Волновая зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ 750181
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву3 (22) Заявлено 06.03.74(21) 2002304/25-28 (51 }M. Кл. с присоединением заявки М
F 16 Н 1/00
F 16 Н 1/34
Государственный комитет (23) Приоритет— во делам изобретений и открытий
Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27 (53) УДК621.833..7 (088.8) Дата опубликования описания 25,07.80 (72) Авторы изобретения
М, Н. Иванов и B. Н. Ромашин
Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (71) Заявитель (54) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение касается механических передач и является устройством для редуцирования чисел оборотов ведущего вала при его непрерывном, прерывистом или реверсивном вращении.
Известна волновая зубчатая передача, 5 содержащая гибкое и жесткое колеса. и генератор волн (1). Зубья гибкого и жесткого колес этой передачи выполнены выпуклыми и образуют цевочное зацепление. то
Недостатками укаэанной передачи являются малая нагрузочная способность и невысокий КПД, обусловленные повышенными нагрузками на генератор волн.
Наиболее близкой к изобретению по
I5 технической сутцности и достигаемому эффекту является волновая зубчатая передача, содержащая гибкое колесо с наружными зубьями выпуклого профиля, жесткое колесо с внутренними зубьями и генератор волн j21. В этой передаче зубья гибкого колеса имеют эвольвентный профиль, а зубья жесткого колеса — прямолинейный профиль.
Недостатками ее являются неблагоприятные условия смазки зубьев и возможность появления при некоторых парамет рах зацепления кромочного контакта зубьев. Сба эти фактора могут снизить КПД передачи.
Бель изобретения — улучшение условий смазки зубьев, исключение их кромочного контакта и повышение КПД передачи.
Это достигается тем, что профили зубьев жесткого колеса выполнены выпуклыми по кривым, образованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев.
Выпуклые профили зубьев гибкого колеса также могут быть выполнены по кривым, образованным производяптим колесом с прямолинейным профилем зубьев.
На фиг. 1 схематически показана волновая зубчатая передача на фит. 2 — узел на фиг. 1 на фпг. 3 — узел 11 на фиг. 1; на фиг. 4 — узел Й! . Ha фиг ° 1.
Передача содержит гибкое колесо 1, генератор 2 волн и жесткое колесо 3, выполненное заодно с корпусом. Генератор
3 7501
2 волн, кулачок которого выполнен по форме овала, через гибкий подшипник вводит в зацепление зубья гибкого колеса 1 с зубьями жесткого колеса 3.
Вращение генератора 2 волн приводит к перебору зубьев гибкого 1 и жесткого
3 колес, что вызывает относительное вращение этих колес из-за разности их чисел зубьев.
Выпуклые профили 4 (см. фиг. 2, 3 и 10
4) зубьев гибкого колеса могут быть выполнены как по эвольвенте (показана пунктиром), TBK и по кривым, обраэованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев (показаны сплошной 15 линией).
Профили 5 зубьев жесткого колеса выполнены выпуклыми по кривым, образованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев (для сравнения на фиг. 2 пунктиром показан известный эволь вентный, близкИЙ к прямолинейному, профиль зуба жесткого колеса).
Для получения выпуклого профиля зуба жесткого колеса и увеличения кривизны профиля зуба гибкого колеса по сравнению с эвольвентным удобно применять долбяк с прямолинейной режущей кромкой., Угол профиля и число зубьев применяемого долбяка зависят от требований, предъявляемых к волновому зацеплению.
Узел (см. фиг. 2) отражает положе= ние входа зубьев в зацепление. Здесь боковой зазор между профилем 4 зуба гибкого колеса и профилем 5 зуба жесткого 35 колеса увеличен по сравнению с зазором между зубьями с эвольвентными профилями, показанными пунктиром.
Узел и (см. фиг. 3) — начало контактирования зубьев. Взаимное положение 0 профилей 4 и 5 обеспечивает получение масляного клина 6 между зубьями, что уменьшает трение в зацеплении. При некоторых параметрах эвольвентных или прямолинейных зубьев может образоваться 4> их кромочный контакт, при котором не
81 ф образуется масляного клина в напр:и л нпп движения.
Узел ф (см. фиг. 4) — зацепление зубьев на большой оси генератора волн.
Масляный клин 6 сохраняется.
Таким образом, в любой фазе зацепления может происходить контакт только поверхностей.
Указанные профили зубьев колес могут применяться в волновых передачах с любым типом генератора, при любом числе волн и при любой форме деформации гибкого колеса.
Благодаря использованию выпуклых профилей улучшаются условия смазки зубьев и исключается их кромочный контакт, что может привести к повышению
КПД волновой зубчатой передачи, Формула изобретения
1, Волновая зубчатая передача, соде жащая гибкое колесо с наружными зубьями выпуклого профиля, жесткое колесо с внутренними зубьями и генератор волн, вводящий в зацепление зубья колес, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения условий. смазки зубьев, исключения их кромочного контакта и повышения
KHQ передачи, профили зубьев жесткого колеса выполнены выпуклыми по кривым, образованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев.
2. Передачапоп. 1, отличаю— щ а я с я тем, что выпуклые профили зубьев гибкого колеса выполнены по кривым, образованным производящим колесом с прямолинейным профилем зубьев.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
% 199610, кл. F 16 Н 1/00, 1966.
2. Авторское свидетельство СССР
No 249881, кл. Р 16 Н 1/00, 1969 (прототип).
750181
Составитель А. Ступаков
Редактор Т. Клюкина Техред Ж. Кастелевич Корректор М, Демчик
Заказ 4594/28 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4