Секторный затвор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
НИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
c -„о г 1 з и а я й"технич окая и а БА
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (1749784
Ф. ф з
Ъ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.05.78 (21) 2620970/22-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) М. Кл, 3
В 66 В 17/26
Государствеииык комитет
Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 27.07.80 (53) УДК 622.67, .067 (088.8) па делам иэооретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
Н. Г. Гаркуша, В. К. Куриленко, А. А. Молчанов, В. А. Сидоренко и A. И. Соломенцев (71) З „„Институт горной механики и технической кибернетики им. (. М. Федорова (54) СЕКТОРНЫИ ЗАТВОР
Цель изобретения — повышение эффективности эксплуатации секторного затвора.
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и предназначено для применения, преимущественно на шахтных скипах и бункерах-дозаторах загрузочных устройств вертикальных скиповых подъемов.
Известен применяемый на отечественных скипах секторный затвор, содержащий выдвижной лоток, шарнирно соединенный с сектором, разгрузочные и поддерживаюшие ролики (1). Однако такой секторный затвор самопроизвольно открывается при движении скипа в стволе, что влечет за собой серьезные последствия, вплоть до аварий с тяжелым исходом. Кроме того, этот секторный затвор сложен по конструкции, трудоемок в изготовлении и при эксплуатации.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является секторный затвор, содержащий приводной сектор и неподвижно закрепленный на нем лоток с боковинами и основной частью, на которой шарнирно закреплена нижняя часть, выполненная в виде поворотного желоба(2 .
К недостаткам такого устройства следует отнести то, что эластичный фартук, даже снабженный подпружинивающими элементами, не гарантирует надежное перекрытие зазора между скипом и бункером: во-первых, из-за неизбежности потери упругих свойств подпружинивающих элементов в процессе эксплуатации; во-вторых, вследствие существенных трудностей, связанных с выбором упругих характеристик подпружинивающих элементов, которые должны с одной стороны обеспечить жесткость, достаточную для удержания горной массы на фартуке без его прогиба, а с другой стороны — упругость обеспечивающую изгиб фарту ка и тросов без нарушения структуры их материалов.
Кроме того, срок службы известного лотка мал в связи с его интенсивным истиранием при упругом взаимодействии со скипом.
Указанные недостатки отрицательно сказываются на экономичности и эффективности эксплуатации перекрывающего устройства в связи с неоправданными эксплуатационными расходами, вызванными необходимостью очистки зумпфа от просыпающейся в стволе горной массы, а также затратами на замену изношенных упругих элементов и эластичного фартука.
749784
45
Формула изобретения
Это достигается тем, что желоб выполнен жестким и снабжен контргрузом, а на боковинах неподвижно закреплены упоры, ограничивающие крайнее положение желоба, причем последний расположен так, что его центр тяжести в закрытом положении находится между осями шарниров желоба и сектора. Причем контргруз установлен с возможностью изменения его положения, а упоры выполнены регулируемыми по высоте и снабжены амортизаторами.
На фиг. 1 изображен затвор в период загрузки и движения скипа в стволе; на фиг. 2 — то же, при разгрузке скипа.
Затвор состоит из сектора 1 с приводом и наклонного лотка 2, неподвижно закрепленного на раме скипа. Привод сектора 1 может быть выполнен в виде силового цилиндра, устанавливаемого на скипе, или в виде монтируемых на секторе 1 разгрузочных роликов 3, взаимодействующих при разгрузке скипа с кривыми 4, стационарно установленными в копре. В описываемом примере конкретного выполнения затвора принят применяемый в отечественной практике вариант привода посредством разгрузочных роликов 3 и кривых 4. Сектор 1 закреплен на скипе при помощи шарнира 5 и со стороны, противоположной разгрузочному окну скипа: снабжен роликами 3. Являющийся продолжением днища скипа лоток 2 расположен под сектором 1 и неподвижно закреплен на раме скипа. Нижняя часть лотка 2 выполнена в виде жесткого поворотного желоба 6, который посредством шарнира 7 соединен с основной частью лотка 2. В рабочем положении, т. е. при разгрузке скина, желоб 6 является продолжением лотка 2, а при загрузке скипа и при его движении в стволе днище желоба 6 установдено вертикально, а весь желоб 6 находится в пределах габарита скипа. Желоб 6 снабжен контргрузом 8, расположенным на его щеках так, что центр тяжести закрытого желоба 6 находится между осью 7 шарнира и разгрузочными роликами 3. На боковинах основной части лотка 2 неподвижно закреплены упоры 9, ограничивающие крайние положения желоба 6. Для гашения удара желоба 6 при его закрывании упоры 9 снабжены амортизаторами, например резиновыми.
