Самоходный перегружатель горных пород с верхнего подступа на нижний транспортный горизонт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Рестгублик

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 750075 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.05.78 (21) 2611205/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл. з

Е 21 С 47/04

Государственный комитет ссс. (53) УДК 621.867. .5:621. 869: 622. .693.25 (088.8) ло делам нэооретеннй н открытий

Опубликовайо 23.07.80. Бюллетень № 27

Дата опубликования описания 25.07.80 (72) Авторы изобретения М. Г. Новожилов, А. Ю. Дриженко и В. И. Куценко

Днепропетровский горный институт имени Артема (71) Заявитель (54) САМОХОДНЫЙ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД С

ВЕРХНЕГО ПОДУСТУПА НА НИЖНИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ

ГОРИЗОНТ

Изобретение относится к устройствам, применяемым при рабработке глубоких карьеров высокими уступами, для гравитационной перегрузки крупнокусковой скальной породы с верхнего подуступа на нижележащий транспортный горизонт, и предназначено для использования, преимущественно в горной промышленности при открытой разработке мощных крутопадаюгцих месторождений.

Известны гравитационные устройства для перегрузки горной массы, например для перегрузки угля сверху вниз самотеком по вертикальной. трубе (1).

Перегрузка сыпучего материала по трубе осуществляется также с применением вибраторов (2). Однако все эти установки расположены стационарно, что вызывает необходимость в дополнительном использовании средств транспорта при доставке пород от выемочных машин к пункту перегрузки.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является перегружатель горных пород, содержащий гусеничную тележку с опорой, к которой прикреплен наклонный грузонесущий орган с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, загрузочное и разгрузочное устройства. Устройство содержит поворотную разгрузочную ленточную консоль (3) .

Недостатками устройства являются его низкая производительность и ограниченное применение на глубоких горизонтах карьера.

Поскольку максимальный угол наклона ленточного конвейера не превосходит 17 — 22, то при его использовании в комплексе с современными карьерными экскаваторами дли10 на грузонесущего органа почти в два раза превышает ширину рабочей площадки на глубоких карьерах. Кроме того, предложенное устройство предназначено для перегрузки мягких, либо мелкофракционных сыпучих пород и не может транспортировать скальные крупнокусковые материалы.

Е елью изобретения является уменьшение объемов выемки вскрышных пород в глубоких карьерах, повышение производительности, надежности транспортирования и разгрузки крупнокусковой скальной породы для использования в комплексе с различными типами выемочных машин.

Для этого опора выполнена с подвижной и неподвижной рамами, а грузонесущий ор750075 ган выполнен в виде телескопического трубопровода с внутренней подвижной и внешней неподвижной стенками, состоящими из разъемных вдоль оси секций и закрепленными соответственно на подвижной и негодвижной рамах, при этом неподвижная рама снабжена шарнирно закрепленными на ней гидроцилиндрами и роликами, а подвижная снабжена электромагнитами с удерживающими их роликовыми опорами, закрепленными на раме посредством стопорного механизма, и выполнена с направляющими для роликовых опор и роликов подвижной рамы. В самоходном перегружателе для обеспечения контроля грузопотока каждая секция может быть снабжена датчиками, связанными с гидроцилиндрами и электромагнитами. Òåлескопический трубопровод может быгь выполнен с затвором в зоне разгрузки. Телескопический трубопровод может иметь козырек над входным отверстием подвижных стенок.

На фиг, 1 изображен самоходный перегружатель, общий вид; на фиг. 2 — тоубопровод со снятым ограждсни !vf без выдвижения внутренней части аккумулирующей емкости; на фиг. 3 — разрез А---А (приемного желоба) на фиг. 2; на фиг. 4 — подвижная рама внутренней части аккумулирующей емкости; на фиг. 5 — трубопровод со снятым ограждением, с выдвинутой подвижной частью аккумулируюгцей емкости и виоропитателем; на фиг. 6 — разрез Б--Б (трубопровода с раскрытыми секциями аккумулирующей емкости) на фиг. 5; на фиг. 7 разрез  — В (аккумулирующей емкости) на фиг. 5; на фиг. 8 — узел (стопорный механизм роликовой опоры) на фиг. 7; на фиг. 9 — разрез Г---Г на фиг. 5.

