Система управления коробкой передач самоходной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е iti75I67I

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 575243 (22) Заявлено 02.12.77 (21) 2549740/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.з

В 60К 41/00

Государственный комитет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (53) УДК 629.113.585.1 (088.8) по делагл изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (72) Авторы изобретения Е. М. Шапиро, H. А. Кравченко, Б. И. Кальченко и М. Н. Коденко (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

САМОХОДНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач тракторов и автомобилей.

Из основного авт. св. № 575243 известн"; система управления коробкой передач самоходнои машины, содержащая насос, распределитель, подключающий силовые цилиндры фрикционных муфт к насосу, клапан управления, переливной клапан и переключатель в виде подпружиненного золотника с проточкой и отверстием, сообщающий силовой цилиндр фрикционной муфты высшей передачи с насосом при включении низшей передачи при трогании самоходной машины. Известная система управления обеспечивает при трогании машины кратковременное подключение к основной передаче еще одной передачи (1).

Недостатком этой системы является то, что при зависании золотника переключателя происходит буксование фрикционных элементов муфт низшей и высшей передач под максимальными усилиями, поскольку давление в силовых цилиндрах в этом случае определяется настройкой переливного клапана, превышающей настройку переключателя. Возникающее в этом случае длительное буксование при максимальных усилиях сжатия фрикционных элементов приведет к быстрому выходу их из строя, что снижает надежность системы.

Цель изобретения — повышение надежности системы путем исключения одновременного буксования фрикционных элементов муфт низшей и высшей передач под максимальными усилиями, развиваемыми силовыми цилиндрами муфт при зависании золотника переключателя.

Указанная цель достигается тем, что переливной клапан выполнен в виде золотника с двумя шейками, подпружиненного со стороны первой шейки и размещенного

1я в корпусе, образующем торцовую камеру со стороны второй шейки золотника и имеющем три полости, первая пз которых, смежная с торцовой камерой, сообщена с гидробаком, вторая — с переключателем, а третья — с силовым цилиндром фрикционной муфты высшей передачи, используемой при троганпи самоходной машины, при этом одна из шеек золотника выполнена с возможностью перекрытия первой и второй полостей корпуса переливного клапана.

На фиг. 1 показано положение элементов системы управления при остановленной машине; на фиг. 2 — при трогании на двух передачах; на фиг. 3 — при установившем30 ся движении машины на первой передаче. 7511171

Система управления содержит насос переливной клапан 2, распределитель 3, клапан управления 4 и переключатель 5.

Переливной клапан 2 состоит из корпуса

6, золотника 7 с шейками 8 и 9 и пружины 10. Распределитель 3 связан с силовыми цилиндрами фрикционных муфт включения передач: 11 — первой переда ш, 12— второй передачи, 13, 14 — соответственно третьей и четвертой передач. Клапан управления 4 содержит корпус 15, связанный с педалью 16, воздействующей на золотник

17, имеющий осевое отверстие 18, шарик

19, пружины 20 и 21. Переключатель 5 состоит из двухпояскового золотника 22, имеющего в переднем торце осевое отверстие

23, соединенное с проточкой 24, корпуса 25 с полостью 26, пружины 27 и защелки 28.

Корпус 15 клапана упраьления 4 соединен гидролинией 29 с насосом 1, гидролинпей

30 с распределителем 3, каналом 31 с гидробаком 32. Полость 33 корпуса 25 переключателя 5, расположенная у переднего торца золотника 22 соединена с гидролинией 30, полость 26 соединена гидролинисй

34 с полостью 35 корпуса 6 псрсливного клапана 2. Полость 36 корпуса 6 соединена гидролппией 37 с силовым цилиндром

12 второй передачи. Рабочая камера 38 корпуса 6 соединена гидролпнией 29 с насосом 1, а полость 39 гидролипией 40 с гидр об а ком 32.

Система управления работает следующим образом.

При выжатой педали 16 (фиг. 1) золотник 17 клапана управления 4 занимает крайнее левое положение, отсекая насос 1 от распределителя 3. При этом положснии золотника 17 усилие пружины 20 минимально, а шарик 19 открывает осегое отверстие 18, через которое рабочая жид1IH 7HHgpl1 1 1 Ilo гl Ippoлинии 30 и каналу 31 попадает в гидробак

32. Таким образом, фрикционная муфта первой передачи оказывается выключенной.

При трогании машины распределитель 3 (фиг. 2) устанавливают в полон<ение включенной первой передачи, для него отводят защелку 28, золотник 22 переключателя 5 под действием пружины 27 перемещается в крайнее левое положение. По мере опускания педали 16 под действием пружины

?1 сжимается пружина 20 и напорная гидролиния сообщается с гидролинией 30. Рабочая жидкость начинает поступать от насоса 1 через распределитель 3 в силовой цилиндр 11 первой передачи, а также из полости 33 корпуса 25 переключателя 5 по отверстию 23, проточке 24 в золотнике 22, полости 26 и гидролпнии 34 в полость 35 корпуса 6 переливного клапана 2. Под действием пружины 10 золотник 7 находится

2"

00 в крайнем левом положении. При этом полость 36 сообщается с полостью 35 и рабогая жидкость Ilo гидролпппи 37 поступает в силовой цилиндр 12 второй передачи.

Происходит сближение и зятем сжатие фрикционпых элементов муфт.

Давление и гидроли ши 30 и в силовых цилиндрах возрастает и при достижении величины, определяемой затяжкой пружины

27, золотник 22 перемещается вправо, разобщая силовой цилиндр 12 второй передачи и гидролилию 30 (фиг. 3). Защелка 28 входит в канавку хвостовика и фиксирует золотник 22 в этом по. ожениш. Вторая передача отключается, а дальнейший разгон машины осуществляется на первой передаче. В силовом цилиндре 11 первой передачи давление возрастает до величины, определяемой затяжкой пружины 10 переливного клапана 2, золотник 7 которого занимает крайнее правое положение.

В случае, если при трогании машины золотник 22 переключателя не переместится из крайнего левого положения, то под действием возросшего давления в гидролинии

29 золотник 7 переливного клапана 2 переместится и отсечет силовой цилиндр 12 второй передачи от гидролинии 30.

Таким образом, обеспечивается защита фрикционных элементов муфт первой и второй передач от совместного их буксования под нагрузкой, что позышает надежность системы управления.

Формула изобретения

Система управления коробкой передач самоходной машины по ав7 . св. № 575243, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения одповремснного буксования фрикционных элементов муфт различных передач под максимальным усилием при зависании золотника переключателя, псреливной клапан выполнен в виде золотника с двумя шейками, подпружиненного со стороны первой шейки H p 3velUelli

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 575243, кл, В 60К 41/00, 1975.

751671

Рие.,7

Редактор М. Кузнецова

Заказ 1212/9 Изд. № 357 Тираж 772 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам s:çîáðåòåíèé и открытий

113035, Москва, Л(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель IO. Шурлапов

Техред Л. Куклина

Корректоры: Л. Слепая и О. Гусева