Для регулирования усилия открываниязакрывания желоба контргруз 8 выполнен с возможностью изменения положения центра тяжести поворотной части лотка, как за счет изменения веса контргруза 8, так и 3d счет изменения положения контгруза 8 относительно оси 7 вращения желоба 6.
Первое осуществляется набором отдельных плит, второе — перемещением образующих контргруз 8 плит в направляющих 10, неподвижно закрепленных на щеках желоба 6.
Для обеспечения подачи горной массы в
35 центр приемного бункера 11 упоры 9 выполнены регулируемыми на высоте, что позволяет при необходимости изменять угол наклона желоба 6, и, следовательно, траекторию потока разгружаемой горной массы.
Принцип действия затвора заключается в следующем. При загрузке скила и движении его по стволу сектор 1 закрыт и днище желоба 6 находится в вертикальном положении благодаря тому, что общий центр тяжести желоба 6 и контргруза 8 расположен между осью шарнира 7 и разгрузочными роликами 3. По приходе скипа к разгрузочному пункту сектор 1 при помощи роликов 3, взаимодействующих с кривыми 4, открывается и поток горной массы, устремляясь по лотку 2 в направлении приемного бункера 11, отбрасывает днище желоба 6 в положение, при котором оно составляет продолжение днища лотка 2. Дальнейший поворот желоба 6 ограничивает упор 9. В рабочем положении желоб 6 перекрывает зазор между скипом и приемным бункером 11 тем самым предотвращая просыпание горной массы в зумпф ствола. Причем центр тяжести поворотной части 6 лотка 2 смещен в сторону приемного бункера, что препятствует преждевременному самопроизвольному закрыванию желоба 6. После разгрузки скип начинает двигаться вниз. Сектор 1 посредством роликов 3 и кривых 4 закрывается, а желоб 6 наезжает на обрезненный ролик 12 установленный на бункер 11, и поворачивается в положении, при котором днище желоба 6 устанавливается вертикально.
При этом центр тяжести поворотной части
6 лотка 2 смещается в сторону разгрузочных роликов 3, что обеспечивает удержание желоба 6 в габаритах скипа. И в данном положении поворот желоба 6 ограничен упорами 9.
Применение предлагаемого затвора позволяет повысить экономичность и эффективность эксплуатации загрузочных устройств и скипов за счет устранения просыпания горной массы в зумпф и повышения срока службы поворотного желоба и затвора в целом.
1. Секторный затвор, содержащий приводной сектор и неподвижно закрепленный на нем лоток с боковинами и основной частью, на которой шарнирно закреплена нижняя часть, выполненная в виде поворотного желоба, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности использования затвора, желоб выполнен жестким и снабжен контргрузом, а на боковинах неподвижно закреплены упоры, ограничивающие крайнее положение желоба, причем последний расположен так, что его центр тяжести в за749784 крытом положении находится между осями шарниров желоба и сектора.
2. Затвор по п. 1, отличающийся тем, что контргруз установлен с возможностью изменения его положения, а упоры выполнены регулируемыми по высоте и снабжены амортизаторами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 196268, кл. В 66 В 17/26, 1966.
2. Авторское свидетельство СССР № 561705, кл. В 66 В 17/26, 1973.
749784
Редактор H. Воликова
Заказ 4545/16
Составитель И. Генералова
Техред К. Шуфрич Корректор Ю. Макаренко
Тираж 932 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
<Рилиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4