Устройство для дифференциальной защиты сборных шин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Сот!ианистиче сии х

Республик

< 750635 (6!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.0!.78 (2l ) 25?2049/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5!) М. К

H 02 Н 3/28

Гооударстееииый комитет

СССР (53) УДК62!.3!6..925(088.8) Опубликовано 23.07.80. Бюллетень № 27 оо делан изобретеиий и открытий

Дата опубликования описания 28.07.80

В. В. Михайлов, Е. М. Ульяницкий, В. Р. Проус и А. С. Дордий (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

СБОРНЫХ ШИН

Изобретение относится к дифференциаль. ной защите сборных шин электроэнергетических систем переменного тока.

Известно устройство дифференциальной защиты шйн. Эта защита работает в сочетании с трансформаторами тока, имеющими сердечники из ферромагнитного матери.ала (1).

Наиболее близким по технической сущности н достигаемому эффекту является устройство дифференциальной защиты сборных шин, содержащее преобразователи токнапряжение, установленные на всех присоединениях сборных шин и соединенные последовательно. Общие выводы преобразователей ток-напряжение подключены к первичной обмотке разделительного трансформатора, вторичная обмотка которого соединена с входом двухполупериодного выпрямительного моста, с рабочим резистором на выходе.

Преобразователи ток-напряжение своими выводами, кроме того, подключены на вход многофазного выпрямительного моста с тормозным резистором на выходе. Последнйй соединен последовательно с рабочим резистором (2), 2

Это устройство обладает невысокой чув- ствительностью,так как при коротком замыкании (к.з.) в зоне зашиты имеет торможение. При этом тормозной сигнал пропорционален арифметической сумме токов всех присоединений. Например, если при; нять коэффициент торможения защиты равным единице, то тормозной сигнал будет равен дифференциальному, то есть рабочему.

При внешнем к.з; тормозной сигнал в этом устройстве формируется по другому алгоритму. Он пропорционален максимальному току плеча защиты.

Это снижает чувствительность устройства защиты и, следовательно, ограничивает область его применения.

Целью изобретения является повышение чувствительности устройства дифференциальной защиты сборных шин.

Это достигается тем, что устройство для дифференциальной защиты сборных шин, содержащее датчики тока — преобразоваЮ тели ток-напряжение, установленные на питающих фидерах и присоединенные двухпроводными линиями к многофазному выпрямительному. мосту и датчики, установленные на питаемых фидерах, соединенные

0635

Формула изобретения

75 последовательно и однопроводной линией так же присоединенные к упомянутому мосту, общие выводы соединенных последовательно датчиков, установленных на питающих и питаемых фидерах подключены к первичной обмотке разделительного трансформатора напряжения, вторичная обмотка которого через выпрямительный мост присоединена к рабочему резистору, соединенному последовательно с тормозным резистором, присоединенным к выходу многофазного выпрямительного моста, и реагирующий орган, снабжено двумя резисторами и вторым выпрямительным мостом, а разделительный трансформатор напряжения снабжен дополнительной вторичной обмоткой, к которой присоединен второй, выпрямительный мост с первым резистором, присоединенным одним выводом к первому выпрямительному мосту и дополнительному второму резистору, шунтирующему тормозной и рабочий резисторы, и вторым выводом присоединенным к реагирующему органу соединенному со вторым резистором.

На чертеже приведена однолинейная схема описываемого устройства дифференциаль ной защиты сборных шин.

Устройство содержит преобразователи ток-напряжение 1 питающих фидеров, преобразователи ток-напряжение 2 питаемых фидеров, входные клеммы дифференциального реле 3, 4, 5, 6, 7 и 8, многофазный выпрямительный мост 9, разделительный трансформатор напряжения 10 с двумя одинаковыми вторичными обмотками, двухполу-. периодный выпрямительный мост 11 с рабочим резистором 12 на выходе, тормозной резистор 13, включенный на выходе многофазного выпрямйтельного моста, реагирующий орган 14, выпрямительный мост 15 с постоянным резистором 16 на выходе, переменный резистор 1?. Сопротивления резисторов 12, 13 и 16 равны.

Устройство работает следующим образом.

При к.з. на сборных шинах напряжения на резисторах 12 и 13 равны и направлены встречно. Поэтому падение напряжения на резисторе 17 равно нулю. На резисторе 16 также как и на резисторе 12 выделяется дифференциальный (рабочий) сигнал,. который сравнивается с напряжением, снимае-мым с выхода резистора 17. Так как в данном случае падение напряжения на резисторе !7 равно нулю то, это означает, что при к:з. в зоне действия защиты торможение отсутствует и чувствительность защиты может быть обеспечена наибольшей.

При к, з. вне зоны действия защиты. напряжения на резисторах 12 и 16 минимальны (напряжение небаланса). На резисторе 13 выделяется напряжение, пропорциональное максимальному току плеча защиты. Поэтому с учетом выбранного коэф4 фициента торможения с резистора 17 снимается сигнал, поевышающий по величине напряжение небаланса и реагирующий орган не срабатывает, а защита не действует.

Таким образом, селективная работа предложенного устройства за щиты при к.з. в энергосистеме обеспечивается. Причем тормозной сигнал в устройстве при к.з. в зоне (на шинах) отсутствует, что делает его существенно более чувствительным по сравнению с устройством-прототипом.

Предложенное устройство для дифференциальной защиты сборных шин может найти широкое применение в энергосистемах переменного тока благодаря своей простоте, надежности и высокой чувствительности, Подсчет экономического эффекта затруднителен ввиду отсутствия статических данных г1о работе данного и аналогичных устройства защит в энергосистемах.

Устройство для дифференциальной за щиты сборных шин, содержащее датчики тока — преобразователи ток-напряжение, установленные на питающих фидерах и присоединенные двухпроводными линиями к многофазному выпрямительному мосту, и датчики, установленные на питаемых фидерах соединенные последовательно однопроводной линией, также присоединенные к . упомянутому мосту, общие выводы соеди.ненных последовательно датчиков, установленных на питающих и питаемых фидерах подключены к первичной обмотке разделительного трансформатора напряжения, вторичная обмотка которого через выпрямительЫ ный мост присоединена к рабочему резистору, соединенному последовательно с тормозным резистором, присоединенным к выходу . многофазного выпрямительного моста и реагирующий орган, отличающееся тем, что, с

49 целью повышения чувствительности, оно снабжено двумя резисторами и вторым выпрямительным мостом; а разделительный трансформатор напряжения снабжен дополнительной вторичной обмоткой, к которой присоединен второй выпрямительный мост

as. с первым резистором, присоединенным одним выводом к первому выпрямительному мосту и дополнительному второму резистору, шунтирующему тормозной и рабочий резисторы, и вторым выводом присоединенным к реагирующему органу, соединенному с первым резистором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

Хо 464040, кл. Н 02 Н 3/28, 1975.

ss 2. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2396688/24-07, кл. Н 02 Н 3/28, 1976.

750635

Составитель Л. Корнеева

Редактор 8. Голышкина . Техред К. нуфрич Корректор В. Бутяга

Заказ 4666/42 Тираж 783 Подписное

UH ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патеитв; г. Ужгород, ул. Г1роектная. 4