Устройство для сигнализации и аварийного отключения электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
O Il И С А Н И Е (750534
И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
I I> I ) . I ()il(). I il u i e. ьн()(h а н! . (Ни, — Hx (> ) Ч. Кл.
1 )яв ieii() () ) I ) 7 (2! ) "()1:)2(Г) 18-24 (.) 08 В 2! i00 г Р!«()(Illll(lilt(il )ЯВКИ ¹ ! ".) I 1! piI()I>H1(т
Государственных ко)иитет
СССР
M делам изоо)ветеиий (5;)) У.1К 0>54.()1 (088.8) Инхблик()наll() 2:.3.07.80. Е>)ог)г)ставнь Х 27
H от)()1ятии.1;)та оичоликования оннс )IIHB 28.07.80. )) вторы и-(!)орс .: ", )n
Л. I I. Ж()вил)о, Я. Ь. 111Н(к)ор. В. Л. Лсрннков и A. Л. Ив!)Иов
Всссок>зный tl(Ill.)(еснОЙ ме\аниз!)Нии и автоматизации жнв(>тноводческих ферм, . I ) 3ачвитель (>4) ((7! РОЙ(.:ТБО,l„II51 г.:ИЕ 11Л,)!ИЗЛЕЕИИ И ЛВЛРИПЕ101 0
ОТКЧ)0(-!ЕНИЯ Э,)1} К! Р(). 1ВИ! ЛТЕЛЯ (Изобретени(относится h области автомигnhli н мо к(т ()I>il ü использовано для отклк>ч(ния при))о.(но(о электродвигателя при aa;Iрийной Hei;iiloeh(1e)(II(>;ior II ie«h(>n) агрегата и сачого электродвигателя, а также для .
;1 )т(Рийной снгlla;IH33(LHH.
Известны устройства для контроля параметров двигателей рабочих органов сельскохозяйственных машин, содержащие датчики-прерыватели, соединенные с цепью сигнализации на тиратроне с холодным катодом и КС-цепочкой, постоянная времени которой больше времени одного цикла движения рабочего органа (1). !
1рименение этой цепи сигнализации снижает быстродействие устройства.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для сигнализации об аварийном отключении технологического агрегата, содержащее подсоединенный к источнику переменного тока через замыкающий контакт командного аппарата и через размыкающий контакт исполнительного реле магнитный пускатель, а также выпрямительный диод, два ограничительных резистора, сглаживающий конденсатор и стабилизатор напряжения, к выходу которого подключена последовательная
КГ-цепь н e(>czniieII)I;IH (. Hti();,()ì тиратрона обмотка испол интел ьног(> реле. а средняя точка К(-цепи через резистор подключена к сетке тиратрона и ч(рез кон 1elle(I!1)p — - к дв>)хпозиционнох(у псрекг)к>1(;)тели>, который
Ъ включен между выводом перемен)гого резистора и шиной источникa пит(! н;!я (21.
В связи с разбросоч и изменеl)H(ч в процессе эксплуатации номин;)льных знач(ний емкостей конденсатора, а также при использовании устройства на различных частотах вращения технологических агре);)тов ст;I новится необходимым производить глубокий " «д конденсатора посл(довптельной К<. цепи. Это приводит к снижению быстродействия устройства. Кроме того, подключение емкостной нагрузки к двухпозиционному переключателю по предложенной схеме снижает износоус гойч и Нос TI h() II Ta hтов переключателя.
Целью изобретения является повии)ение быстродействия устройства.
Поставлеш(ая цель достнгаетс)) тем, что в устройство для сигнализации и аварий)гого отключения электродви гателя введены двухпозицио)(ный переключатель, трансфор75053 1 матор и дополнительные гиратрон, две параллельные RC-цепи, три резистора и два диода, параллельно стабилизатору напряже ния подключены две цепи, одна из которых выполнена из последовательно соединенных двухпозиционногo переключателя, первой дополнительной параллельной RC-цепи, одного резистора и первичной обмотки трансформатора, другая цепь выполнена из последовательно соединенных второй дополнительной параллельной RC.-цепи, другого резистора и второго тиратрона, вторичная обмотка трансформатора зашунтирована одним диодом и через третий резистор соединена с сеткой второго тиратрона, анод которого через другой диод и резистор соединен со средней точкой RC-цепи.
На чертеже приведена принципиальная схема предложенного устройства.
Устройство содержит источник переменного тока 1, замыкающий контакт 2 командного аппарата, размыкающий контакт 3 исполнительного реле, магнитный пускатель
4 для включения электродвигателя, выпрямительный диод 5, ограничительные резисторы 6 и 7, сглаживающий конденсатор 8, стабилизатор напряжения 9, переменный резистор 10 и конденсатор 11 последовательной RC-цепи, обмотку исполнительного реле 12, первый тиратрон 13, сеточный резистор 14, контакт 15 двухпозиционного переключателя, резистор 16 и конденсатор 17 первой дополнительной параллельной КС-цепи, резистор 18, трансформатор 19, резистор 20 и конденсатор 21 второй дополнительной параллельной RC-цепи, резистор 22, второй тиратрон 23, шунтирующий диод 24, сеточный резистор 25, другой диод 26 и резистор 27. Контакты 28 исполнительного реле включаются в цепь аварийной сигнализации. Двухпозиционный переключатель 15 (например, геркон) устанавливается на контролируемом технологическом агрегате. На вращающемся или перемещающемся возвратно-поступательном элементе этого агрегата закрепляется постоянный магнит для воздействия на контакты геркона.
