Устройство для блокировки электростартера двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскин

Социалистическик

Республик

О П И С А Н И Е 750693 изоь итения

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заннлено 26.03.73 (21) 1897147/24-07

Э (51) Ч. Кл.

Н 02 P 9/30 с присоединением заявки РЙ

Гесударстввнны1 квинтет (23) Приоритет до дилан нзобветеннй н вткрытнй

Опубликовано 23.07.80. Бюллетень Рй 27 (53) УДК621.313

° 1 2.0 24.07 (088.8) Дата опубликования описания 25,07.80

Л. 3. Брейтер, А. С. Фролов, Н. И. Леонов, В. И. Шаховцев, и М, А. Гуревич (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВКИ ЭЛЕКТРОСТАРТЕРА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области ,электротехники и может быть использовано в электрооборудовании двигателей внутреннего с горания.

Известно устройство (1) для блокировки алектростартера, содержащее генератор, аккумулятор и стартер, подключенный к бортовой сети через контакты реле блокировки, обмотка которого соединена с бортовой сетью через транзистор

1о электронного коммутатора, входом подключенного к блоку изменения напряжения в бортовой сети. Это устройство имеет сушественный недостаток состояший в том, что блок измерения напряжения

15 в бортовой сети должен быть настроен на определенное значение напряжения, а поскольку оно меняется в широких пределах, то устройство допускает ложные отключения стартера и не предотвращает ошибочные включения стартера при. работаюшем двигателе.

Наиболее близким к изобретению техничесжим решением является устройство

P2), содержашее генератор, аккумулятор, бортовую сеть, реле блокировки с транзистором, электростартер и реле времени.

Это устройство также не обеспечивает надежной блокировки включения электростартера прн работаюшем двигателе.

Белью изобретения является повышение надежности блокировки электростартера, Это достигается тем, что устройство для блокировки электростартера двигателя внутреннего сгорания, содержашее генератор и аккумулятор, подключенные к бортовой сети, реле блокировки, катушка которого подкачена к положительному полюсу бортовой сеттт через контакт ключа зажигания, а к отрицательному полюсу через транзистор, база которого связана с контактом ключа зажигания, снаб жено блоком запоминания напряжения в бортовой сети при прокрутке двигателя стартером, пороговым элементом и бло«ом фиксации запуска двигателя, причем вход блока запоминания напряжения вхо3 750693 4 дом подключен к бортовой сети через контакты ключа зажигания, а выходом через пороговый элемент к входу блока фиксации запуска двигателя, На чертеже представлена электриче ская схема устройства, Она содержит генератор 1, аккумулятор 2, бортовую сеть 3, ключ 4 зе жигания с контактами 5, 6, 7, систему зажигания 8, блок 9 запоминания на- 10 пряжения в бортовой сети, с конденсатором 10, диодом 11 и реле 12, пороговый элемент 13, блок 14 фиксации запуска двигателя, с контактами 15 и 16 реле, имеющего катушку 17 срабатывания и 15 катушку 18 удержания и с резистором

19, реле 20 блокировки, с катушкой 21 и контактом 22, транзистор 23 и электростартер 24.

35

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии контакты 5, 6, 7 ключа 4 зажигания разомкнуты, двигатель выключен, все реле обесточены, 25 а в бортовой сети 3 имеется напряжение, соответствующее уровню заряда аккумулятора 2, до которого через контакт реле 12 заряжен конденсатор 10.

При запуске двигателя сначала замы30 кают контакты 5 и 6 ключа 4 зажигания, при этом возбуждается реле 12 и размыкает свой контакт, прекращая заряд конденсатора от бортовой сети 3.

В этом положении ключа 4 зажигания пороговый элемент 13 заперт и катушка 17 обесточена, транзистор 23 заперт и реле 20 обесточено, Поворотом ключа 4 в следующее положение замыкается группа контактов

5,6 и 7, через контакт7 поступает напряжение на катушку 21 реле 20 блокировки, а через контакт 5 и резистор

19 поступает ток вкючения транзистора

23, реле 20 срабатывает, замыкает ко +45 такт 22 и электростартер 24 начинает вращение, Потребление большого тока от аккумулятора 2 приводит к снижению уровня напряжения в бортовой сети

3, что обеспечивает надежное запирание

50 порогового элемента 13, так как на его базе напряжение от конденсатора 10 более высокое чем на эмиттере от бортовой сети 3.

Как только двигатель начнет работать

55 самостоятельно, электростартер 24 переходит в режим холостого хода, потребле- ние тока резко снижается, а генератор

1 обеспечивает более высокое напряжьние в. бортовой сети 3, чем на обкладках конденсатора 10, В результате этого пороговый элемент 13 включается и подает напряжение на катушку 17, реле срабатывает и контактом 16 включает удерживающую катушку 18, а контактом

1 5 шунтирует переход эмиттер-база транзистора 23, который выключается, обесточивает реле 20 блокировки, контакты 22 размыкаются и электростартер

24 отключается, Возвращение ключа 4 зажигания в предыдущее положение соответствует работе двигателя, Ошибочное включение контакта 7 не приводит к повторному запуску электростартера, так как блок 14 зафиксировал факт запуска двигателя и следующее включение электростартера возможно только после размыкания контактов 5 и 6, т, е, после остановки двигателя, Экономический аффект от использования изобретения достигается за счет продления ресурса злектростартеров.

Ф орму ла изобретения

Устройство для блокировки электростартера двигателя внутреннего сгорания, содержащее генератор и аккумулятор, подключенные к бортовой сети, реле блокировки, катушка которого подключена к положительному полюсу -бортовой сети через контакт ключа зажигания, а к отрицательному полюсу через транзистор, база которого связана с контактом ключа зажиганич, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения надежности блокировки оно снабжено блоком запоминания напряжения в бортовой сети при прокрутке двигателя стартером, пороговым элементом и блоком фиксации запуска двигателя, причем вход блока запоминашм напряжения входом подключен к бортовой сети через контакты ключа зажигания, а выходом через пороговый элемент к входУ блока фиксации запуска двигателя, выходом подключенного к базе транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США И. 3628041, кл.

290-37, опубл. 197 1

2, Заявка М 1865200/25-06, 02

11/08, 02.01.73 r, по которой приННТо решение о выдаче авторского сви детельства (прототиф

750693

Составитель Л. Шилов

Temper H. Ковалева

Корректор И. Муска

Редактор В. Голышкина

Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4668/44 Тираж 783

Ш1ИИПИ Государственного комитета СССР по делаы изобретений и открытий

113035, Москва, Ж;-35, Раушская наб., д. 4/5