Шпоночное соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ 750154

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I) Дополнительное к авт. свил-ву— (22)Заявлено 16.01.78 (21) 2569547/25-27 (5I ) M. Кл. с присоединением заявки ¹вЂ”

F 16 В 3/00

Государственный комитет

СССР (23) Приоритетпо делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.07.80. Бюллетень ¹ 27 (53) УДК 621.220. . 314 (088.8) Дата опубликования описания 25.07,80 (72) Авторы изобретения

В. С. Суворов и L. С. Артюхов (71) Заявитель

Минский филиал Государственного проектно-технологического и экспериментального института "Оргстанкинпром (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано для соединения вала и втулки с натягом в тангенииальном направлении, преимущественно в беззазор5 ных малонагруженных передачах и механизмах.

Известно шпоночное соединение, в котором необходимый натяг в тангенииальном направлении обеспечивается клиновид ной формой шпонок (1).

Недостатком соединения является трудоемкость в изготовлении и нетехнологичность в сборке.

Известно также шпоночное соединение, в котором паз во втулке выполнен по ширине больше, чем ширина шпонки, а в образовавшийся зазор между боковой поверхностью шпонки и паза вставлены встречные клинья, с помощью которых обеспечивается необходимый натяг 121 .

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, !1едостатком его является значительная трудоемкость и нетехнологичность при сборке соединения.

Целью изобретения является упроптение конструкции и повышение технологичности сборки соединения.

Это достигается тем, что шпонка установлена под углом к оси вала, а ширина шпоночного паза втулки выбрана меньше проекции шпонки на плоскость, перпендикулярную оси вала на величину натяга, а так же тем, что на кромках, образованных боковыми поверхностями шпоночного паза втулки и ее ториовой поверхностью выполнены фаски или скругления.

HB фиг. 1 показано шпоночное соединение, общий вид; на фиг. 2 — вид по стрелке A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — основные размеры элементов соединения; на фиг. 5, 6 — вариант шпоночного соединения, обеспечивающий возможность регулировки величины натяга.

154 (с двумя

4 о кругл р.нн ы м и

6„-Ь+ д

o = —"

tt — Ü концами) радиан

Ь„- 6 - д

СА- . радиан

K- 6/ .2.

64 Е+Ю б"-—

8 радиан

Ь вЂ” Ь - Х

CJÄ = >I Ct CI.

6 — 6

3 750

Шноночное соединение содержит вал 1, в пазу которого установлена шпонка 2, и втулку 3 со шпоночным пазом, параллель= ным ее ocи,: Шпонка установлена HB валу таким образом, что ее продольная ось образует с -сь;с вала угол 9 который выбран таким образом,, |тобы ширина прОекшп1 шпонки на плоскость перпепдику лярную к оси вала (размер В, фиг„4) превьпцала ширину шпоночного паза втулки на величину, не мечьшую заданной величины натяга О (н фиг. 4t В- А=о, . HB кромках, ОбразОванных бокОВыми поверхностями шпоночного паза втулки и ее торцовой поверхностью„. Выполнены фаски или cKp JIåíHH Q которые исключают возможность срезания металла на боковых поверхностях шпонки при сборке H облегчают сборку соединения. Указанные фаски

ИЛИ ОКРУГЛЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ HB ОДНОМ либо на обоих торцах втулки в зависимости от ее конструкции и технологии сборки.

При сборке втулки с валом вследствие наличия натяга происходит контактная деформация боковых поверхностей шпонки и паза втулки с образованием соответствующих площадок контакта на рабочих по-. верхностях, передающих крутящий момент.

Таким образом, предлагаемое соедннение является беззазорным и предварительно напряженным в тангенциальном направлеНИИ.

Величина угла g зависит от размеров элементов соединения и от заданн:ой величины натяга в тангенциальном направле35 нии и составляет где Ь =- ширина шпонки

Ь вЂ” ширина шпоночного паза втулки

I " 7

 — длина шпонки*

1 д — заданная величина натяга в тангенциалъном направлении (размеры Ь и 0 пОдс IBpëÿþòcÿ 45 в формулу с учетом их предельных отклонений).

В связи с тем, что величина угла б, мала (например, дпя соединения с параметрами 8 —— 1 0 ПШ„, Ь = 10Ь, 8

=63 мм, O =0,100 мк, угол 6 равен 10), для пр ахтич Bc KHK p flcH 2 TGB MoIKIIО прин H

МаТЬ Д "= о"

Таким образом, в Общем случае величину угла Ы мОжно CIIpBJIe JIHI b HB следующих соотношений; для призматиче ких шпонок исполнения 1 по ГОСТ 8789-69 и ГОСТ 10748-68 для призматических шпонок исполнения 2 поГОСТ 8789-68 (с одним скругленным концом) для призматических шпонок исполнения 3 по ГОСТ 8789-68 и ГОСТ 10748-68 (с плоскими концами) Для обеспечения контакта боковых поверхностей шпонки и паза втулки по всей высоте их прилегания необходимо, чтобы шпонка была симметрична относительно оси вала, т. е. точка пересечения осей вала и его шпоночного паза (точка С фиг. 4) должна находиться посредине длины шпонки.

В необходимых случаях соединение может обеспечить регулирование величины натяга в процессе сборки или эксплуатаIIHH. Для этого втулка 3 (фиг. 5) выпопчена с возможностью осевого перемещения при помо|пи гайки 4.

Формул а изобретения

1. Шпоночное соединение, содержащее вал с установленной в пазу шпонкой ивтулку со шпоночным пазом, параллельным ее оси, ширина которого больше ширины шпонки„о т л и ч B Io щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения технологичности, шпонка установлена под углом к оси вала, а ширина шпоночного паза втулки выполнена меньше проекции шпанки на плоскость, перпендикулярную оси вала, на величину натяга.

2. Шпоночное соединение по и. 1, отличающееся тем, что на кромках, образованных боковыми поверхностями шпоночного паза втулки и ее торцовой поверхностью, выполнены фаски или скругления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Сахненко В. Л. Атлас деталей машин, Киев: Гостехиздат УССР, 1956, с 60 табл 2

Авторское свидетельство СССР

% 200360, кл. F 16 > 1/08, 1 966 (прототип) .

750154

Составитель B. Голов

Редактор H. Козлова Техред A. Щепанская Корректор М. Г1емчик

Заказ 4594/28 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул„Проектная, 4