Перегружатель включает гусеничную тележку 1, на которой подвижно установ Icflcl опора 2 трубопровода 3 с воронкой 4 и жестко соединенным подде!эживающим домкратом 5, расположенным на верхнем подуступе 6 у экскаватора 7 и жестко установленный

»а подвижной 8 и неподвижной 9 рамах с (оответствукэщими ограж,lPHHHilH 10 и ..1; разгрузочное устройство — вибропита тель

l2, расположенное на консоли 13 с наклонIIoH течкой 14, выпускаюгцей породу в средства транспорта 15; кабину управления 16 и поддерживающую систему мачт 17 и Канатов 18. Конструкция разгрузочного устройства 12 обеспечивает проезд средств транспорта 19 и другим экскаваторам, отраба тывающих нижний подуступ 20.

Трубопровод 3 переменного профиля состоит из аккумулирующей емкости, жестко закрепленной на опоре 2 трубопровода с углом наклона 5! †-53 к горизонту, выполненной из двух частеи: внутренней подвижной

2l и внешней неподвижной 22, те ICCKOIIH ICCки соединенных между собой посредс-.вом привода 23 с зубчато-реечной передаче:I 24 и приемного желоба 25, шарнирно coeiHIIelf50

5 я

I5

ЗО

«нн о с подвижной частью 21 аккумулирующей емкости под углом 28-30 . Аккумулирующая емкость выполнена в виде трубопрово <а 3 с постоянным диаметром по ее длине равным 3 — 4 м, либо с расширением горизонтального диаметра до 5-6 м в зоне разгрузки. Внутренняя часть 21 жестко связана с опорной мачтой 17, с закрепленными на ней электромагнитами 26, поддерживаемыми роликовыми опорами 27. Обе части

21, 22 емкости состоят из секций 28, разьемных при помощи шарниров 29 в осевом направлении.

Неподвижная рама 9 снабжена гидроцилипдрами 30, шарнирно связанными с внешней частью 22, роликами скольжения

31 для перемещения по ним через направляющие 32 подвижной поддерживающей рамы 8, а также направляющими 33, по которым с помощью тяговых- канатов 34 и полиспастов 35 перемец(ается подъемная лебедка 36. Роликовые опоры 27 способны перемещаться по направляющим 37, вращаться относительно своей осН и фиксироваться в отверсгиях 38 при помокни стопорного механизма 39, включающего пальцевый затВор 40 H электром агнит 41.

Разгрузочное отверстие неподвижной части 22 емкости снабженс затвором 42, а над вхочящим отверстием подвижной части 21 устроен козырек 43. Каждая секция 28 снабжена датчиком 44 контроля заполнения аккумулирующей емкости. На внутренней поверхности трубопровода на 2/3 вертикального диаметра нанесена футеровка. При использовании забойного ленточного конвейер» внешняя часть 22 аккумулируюгцей емкости ?KCCTKo опирается на бункер дробилки, установленной на опоре 2 тележки 1.

Организация работ по выемке вскрыши предусматривает отраб(л ку:-lll:к.:» подjcTA HH 20 экскаватором, располо;+ C . Hbl. 1 I1eречи перегружателя. Верхнии по,(: у-. 6 оТрабатывается экскаватором 7 с„.г;.," кой породы в воронку 4 перегружа. -:. я, через которую она самотеком поступает в аккумулирующую емкость. Для мобильногo H надежного перемещения перегр;.-. =.. е; я по взорванным породам его опорна.= тележка 1 выполнена на гусеничном «оду. Поскольку порода из перегружателя разгружается в железнодорожные поезда, аккумулируfoLUàÿ емкость позволяеT сгладить неритмичность работы как экскаватора 7, так и карьерного транспорта 15. Для уменьшения веса трубопровода 3 и упрощения его конструкции npuciIll»IH желоб 25 породой не заполняется.

