1 !
1 I
1 н
I uk
0me0
V. X I!I X
I я о а н
- а о х о да о и Q ee
V Эсч оыМэ
Z Ia. OW н х х оv0 ам аФ 4 О ж
eOÌ4М
-! 1 а-С I
o !!
1 о 1 с ч I
1 и I!
Ю 1
1 л 1 с
Ю I
1 с! I с о 1
О 1 с о
I 1
1
1 I 4
I М X
1 X С! М
1 Ial Ц !» Ю
ccI e acI o
1 ф Н Н С )
1 СС! Я М Ш
HVII
I !.Ц1ЧННИХМРНОИ
149535
Формула . изобретения
Составитель С. Тепляков
Редактор A. Мотыль Техред М.Петко Корректор М.Вигула
Заказ 4399/3 Тираж 889 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4
Из данных табл. 2 видно, что использование катализатора согласно настоящему изобретению за счет достигаемого повышения прочности и снижения гигроскопичности стержней и форм позволяет снизить содержание дорого- 5 стоящего и дефицитного карбамидно-фуранового связующего с получением соответствующего экономического эффекта.
Кроме того, применение нового катализатора иэ-эа его коррозионной инертности, позволяет повысить долговечность тары, оборудования и оснастки, а скорость коррозии, определенная на образцах, снижается в 10-35 раз.
1. Комплексный катализатор для отверждения песчано-смоляной смеси в нагреваемой оснастке, включающий азотнокислую медь, воду и технологические добавки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения прочности стержней и форм, уменьшения их гигроскопичности и снижения коррозионной активности катализатора, он дополнительно содержит поверхностно-активное вещество неионогенного или катионактивного класса при ЗО следующем соотношении ингредиентов, вес.Ъ:
Азотнокислая медь 10-40
Технологические добавки 1-30 35
Поверхностно-активное вещество неионогенного или катионактивного класса 0,2-1,0
Вода Остальное.
2. Катализатор по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что в качестве поверхностно-активного вещества неионогенного класса оН содержит вещество, выбранное из следующего ряда соединений: оксиэтилированный алкилфенол, оксиэтилированный жирный спирт, оксиэтилированная жирная кис-. лота, оксиэтилированный амид жирной кислоты, оксиэтилированный амин жирной кислоты, окись аминов.
3. Катализатор по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что в качестве поверхностно-,активного вещества катионоактивного класса он содержит вещество, выбранное из следующего ряда соединений: четвертичная аммониевая соль, сульфонат эфиров алкилфенолов, алкилбензилпиридинийхлорид.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 387777, кл. В 22 С 1/00, 1970.. 2. Голосовкер А.M. и др. Новые стержневые смеси для чугунного литья.
Сб. "Контроль качества и меры предупреждения дефектов отливок". М., МДНТП им. Ф.Э. Дзержинского, 1977.
3. Ж. "Литейное производство", 1977, Р 5, с. 34-35.