Способ диагностирования развала управляемых колес транспортного средства по косвенным параметрам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социапистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«11 7503)l 7 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) 3аявлеио 02. 06. 78 (21) 2624786/25 — 11 с присоединением заявки М9(23) Приоритет

Опубликовано 230780. Бюллетень Но 27

Дата опубликования описания 250780

G 01 М 17/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий (53) У4К62Э.11З-585 (088. 8) (72) Авторы изобретения

N. И. Белицкий и С. Г. Вашев (71) Заявитель

Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт "Госавтотрансниипроект" (54 ) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РАЗВАЛА УПРАВЛЯЕМЫХ

КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО КОСВЕННЫМ

ПАРАМЕТРАМ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при определении технического состояния переднего моста автомобилей, тракторов и других транспорт-з ных средств.

Для улучшения управляемости и повышения срока службы шин, управляемые колеса транспортного средства, например автомобиля, устанавливаются с определенными величинами углов развала и схождения. При этом наибольший эффект достигается при некотором оптимальном соотношении между разва- 15 лом и схождением. В процессе эксплуатации автомобиля (иэ-за износа деталей переднего моста) установленное на заводе-изготовителе оптимальное соот 1юошение между развалом и схождением 20 нарушается, поэтому совершенствование методов определения углов установки управляемых колес имеет большое практическое значение.

Развал представляет собой угол, лежащий в поперечной вертикальной плоскости и образованный нертикальной .линией и линией пересечения этой плоскости с плоскостью вращения ко- . леса. ЗО

Методы непосредственного измерения развала и схождения управляемых колес не являются перспективными, так как последние не учитывают жесткостные характеристики используемых в каждом конкретном случае шин и, следовательно, не позволяют обеспечить оптимальные условия качения колеса с точки зрения управляемости устойчивости автомобиля, минимального износа шин и расхода топлива. Наиболее совершенными: являются методы диагностирования развала по косвенным параметрам, при этом в качестве косвенного параметра принимают обусловленную развалом боковую силу, действующую в зоне контакта колеса с опорной поверхностью.

Известен способ диагностиронания развала управляемых колес автомобиля по косвенным параметрам путем измерения боковой силы, действующей на колесо, обусловленной развалом (1) .

При диагностировании развала по этому способу управляемое колесо устананливают на два беговых ролика, смонтированных на поворотной площадке. Вначале поворотную площадку устанавливают горизонтально и при включении привода беговых роликов изме750317 ряют боковую силу, возникающую при качении управляемого колеса по бе-. говым роликам. Измеренная таким путем боковая сила представляет собой сумму двух боковых сил, одна иэ которых обусловлена развалом, а другая — схождением. Для определения боковой силы, обусловленной только схождением, опорную площадку с установленными на ней беговыми роликами поворачивают вокруг продольной горизонтальной оси до достижения параллельности опорной площадки и оси вращения управляемого колеса. При таком положении опорной площадки боковая сила, обусловленная развалом, станет равной нулю, и боковая сила, 15 действующая на опорную площадку, будет опрецеляться только схождением колеса. Вычислив разность между боковой силой при горизонтальном положении опорной площадки и боко- 2О вой силой при наклоненной опорной площадке,. определяют боковую силу, обусловленную только развалом, и по .величине этой разности оценивают развал колеса.

Иэвестен также способ диагностирования развала управляемых колес транспортного средства по косвенным параметрам путем измерения боковой силы, действующей на колесо, обусловленной развалом (2)

При диагностировании развала по этому способу управляемое колесо устанавливают на беговые ролики, кинематически соединенные с реверсивным электродвигателем. При вращении беговых роликов в прямом направлении измеряют боковую силу, действующую на беговые ролики и обусловленную совместным действием развала и схождения. Далее изменяют направле- 4Р ние вращения беговых роликов на противоположное и снова измеряют боковую силу. По результатам двух замеров с использованием известных формул определяют боковую силу, обусловленную развалом, по которой и оценивают развал колеса.

Недостатком известных способов является невысокая точность оценки развала. Это обусловлено тем, что боковая сила, действующая на управляемое колесо, зависит не только от развала, но и от величины вертикальной нагрузки, действующей на управляемое колесо. Вертикальная же нагрузка, действующая на колесо, при 55 эксплуатации автомобиля изменяется в широких пределах. Влияние вертикальной нагрузки, действующей на управляемое колесо, на боковую силу, обусловленную развалом, приводит к ц погрешностям при диагностировании p+вала, так как при одинаковом развале но, при различной вертикальной нагрузке, боковая сила будет различной. Таким образом, по боковой силе невозможно с высокой точностью оценить развал колес.

Цель изобретения — повышение точности диагностирования развала.

Это достигается тем, что одновременно измеряют вертикальную нагруз.— ку, действующую на управляемое колесо, а в качестве косвенного параметра принимают отношение боковой силы к вертикальной нагрузке.

На фиг. 1 изображено устройство для осуществления предлагаемого способа, на фиг. 2 — зависимость боковой силы Р,обусловленной развалом колеса,от вертикальной нагрузки СЬ и угла развала сА .

Способ осуществляют следующим образом.

Управляемое колесо 1 устанавливают на беговой ролик 2, кинематически соединенный с реверсивным приводным электродвигателем 3. Беговой ролик

2 выполнен с возможностью осевого перемещения и соединен с датчиком 4 силы. Для измерения вертикальной нагрузки,действующей на колесо, установлен датчик 5. При вращении управляемого колеса 1 от электродвигателя 3 на поверхности контакта управляемого колеса 1 с беговым роликом 2 возникает боковая сила Р„, обусловленная совместным действием развала и схождения, и измеряемая датчиком 4г

Р Ь., (1) где Р „ - боковая сила, обусловленная схождением, Р Ь - боковая сила, обусловленная развалом.

Изменив направление вращения беговых роликов, снова измеряют силу Р

P2 = -Р .„+ PP(„ g (2)

Из уравнений (1) и (2) находят р Р1 ° Рд

2 (3)

Одновременно измеряют вертикальную нагрузку ЯЬ с помощью датчика 5.

Отношение боковой силы, обусловленной развалом к вертикальной нагрузке, действующей на колесо, т. е. и принимают в качестве косвенноМ параметра для оценки развала. Этот параметр однозначно определяется развалом, он не зависит от вертикальной нагрузки, действующей на колесо. Благодаря этому обеспечивается возможность диагностирования развала с высокой точностью что позволяет более точно установить оптимальное соотношение между развалом и схождением, обеспечивающее. хорошую управляемость и минимальный износ шин, а также снижение расхода топлива.

Формула изобретения

Способ диагностирования развала управляемых колес транспортного средства по косвенным параметрам, включающий операцию измерения боковой силы, действующей на колесо, обусловленной развалом, о т л и ч а ю - ш и и с я тем, что, с целью повы750317

2_#_ 6g,à ñ

Составитель В. Ионова

Редактор Н. Воликова Техред А.Куликовская. Корректор С.Шекмар

Тираж 1019 Подписное

ЦНИИПИ ГосУдарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д.. 4 5

Заказ 4624/33

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, шения точности, одновременно измеряют вертикальную нагрузку, действуюцую на управляемое колесо, а в качестве косвенного параметра принимают отношение боковой силы к вертикальной нагрузке..Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии 9 46-36961, or 1971, кл 77А1

2. Патент СМА 9 3679845, 5 кл. 33-203, 13 от 1971 (прототип).