В процессе загрузки перегружателя мощными экскаваторами 7 воронка 4 воспринимает динамическую нагрузку до 40 т ", более. Лля

ПОГаПЕIIHB ЭТИХ НаГРУЗОК СЛ жнт ПОДДРРжHâàfo.öHé домкрат 5, жестко соединенный с желобом 25. Вследствие шарнирного соедHHCHHH желоб 25 им(.ет подвижность в

HcpTHKdclüHoè;ïocKocTH. При первоначаль750075

1$ ном заполнении аккумулирующей емкости породой разгрузочное отверстие перекрывается затвором 42, что предотвращает ее просыпание и предохраняет вибропитатель 12 от разрушения. Контроль заполнения емкости и места заторов осуществляется специальными датчиками 44, подающими сигналы машинисту экскаватора 7 и оператору перегружателя. Наименьшие размеры перегружателя, его устойчивость, простота поддерживающих конструкций, долговечность .футеровки при достаточном объеме аккумулирующей емкости в диапазоне рассматриваемых высот верхнего подуступа 6 обеспечиваются устройством емкости под углом 51—

53, что не препятствует самотечному перемещению уплотненных крупнокусковых lloрод. С целью увеличения пределов изменения высоты нижнего подуступа 20 приемный желоб 25 выполнен с минимально возможным углом наклона, определяемый из условия гравитационного передвижения крупнокусковой скальной породы по ст.;..ьной фу рованной поверхности и раг ый 28-30 к горизонту. Начальный диаметр желоба 25 составляет не менее 2 м, а конечный — в зависимости от входного отверстия аккумулирующей емкости. Это позволяет транспортировать одновременно негабаритные куски с максимальным диаметром до 1,2 м.

Разгрузка скальных пород;:".-.угцествляется при поднятом затворе 42, работающем вибропитателе 12 через наклонную течку

14, регулирующей высоту погрузки в средства транспорта 15. Передвижение перегружателя осуществляется с незаполненным трубопроводом 3. Однако для предохранения разгрузочного устройства 12 часть породы на две аккумулирующей емкости не выпускается и играет роль подушки. Удерживаемый уровень подушки контролируется соответствующим датчиком 44 и обеспечивается остановкой вибропитателя 12.

Для исключения пробок и зависаний, а также с целью осмотра и замены футеровки, емкость выполнена разъемной. При значительной длине обеих ее частей 21, 22, для простоты выполнения разъемного устройства 26, 30 и возможности раскрывать лишь ту часть емкости, где произошло заклинивание, последняя выполнена секционно. Поскольку в нижней части аккумулирующей емкости постоянно удерживается часть горной массы, то в этом месте будет большая вероятность образования заторов и пробок. Поэтому внешняя часть 22 выполнена с большим относительно внутренней части

21 расширением. В случае образования заторов в той или иной секции 28 емкости соответствующий датчик 44 подает сигнал, от которого срабатывает разъемное устройство: гидроцилиндры 30 и электромагнит 26, либо то и другое вместе и раскрывает данную секцию 28, на необходимую для ликвидации зависаний величину. В мо% ю

23 зе

3$

so

$$ мент включения разъемного устройства 26, 30 стойки роликовой опоры 27 по мере открывания внутренней 21 и внешней частей 22 емкости поворачиьаются относительно своей оси, поддерживая раскрытую секцию 28. После ликвидации затора секция 28 принимает исходное положение.

Таким образом, процесс погрузки экскаватором 7 и разгрузки перегружателя непрерывный.

Для удобства осмотра профилактического обслуживания и в случае необходимости замены конструктивных элементов или футеровки применяется подъемная лебедка 36.

При этом аккумулирующая емкость может открываться одновременно на всю длину.

Для выполнения работ на подвижной части

21 емкости последняя перемещается во внешнюю 22 с последуюшим открыванием обеих частей: вначале неподвижной. 22, затем подвижной 21.

