Устройство для переключения ступенчатой коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!! !175167О

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Со!са Советских

Сациалистичвских

Рвспублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 637291 (22) Заявлено 11.07.77 (21) 25063661 27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень ¹ 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (51), y Кл з

В 60К 20/16

Государственный комитет (53) УДК 629.113.585 (088.8) иа делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения А. А. Дмитриев, В. Ф. Зубков, А. А. Кожушко и Н. H Петрухин (71) Заявитель

Волгоградский политехнический институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для коробок передач транспортных машин с дистанционным и автоматическим управлением.

В изобретении по авт. св. № 2354532 11 описано устройство для переключения ступенчатых коробок передач транспортных машин преимущественно с дистанционным и автоматическим управлением. Это устройство выполнено в виде силового цилиндра двустороннего действия, соединенного и корпусом с исполнительными рычагами.

Имеется управляемый стопорный механизм и система управления силовым цилиндром, содержащая кнопки управления включением передач, соленоиды стопоров, электроуправляемый клапан силового элемента, рслс и контактные переключатели.

Однако это устройство нерационально использовать в ступенчатых коробках передач, имеющих три пли четыре исполнительных рычага персключения передач, так как для переключения всех передач в этом случае потребуется установить два таки. . устройства.

Цель изобретения — упрощение конструкции устройства.

Цель достигается тем, что кинсматическая связь выполнена в виде двусторонних кулис с пазамн, сосдш1снпых шарнирно,— одна со штоком, а другая — с корпусом с»лового цилиндра, ы в пазах кулис разме1цены подшипники исполнительных рычагов

5 псрскл!Очения переда! i.

На чертеже даны схема устройства для положения «Нсйтрыль» в коробке передач.

Устройство содержит силовой элемент двустороннего действия выполненный в ви10 де 1ч1дроцилипдр, шток 1 которого шарнирно соединен с двусторонней кулисой 2.

В пазы кулисы введены шарикоподшипники 3 и 4, установлен!!ыс на пальцах рычага

5 включения первой и лорой передач и ры15 чага 6 включения третьей и четвертой передач. Рычаги жестко установлены на валиках 7 и 8 переключения. Корпус гидроци; шдры 9 двусторонней кулисы 10 через подшии1икн 11 и 12 соединен с рычагами

20 13 и 14 включения передач, закрепленными на валиках 15 н 16 переключения.

Г11дроцилиндр сообщается с магистралями гидроснстсмы элсктроклапаном 17 с обн|откаll li 18 ll 19 пр !B16 нпя. Стопорпы11 мсханизм содержи 1 1сты11С стопopllblx. сеl тора 20 †3, закрепленных па валиках 7, 8, 15, 16 переключения и имеющих по три и;1зы с уклонами.

Срсднис пазы каждого сектора соответст30 вуют нейтральному положеншо валиков пс751670 реключения, а крайние пазы предназначены для фиксации включенной псредачи. 3 средние пазы секторов входят сто!-.оры 24—

27, размещенные в направляющих корпуса коробки передач. Стопоры поджимаются к секторам пруж!шами 28 — 31, включа1от блокирующие контакты 32 — 35, предиазиачсиHbIP ДлЯ исклlочсиия 0 IIJoBPctvIPJIIIQI o BK.Iloчсиия нескольких передач, и соединены с сердечниками 36 — 39 соленоидов 40 — 43.

Сечение стопоров соответствует форме пазов стопорных ссКТороВ. Уклоны пазов и стопоров прсдиазиачсш1 для облсгчеш!я попада!шя стопора в паз двигающегося се«тора. Величина уклонов ис до liKIJH превышать величину уг.loB трения данной пары, иначе возможны самопроизвольное расстОпориваиие валиков и моменты псрсключсиий. На валиках 7, 8, 15 и 16 переключен!пи передач закреплены кула и<и 44 — 47, к выемкам которы.; поджимаются толкатели

48 — 51 контактов 52 — 55, нейтрали с постоЯННО ЗаМКНУТЫМИ II ПОСТОЯННО Р !! OVIICH) ТЫ

ivIи КОНTактами, вкл10 Icllиых в с1iстему управления силовым элементом для отключе1!ия питающpго 11!!Ilpяжс!Illя со. Ipиоидов после выхода соотвстствуюи,его Bllëèêû из нейтрали при включении передачи и для отключения питания электроклаиаи;1 ири возвращении соответствующего валика в исйтраль.

Также в направляющих установлены толкатели 56 — 63, конечных кOIIT;JJiто1з 64 — 71, которые предназначены для отклонения электроклапана к моменту полного включения соответствующей переда ш для подготовки командных цепей для иослсдующег0 выключения передачи, поэтому также им;— ют IIocT05IIIIID за мкиутыс ll JtocT05J Jt JIo р азомкнутые контакты. Рслс 72:.I 73 с иостояиJIO pIJ30i>JKIIJ, Tbl VIII конт 1ктг1 vt tt 72 — 1 II 73 — 1 предназначены для управлсш!я элсктроклапаном по командам водителя, псрсчавасмым с помощью контактов 74 — 81 yltравлсш1я включением 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8-и передач, а с помощью контакта 82 и рслс 83 с контактами 83-1 — 83-7 иа выключение включенной передачи.

