Щит для сооружения тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сотоз Советскик

Социалистических

Республик

ОЙИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ о 750084 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.04.77 (21) 2476958/22-0 (51)М. Кл.

Е 21 D 9/06 с присоединением заявки ¹ гасударственный комитет (23)Г1риоритет

Опубликовано 23.07.80. Бктллетень ¹ 27 оо делам изобретений и открытий (53) УДК 634.191..6(088.8) Дата опубликования описания 27.07.80

В. А. Ходош, В. А. Иванов, А. С. Луговцов, В. А. Алихашкин, А. И. Можаев, С. Н. Власов, А. К. Карцев, И. Д. фишман и И. Н. Григорьев (72) Авторы изобретения

Государственный ордена Трудового Красного Знамени проектноизыскательский институт Метрогипротранс (7!) Заявитель (54) КИТ ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ

С МОНОЛИТНОПРЕССОВАННОЙ БЕТОННОИ ОБДЕЛКОЙ

Изобретение относится к тоннелеи метростроению и можетбыть использовано, в частности, при сооружении тоннелей с монолитнопрессованной бетонной обделкой.

Известен щит для сооружения тоннелей с монолитнопрессованной бетонной обделкой, включающий корпус, щитовые домкраты, прессующее кольцо и компенсирующие устройства jlj.

Недостатком известного шита является вредное механическое воздействие, которое он оказывает через опалубку на бетон тоннельной обделки, находящийся после окончания процесса прессования в стадии схватывания и твердения. Это воздействие вызывает появление трещин в бетоне и не позволяет получить водонепроницаемую тоннельную обделку.

Известен щит для сооружения тоннелей с монолитнопрессованной бетонной обделкой, включающий корпус, щитовые домкраты с компенсирующими устройствами и жесткое цельное пресующее коль2 цо, Бетонная смесь при возведении обделки укладывается в пространство между оболочкой щита и секцией переставной опалубки,- закрепляемой на ранее забетонированной секции (21.

Недостаток известной конструкции заключается в том, что после окончания процесса прессования прессующее кольцо при подтягивании в исходное положение к щиту зачастую сдвигает последнюю

1О секцию опалубки вместе со свежеопрессованным бетоном, в результате чего в обделке возникают кольцевые трещины.

Бель изобретения — предотвращение образования трещин в бетоне, находящемся

15 в стадии схватывания и твердения, возникающих вследствие механических воздействий щита.

Указанная цель достигается тем, что в корпусе щита установлена на опорных катках формуюшая опалубка, подвижная вдоль продольной оси шита и соединенная с поддерживающей опалубкой с возможностью перемещения относительно

7 50084 ф

Выполнение формующей опалубки в виде элемента конструкции щита, сцентрированного относительно продольной оси последнего, позволяет исключить механические воздействия щита на бетон, приводящие к появлению в тоннельной обделке кольцевых трещин, и улучшить управление движением щита как на прямолинейных, так и на криволинейных участках трассы»

На фиг, 1 схематически изображен щит в продольном разрезе, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сзади; на фиг. 3— разрез по опорному катку формую1цей опалубки; на фиг. 4 — положение узлов шита перед началом прессования бетонной смеси; на фиг. 5 — то же, после окончания прессования бетонной смеси и продвижения щита на одну заходку; а на фиг. 6 — то >ке, после возврата формующей опалубки в исходную позицию; на фиг. 7 — положение для осмотра торца бетонной обдепки и очистки и смазки наружной поверхности формующей опалубки.

Щит включает корпус 1, в котором установлены щитовые домкраты 2, упирающиеся в прессующее кольцо 3. В корпусе щита закреплен кронштейн 4 с .опорными катками 5 и 6, на которых установлена формующая опалубка 7, перемещаемая в продольном направлении домкратами 8, Положение опорных катков регулируется относительно кронштейна клиньями 9.

Формующая опалубка 7 соединена с поддерживающей опалубкой 10 домкратами

11, которые обеспечивают как их совместное передвижение, так и движение относительно друг друга в продольном напр авп енин.

