Устройство для соединения радиатора с двигателем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<))749701 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24. 06. 77 (21) 2499581/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 230780 Бюллетень ¹ 27

Дата опубликования описания 250780 (51)М. Кл.

В 60 К 11/04

Государственный комитет

СССР ио дел ам изобретеи и и и открытий (5З) УД)(621. 43-714:629.113 (088.8) (72) Авторы изобретения

3. А. Келлер и В. A. Степанов (71) Заявители

Пермский политехнический институт и Пермский сельскохозяйственный институт (54} УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ РАДИАТОРА

С ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к устройствам для соединения радиатора с двигателем, и может найти применение на машиностроительных заводах, выпускающих двигатели внутреннего сгорания.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для соединения радиатора с двигателем транспортного средства, содержащее опорную раму, соединенную с радиатором и имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, гофрированные шланги, связывающие радиатор с двигателем, и упругие элементы, установленные между опорной рамой и двигателем t1J .

Недостатком такого устройства является малая амплитуда колебаний радиатора, спектр частот .собственных колебаний которого не совмещен с рабочим диапазоном частот возбуждения 25 двигателя, что не позволяет интенсифицировать теплообмен, снизить металлоемкость радиатора.

Цель изобретения — снижение амплитуды пространственных колебаний дви- ЗО гателя при одновременном уменьшении металлоемкости радиатора.

Это достигается тем, что точка крепления одного из упругих элементов к опорной раме расположена в передней плоскости радиатора в первой вершине параллелепипеда рамы, а точки крепления двух других упругих элементов расположены в задней плоскости радиатора на гранях параллелепипеда рамы, пересекающихся во второй

его вершине, диагонально противоположной первой, при этом каждая из двух последних точек крепления удалена от второй вершины параллелепипеда на расстояние, равное 3/4 длины соответствующей грани.

Кроме того, с целью обеспечения постоянного зазора между радиатором и вентилятором двигателя, опорная рама снабжена вертиклаьными направляющими для перемещения ее по ним в плоскости, перпендикулярной оси вентилятора.

На фиг. 1 изображено устройство, вид сбоку, на фиг. 2 — то же, вид в плане, на фиг. 3 — схема крепления упругих элементов к раме радиатора.

749701

Устройство для соединения радиатора 1 с двигателем 2 содержит опорную раму 3, жестко связанную с радиатором и выполненную в виде прямоугольного параллелепипеда, гофрированные шланги 4, 5, соединяющие радиатор и двигатель, снабженный вентилятором 6. Упругая подвеска, связывающая раму 3 радиатора 1 с двигателем 2 выполнена в виде трех упругих элементов 7, 8, 9, так, что точка 10 крепления одного из них (7)( расположена в передней плоскости радиатора в первой вершине параллелепипеда рамы 3, а точки 11, 12 крепления двух остальных упругих элементов 8, 9 расположены в задней плоскости радиатора на гранях 13, 14 параллелепипеда, пересекающихся во второй его вершине 15, диагонально противоположной первой вершине. При этом каждая из двух последних точек 11, 12 крепления 20 удалена от вершины 15 параллелепипеда на расстояние, равное 3/4 длины соответствующей грани 13. 14. Упругие элементы 7, 8, 9 могут быть выполнены различной жесткости в осевом направле- g5 нии.

Рама 3 может быть установлена в двух вертикальных направляющих 16 и

17,.выполненных в виде короба, охватывающего по периметру раму и имеющего П-образное сечение, плоскости скольжения которых перпендикулярны оси вентилятора.

Для уменьшения трения скольжения могут быть установлены антифрикцион- З .ные накладки, например, из фторопласта (на черт. не показаны).

Направлякнцие обеспечивают радиатору три степени свободы в плоскости у 0 2

Двигатель 2 соединен упругими эле- 40 ментами 18 с шасси 19.

Устройство работает следующим образом.

Двигатель 2 во время работы генерирует пространственную поликомпонентную вибрацию, передающуюся через упругие элементы 7, 8, 9 на радиатор 1.

Расположение точек крепления рамы радиатора вышеуказанным образом позволяет существенно увеличить коэффициенты связи между формами колебаний радиатора, сделать их шестисвязанными и При совпадении частоты возмущения от двигателя с собственной частотой колебаний радиатора любой формы при зодит к увеличению амплитуд линейных и угловых колебаний и по другим формам. Для этого жесткости амортизаторов и координаты их крепления выбираются так, чтобы спектр собственных. частот лежал в диапазоне рабочих чисел оборотов двигателя. Интенсивные колебания радиатора приводят к интенсивности теплообмена, что позво- ляет уменьшить его габариты и металлоемкость. Кроме того, радиатор, упpyro соединенный с двигателем, иг-= рает роль пространственного динамического гасителя и позволяет снизить амплитуды пространственных колебаний двигателя на определенных режимах его работы.

Для тихоходных транспортных средств рама радиатора устанавливается в на- правляющих 16, 17, что обеспечивает постоянный расчетный зазор между крыльчаткой вентилятора и плоскостью радиатора, не ухудшая теплообмена.

Формула изобретения

1. Устройство для соединения радиатора с двигателем, преимущественно транспортного средства, содер>хащее опорную раму, соединенную с радиатором и имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, гофрированные шланги, связывающие радиатор с двигателем и упругие элементы, установленные меж ду рамой и двигателем, о т л и ч а ющ е е с я тем, что с целью сни>кения амплитуды пространственных колебаний двигателя при одновременном уменьшении металлоемкости радиатора, точка крепления одного из упругих элементов к опорной раме расположена в передней плоскости радиатора в первой вершине параллелепипеда рамы, а точки крепления двух других упругих элементов расположены в задней плоскости радиатора на гранях параллелепипеда рамы, пересекающихся во второй его вершине, диагонально противоположной первой, при этом каждая из двух последних точек крепления удалена от второй вершины параллелепипеда на расстояние, равное 3/4 длины соответствующей грани.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения постоянного зазора между радиатором и вентилятором двигателя, опорная рама снаб>хена вертикальными направляющими для перемещЕния ее по ним в плоскости, перпендикулярной оси вентилятора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 381563, кл. В 60 K 11/04, 1970 (прототип).

749701

16

У1

1й 44

Составитель Л. Смольская

Редактор M. Рогова Техред И. Ъсталош ко екто Ю. Макаренко

Заказ 4532/13 Тираж 763 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35 Раушская наб д. 4 5

Филиал ППП "Патент4, г. Ужгород, ул. Проектная, 4