Работу устройства рассмотрим иа иримсре включения 1-й передачи. Для сс включения необходимо нажать на контакты 74.

При этом замыкаются все постояш1о разомкнутые и размыкаются все постоянно замкнутые контакты 74. Напряжение с положительной клеммы источника питания через контакты 35, 34, 33, 74 подается через контакт 52 иа соленоид 40 стопора 24, а через контакты 77, 76, 80, 78, 75, 71, 68, 67, 64 иа обмотки 19 управления элсктроклапана. Соленоид втягивает сердечник 36, сжимая пружину 28 и выдвигая стопор 24 из впадины стопорного сектора 20. Освобо>кдается валик 7 переключения.

Одновременно срабатывает электроклапан 17, сообщая правую полость гидроци5

40 а5

53

45 лJJJJ;

Л так как валики 8, 15, 16 переключения застопорены, то механизм переключения получает только одну стспень свободы.

Шток 1 гидроцилипдра перемещается влево. Кулиса 2 выполняет качательное движение относительно оси подшипника 4 неподвижного исполнительного рычага 6, персмещая свободный исполнительный рычаг

5 валика 7 переключения. Кулачок 44 иадаь JJIB;tci иа толкатсль 48 контакта нейтрали. При этом размыкаются постоянно замкнутые и замыкаются постоянно разомкиутыс контB Kòû 52. Соленоид 40 обесточиJ3, iKJJJIB 28 иод;кимаст стопор 24 к поверхности стопориого сектора 20. При дальнейшем повороте валика 7 кулачок 44 устанавливает толкатсль 56 конечного контакта 64 псрвой псрсдачи. Размыкаются постоянно замкну Tblc контакты li замыкаются постоянно разомкнутые контакты 64. При этом обссточивастся обмотка 19 управления электрогидроклапана, и клапан обе полости гидроцилиндра соединяет со сливом. Шток

1 останавливается. Стопор 24 под действием пружины 28 входит в левый паз сектора 20, фиксируя включенную первую передачу.

Следует отметить, что частичный стопор 24 из среднего паза сектора 20 сопрово.кдается освобожден ием контакта 32 Il раз м ыкаиием всех постоянно замкнутых контактов

32, чем олокируется включение любой из других передач.

Дл!! выключения передачи необходимо нажать иа контакт 82. При этом выключается контакт 74 механическим устройcTB0ì. Срабатывает реле 83, так как через

Ji0ttTBJiты 52 и 82 его управляющая обмотка подключается к источнику питания. Замыкаются вес контакты 83. -1ерез контакты

83-1 и 64 подасTñÿ иаир5lжеиис иа солcноид

40, который paccTOJJOpJJBaet валик 7 перскл1очсиия. При этом механизм переключения передач получает одну степень сВооо;!ы. г1срсз контакты 83-5 и 64 напряжение вдается ii;i обмотку 18 управления электрок iaiiatl;i ii через контакт 83-7 иа реле

73, ири ср!3б;!1ывании которого замыкается контакт 73-1. Злск- роклапаи 17 срабатыв lcT, сообщас-. левую полость ци.!1н!дра с напорной магистра Iblo, c!. правую — со сливной. Шток 1 перемещается вправо, а кулиса 2 выполняет качатсльное движение отпос!псльпо оси иодшишшка 4 неподвижного исполи1ггелш!ого рычага 6, включая псрвую передачу.

Освобождается толкатсль 56, и контакт

64 возвращается в исходное положение.

При этом отключается соленоид 40. Стопор

24 пружиной 28 поджимастся к сектору 20.

Обмотка 18 управлсния питается от источника питания через контакты 83-5 и 73-1.

Когда валик 7 приближается к нейтрали, толкате,и 48 входит в выемку 44, освобож751670

87 г 57,г о 1

7 т гр)

88 -;- 83 -82

52 1 -I -I 4- "

P,, дая контакт 52. Контакт 52 отключает от источника питания управляющую обмотку реле 83. Реле 83 выключается, обесточивая обмотку 18 управления электроклапана 17.

Электроклапан обе полости цилиндра соединяет со сливом. Шток 1 останавливается, а стопор 24 входит в средней паз сектора, нажимая на контакт 32. Устройство готово к включению любой из передач.

Предлагаемое устройство для переключения ступенчатых коробок передач упрощает конструкцию механизма переключения передач. Введение механизма с переменными осями качания позволяет применять устройство на коробках передач с тремя и четырьмя исполнительными рычагами (ползунами) . При этом один силовой элемент двустороннего действия переключает до восьми передач, а механизм переключения передач упрощается конструктивно и существенно облегчается.

Формула изобретения

Устройство для переключения ступенчатой коробки передач по авт. св. ¹ 637291, 1ð о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, кинематическая связь выполнена в виде двусторонних кулис с пазамп, соединенных шарнирно, — одна со штоком, а другая — с корпусом силового

15 цилиндра, а в пазах кулис размещены подшипники исполнительных рычагов переключения передач.