Способ отделки цилиндрических зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ()75I536

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свпд-ву— (22) Заявлено 22.11.78 (21) 2686951/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Пр иоритет— (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80

511 Ч Кл з 8 23 F 19105

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.924.6-04:

621 833 15 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. Е. Фрагин и И. Б. Пейсахович (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОТДЕЛ КИ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Предлагаемое изобретение относится к отделочной об работке зубьев цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано в тракторной, автомобильной промышленности, станкостроении и других отраслях. Известен способ отделки цилиндрических зубчатых колес двумя абразивосодержащими хон-рейками,,которым сообщают движение обката, а обрабатываемому колесу— возвратно-поступательное движение подачи вдоль его оси.

Недостатком способа является то, что скорость обката Vp значительно превышает ско рость подачи Р„т. е. Vp. Г„.

При указанном соотношении скорость обката Vp оказывает доминирующее влияние на образование скорости скольжения зубьев инструмента относительно колеса.

Удельное скольжение сопряженны. профилей переменно и значительно больше у основания зуба, чем у верн:ины. При этом съем металла с ножки зуба обраоатывасмой шестерни существенно больше, чем с головки, что приводит к,искаисению профиля зуба.

Недостатком способа является то, что хо н-рейки вводятся в зацепление - обрабатываемым колесом путем сближения с ним

ia радиальном направлении. В этом c,дучае при автоматическом вводе в зацеплеьн е Нсобходимо сориентировать зубья пнструмс-;— та по,впадинам зубчатого венца колеса, что требует применения сложных устройств а втоматизации, особенно при о» аб T ñ одновременно двумя или более инс".;óме;tтами.

Цель изобретения — повывдение произ10 водительности и увеличение стойкости инструмента.

Для достижения цели хон-рейкам сообщают тангенциальное перемещение и обр".батываемому колесу, после чего устанзвли-!

5 вают скорость подачи в пределах 0 — 60 хл1, акорость обката в 6 — 10 раз меньше скорости движения подачи и в пределах

2 —.10 л lлин.

На фиг. 1 представлена схема зубохонингования двумя алмазно-абразивными хон-рейками; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Обрабатывасмое колес",1;у.ст".."-влпв,".ют на шпинделе 2 станка. После этого хонрейки вводят в зацегленпе с обраба ываемым колесом путем их перемещения B тангенциальном направлении. Шпинделю вместе с колесом 1 сообщают возвратнопоступательное движение подачи со скоростью V„. Одновременно ведущей хоп-pei ке 8 сообщают возвратно-поступательное

751536

55,ив>кение обката со скоростью Vp. Ведущая хон-рейка приводит во вращение колеса, оТ которого движение передается к ведомой хон-рейке 4. К ней прикладывают подтормаживающее усилие посредством, например порошкового тормоза (не показан).

Для автоматического ввода IB зацсплсние можно использовать пружинные ловители известной, конструкции, установленные на концах хон-реек со стороны их входа в зацепление с обрабатываемым;колесом. Прн этом не требуется предварительной ориснта ции зубьев инструмента относительно зубьев колеса. После .ввода в зацепление инструменту или обрабатываемому колесу прядают медленное движение обкята со скоростью Vp и быстрое возвратно-поступательное движение подачи вдоль оси колеса со скорость.:о V„, т. е. абеопечи вают условие, когда V, существенно меньше U„. Благодаря такому соотношению доминирующее ,3лпяние на образование скорости скольжения профилей инструмента,и детали оказывает скорость V„. Влияние акорости Vp на

Величин1 1 и,; мЯ "o. ПоэтомУ .Иска>кениЙ профиля практически не происходит. Ввиду того, что скорость обката Vp незначительна, зацепление инструмента с деталью осуществляется более плавно. Ударные нагрузки,при .входе зубьев в за цепление пренебрежимо малы.

Для обеспечения ра циональных условий зубохонингования скорость возвратно-поступательного движения подачи V„устанавливают в пределах 25 80 м/мин, à скорость с?бката Vp — 2 — 10 м/л ин. При этом скорость обката настраивают в 8 — 15 раз меньше скорости .подачи.

Верхний предел акорости V„(80 м/мин) ограничен значительными инерционными нагрузками в приводе возвратно-:поступательного движения подачи. При ско-..ости менее 25 л/мин и Vp менее 2 л /мин рез1 О 1

Ко падает производительность. При — -. —— и О ) 10 и/мин становится существенным искажение профиля бла1годаря росту влияния Up на величину скорости относительного сколь>кения профилей инструмента и детали, а также увеличивается сила ударов при пересопря>кении зубьев. и

При " — снижается интенсиBHocTb п съема металла из-за уменьшения числа

50 зубьев инструмента, контактирующих за время цикла с каждым зубом обрабатываемого колеса.,Кроме того, становится неблагоприятной картина пересечения следов отдельных зерен инструмента на зубьях колеса, что также приводит к у>леньшени.о скорости съема.

Пример осущест?вления способа.

Обрабатываемое .прямозубое ко ?есо с

m = 4 мл, числом зубьев 20 и шири IoI пе.Iца 20 лллс устанавлива1от .на пипи. .дел,". 2 станка и вводят в зацепление =;.,вумя корейками 3 и 4, ширина которых 50 мл1, .",Лина 255 мм. Шпинделю 2 сообщают возвратно-поступательное движение подачи с величиной хода 42 мл и числом двойнь х хОдов — 350 дв. ход/л ин. При этом ""едн",H скорость подачи 1 „= 29.5 м/лин. Ведущей хон-рейке > сообщают от гидроци линдра возвратно-поступательное дви>кени= обката с величиной ходч 251,2 лл, рачной д.-.HHB начальной окружности обрабатываемого колеса и числом двойных ходов 6 дв. ход. мин.

Скорость обката Vp 3 м/л ин и примерно в 10 раз меньше скорости V„. Подтормаживающее усилие на ведомой хон-рейке 25 кгг.

Характеристика алмазосодержащего сдо хоН-реек — АС В 125/100, 100%, М1. Снимаемый припуск до 0,04 лл на "T-o.он,.

Время обработки — 60 сек.

Формула изобретения

CIIocoio отдел ки цилиндрически. ; зубчатых колес двумя абразивосодержащими хон-рей ками, которым сообщают движение обката, а обрабатываемому .колесу — воз,вратно-поступательное движение подачи вдоль его оси, отличающий ся тем„ что, с целью lIIoBbI IIIeHHH производительности и увеличения стойкости хон-реек, последним сообщают тангенпиальное перемещение к обрабатываемому колесу, после чего устанавливают скорость подачи в пределах

30 60 мlм, скорость обката,в 6 — 10 раз меньше скорости движения подачи и в пределах 2 — 10 и/мин.

Источник ин фо рмации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Патент ФРГ № 2011642, кл. В 23 F

19/О2, опубли к. 1974.

751536

&L г,7

Iud,4

Рог. Z

Составитель В. Слиткова

Техред А. Камышникова

Корректор С. Файн

Редактор Г. Улыбина

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

3ик; 829/1015 Изд. № 367 Тира>к 1160 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5