При использовании экскаваторов, отрабатывающих меньшую высоту нижнего подступа 20, подвижная часть 21 аккумулирующей емкости телескопически входит во внешнюю неподвижную 22 посредством системы привода с зубчато-реечной передачей. Передача движения осуществляется от двигателей 23 к шестерням 24, входящих в зацепление с зубьями планки на подвижной части 21. При этом внутренняя часть 21 перемешается вместе с приемным желобом 25, подвижной рамой 8, роликовыми опорами 27, мачтой 17 и электромагнитами 26. Перемещение подвижнои рамы 8 осуществляется по направляющим 32 и роликам скольжения

3l. B момент приближения роликовой опоры 27 ко входному отверстию неподвижной части 22 срабатывает электромагнит 41 пальцевого затвора 40, освобождает подвижную раму 8 от опоры 27 и последняя останавливается у стоек неподвижной рамы 9.

При работе экскаваторов с большими линейными параметрами происходит обратный процесс, т.е. выдвижение внутренней части

21 емкости. При перемещении подвижной рамы 8 пальцевые затворы 40 скольз т по ней до тех пор, пока не попадут в соответствуюшее отверстие 38, захватывая роликовые опоры 27.

В случаях применения конвейерного транспорта перегружаемый материал поступает в дробилку, которая в процессе дробления подвергает вибрации неподвижную часть 22 аккумулирующей емкости. С целью обеспечения удобства работы обслуживающего перегружатель оператора кабина управления

16 вынесена от погрузочного и машинного отделений.

Поскольку карьерные экскаваторы имеют относительно небольшие рабочие пареметры, разработка высоких уступов возможна с разбивкой их на подуступы и гравитационной перегрузкой пород с верхнего уступа на транспортный горизонт через самоходный пе750075

7 регружатель. Применение такого устройства позволит снизить текущие объемы вынимаемой вскрыши, общее количество транспортных горизонтов в карьере и существенно уменьшить продолжительность погрузки железнодорожных поездов.

Установлено, что применение предлагаемого устройства позволяет уменьшить количество транспортных горизонтов во вскрышной зоне глубоких карьеров и снижает затраты на транспортирующие породы.

Формула изобретения

1. Самоходный перегружатель горных пород с верхнего подуступа на нижний транспортный горизонт, содержащий гусеничную тележку с опорой, к которой прикреплен наклонный грузонесущий орган с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, загрузочное и разгрузочное устройства, отличающийся тем, что, с целью повышения 20 производительности и надежности его работы при использовании в комплексе с различными типами выемочных машин, опора выполнена с подвижной и неподвижной рамами, а грузонесущий орган выполнен в виде телескопического трубопровода с внутренней подвижной и внешней неподвижной стенками, состоящими из разъемных вдоль

8 оси секций и закрепленными соответственно на подвижной и неподвижной рамах, при этом неподвижная рама снабжена шарнирно закрепленными на ней гидроцилиндрами и роликами, а подвижная снабжена электромагнитами с удерживающими их роликовыми опорами, закрепленными на раме посредством стопорного механизма, и выполнена с направляющими для роликовых опор и роликов неподвижной рамы.

2. Перегружатель по п. 1, отличающиися тем, что, с целью обеспечения контроля грузопотока, каждая секция снабжена датчиком, связанным с гидроцилиндрами и электромагнитами.

3. Перегружатель по пп. 1, 2, отличающийся тем, что телескопический трубопровод выполнен с затвором в зоне разгрузки.

4. Перегружатель по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что телескопический трубопровод имеет козырек над входным отверстием подвижных стенок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании ¹ 1066262, кл. В 8 S, опублик. 1966.

2. Патент США № 2765894, кл. 193 — 2, опублик. 1965.

3. Патент ФРГ № 658005, кл. 84 d 7)04, опублик. 1971.

750075

Составитель В. Пономарева

Тскред К. Шуфрич Корректор М. Коста

Тираж 626 Подписное

Редактор Е. Гlолиопова

Заказ 4584(25

ГГНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж--35, Рву шская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

11