Устройство работает следующим образом
Г1ри включении замыкающего контакта 2 магнитным пускателем 4 подается питание на электродвигатель (на схеме не показан).
Кроме Toro, при этом переменный, ток выпрямляется диодом 5, сглаживается конденсатором 8 и подается на стабилизатор 9.
Во время работы электродвигателя и технологического агрегата в нормальном режиме под действием постоянного магнита периодически замыкается контакт 15 двухпозиционного переключателя, который-через резисторы 16 и 18 включает питание первичной обмотки трансформатора 19 (конденсатором 17 шунтируется резистор 16 для повышения амплитуды импульса, а также для снижения тока в цепи при длительном замыкании контактов 15 двухпозиционного
$0
55 перек,.початсля в результате аварии) . Напряжением o вторичной обмотки трансформатс>ра 19 через сеточный резистор 25 поджигается Второй тиратрон 23, который не удержии вается В flpoBojBIljcM сОстОя HH и из-за большого сопротивления резистора 20, шунтируемого конденсатором 21 в начальный момент зажигания второго тиратрона 23.
Напряжение заряда конденсатора 11 при каждом зажигании тиратрона понижается и практически равно напряжению горения второго тиратрона 23 благодаря соединению его анода с положительной обкладкой конденсатора через другой диод 26 и резистор
27. Уровень заряда конденсатора 11, равный напряжению горения тиратрона, недостаточен для зажигания первого тиратрона 13 и при используемом потенциальном управлении стабилизирует работу этого тиратрона, т. е. повышает его устойчивость к воздействию помех. Таким образом, при нормальном режиме периодические замыкания контактов 15 двухпозиционного переключателя приводят к систематическому разряду конденсатора 11, предотвращают включение исполнительного реле 12 и отключение магнитного пускателя 4.
В аварийном режиме (например, неисправность электродвигателя, механических передач, технологического агрегата) происходит остановка элемента с постоянным магнитом. При этом возможны два случая: замкнутое или разомкнутое состояние геркона. В обоих случаях быстродействие схемы одинаково и определяется временем заряда конденсатора ll от напряжения горения тиратрона до напряжения, превышающего напряжение зажигания тиратрона. В аварийном режиме контакт 15 двухпозиционного переключателя не срабатывает., конденсатор 11 вторым тиратроном 23 не разряжается, а при зажигании первого тиратрона 13 размыкающими контактами 3 исполнительного реле 12 магнитный пускатель
4 отключается от источника питания, контактами 28 замыкается цепь аварийной сигнализации. Резисторами 16 и 18 предотвращается нагрев и повреждение первичной обмотки трансформатора 19 при аварийном режиме с замкнутым состоянием контактов
15 двухпозиционного переключателя.
После устранения неисправности и повторного включения устройство работает аналогично. В процессе работы устройства вспышки второго тиратрона 23 свидетельствуют о нормальном режиме работы электродвигателя и технологического агрегата, а горение первого тиратрона 13 — об аварийном режиме.
Разряд конденсатора в предложенном устройстве до напряжения горения анод-катод тиратрона в нормальном режиме и дальнейший заряд этого конденсатора до напряжения зажигания тиратрона в аварийном режиме по сравнению с известным устройством
750534
Составитель О. Богомолова
Редактор П.. Горькова Техред К. Шуфрич Корректор Г. Решетник
Заказ 4653/39 Тираж 682 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 существенно сокращает время между воз никновением аварии и отключением электро двигателя.
Фор,иула изобретения
Устройство для сигнализации и аварийного отключения электродвигателя, содержа щее источник переменного тока, одна клемма которого через замыкающий контакт командного аппарата и размыкаюгций контакт исполнительного реле соединена с магнитным пускателем, выпрямительный диод, катод которого через ограничительные резисторы и сглаживающий конденсатор, подключен к стабилизатору напряжения, выход которого соединен с RC-цепью и исполнительным реле, подключенным к аноду первого тиратрона, сетка которого через резистор соединена со средней точкой RC-цепи, отличающееся тем, что, с целью повышения быстродействия устройства в него введены двухпозиционный переключатель, трансформатор и дополнительный тиратрон, две параллельные RC-цепи, три резистора и два диода, параллельно стабилизатору нг пряжения подключены две цепи, одна из которых выполнена из последовательно сое3 диненных двухпозиционного переключателя, первой дополнительной параллельной К(.-цепи, одного резистора и первичной обмотки трансформатора, другая цепь выполнена из последоьательно соединенных второй дополнительной параллельной RC-цепи, другого
16 резистора и второго тиратрона, вторичная обмотка трансформатора защунтирована одним диодом и через третий резистор соединена с сеткой второго тиратрона, анод которого через другой диод и резистор соединен со средней точко" RC-цепи.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе ! . Авторское свидетельство СССР № 221406, кл. G 08 В 21/00, 1966.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 410426. кл. G 08 В 21/00, 1972. (прототип).