На поддерживающей опалубке установлены домкраты 12, выдвигающие плиты 13 .в радиальном направлении»

Бетонная смесь в заопалубочное про— странство подается через канал 14 в формующей опалубке, перекрываемый на период прессования бетонной смеси запорным устройством 15.

Прессующее кольцо может выполняться как в виде цельной ?KocTKoH констру;— ции, так и из отдельных частей. В пос— леднем случае каждая группа щитовых домкратов, упирающихся в отдельную часть прессующего кольца, имеет свой гидропривод, что позволяет создавать в

45 с0

3 нее в продольном направлении, причем опорные катки закреплены с вс.зможностью регулировки их положения относительно корпуса щита. гидросистемах групп домкратов различные давления. Такая система облегчает управление направленным движением щита, особенно на кривопиней?п >х участках трассы.

° Работа щита при возведении монопитнопрессованной бетонной обдепки осуществляется следующим образом.

Прессующее кольцо и формуюшая опа— лубка устанавливаются относительно корпуса щита в положение, показанное на фиг. 4, и и заопалубочное пространство подается бетонная смесь, после чего щит продвигается вперед с одновременным прессова>ием смеси до вытеснения ее за пределы оболочки шита (фиг. 5). Вместе с поворотами корпуса шита при его продвижении поворачивается и формующая опалубка, поэтому после окончания процесса прессования продольная ось очередного готового кольца обдепки всегда совпадает с продольной ссью корпуса щита.

Кольцевой стык бетонной обдепки находится вне формующей опалубки, и ри следующем цикле она не может оказывать вредное механическое воздействие на бетон, находящийся в стадии схватывания и твердения.

После окончания процесса прессования формующая опалубка возвращается в исходное положение, а в это время прессу ющее кольцо поддерживает торец бетон— ной обдепки (фиг. 6), воспринимая усилия трения, возникающие между движущейся опалубкой и бетоном, и тем самым не позволяя нарушать целостность обдепки.

Вместе с формующей передвигается и поддерживающая опалубка, Предваритепь— но усилия домкратов 12 уменьшаютсц дпя ослабления давления плит 13 на бетонную обдепку. После установки поддерживающей опалубки внутри поспедпего забетонированного кольца плиты 13 рас пира1отся домкратами в бетонную обдепку»

Дпя возможности осмотра торца бетонной обделки и смазки наружной поверхности формующая опалубка может отодвигаться в положение, показанное на фиг. 7. При этом поддерживающая опалубка остается на своем месте.

Изобретение позволяет получить водонепроницаемую конструкцию тоннеля, поднять темп сооружения тоннелей с монс?питнопрессованной бетонной обцелкой в

2-2,5 раза, улучшить управление движением щита и уменьшить величину минимального радиуса псворота щита на криволинейных участках трассы, сократить вес проходческого комплекса на 15-20% и уменьшить его длину на 20-259о по сравнению с выпускаемыми промышленностью комплексами.

1. Шитдля сооружения тоннелей с монолигнопрессованной бетонной обделкой, вклк чающий корпус, щитовые домкраты и прессуюшее кольпо, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что, с нелью предотвращения образования трещин в бетоне, находящемся в стадии схватывания и твердения, возникающих вследствие механических воздействий шита, в корпусе

Фор мула изобретения

7 50084

6 шита установлена на опорных катках формующая опалубка, подвижная вдоль продольной оси щита и соединенная с поддерживающей опалубкой с возможнос тью перемещения относительно нее a продольном направленш .

2. Шитпоп. 1, отличаю— ш и и с я тем, что опорные катки закреплены с возможностью регулировки их О положения относительно корпуса щита.

Источники инфор мации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 262931, кл. Е 21 В 9./06, 1967.

2. Ходош В. A. Сооружение тоннеля метрополитена с монолитнопрессованной бетонной обделкой. Транспортное строительство, 1972, № 3, с. 1316 (прототип).

750084

Составитель А. Шестимиров

Редактор А. Маковская Техред А.Шепанская Корректс>р Г. Решетник

Заказ 44-42/11 Тираж 626 Подписное

Ш1ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ПНП Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4