Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е ()75168!

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Ссввтских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 481481 (22) Заявлено 03.04.78 (21) 2597967/27-11 (51) М. Кл.

В 60Т 17/22

G 01М 17/00 с присоединением заявки №

Государственный комите (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (53) УДК 629.113-59. .001.4 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. A. Отставнов и В. Г. Фролов

Саратовский политехнический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

ТОРМОЗНОГО ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области техники испытаний транспортных средств и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авт. св. № 481481.

В основном изобретении по авт. св. № 481481 описано устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства, которое содержит счетчики контролируемого параметра, элемент задержки времени, ограничивающий верхний предел темпа привода в действие тормозной педали, датчик тормозного усилия с первым замыкающим контактом, реагирующим на пониженное давление и подключенным к входу элемента задержки времени и счетному входу счетчиков, и вторым, реагирующим на повышенное давление, логические элементы И, НЕ, и триггер, причем выход элемента задержки через формирователь подключен к одному из входов логического элемента И, другой вход которого через один из элементов HE подключен к второму замыкающему контакту датчика усилия, а выход — к входу триггера, выход которого через другой элемент HE соединен с входом сброса счетчика.

Счетчики, регистрирующие параметры тормозного процесса, вступают в работу при замыкании контакта, реагирующего на нижний предел усилия на педали тормоза. г1срез определештый промежуток времени, опредсляемый элементом задержки времени, при условии достижения к этому времени верхнего предела усилия от датчика усилия, счетчики продолжают подсчет парамстров тормозного процесса.

Если жс верхний предел усилия на педали тормоза не был достигнут в процессе испытания за время, определяемое элементом задор жк 1 времени, результаты испытаний считаются недействительными, счетчики обнуляются, и одновременно подается сигнал о необходимости проведения повторного испытания транспортного средства.

Однако данное устройство обладает недостаточной точностью определения параметроз тормозного процесса транспортного средства. Это объясняется тем, что счетчики будут подсчитывать параметры тормозного процесса даже в том случае, если верхний предел усилия на педали тормоза был достигнут гораздо раньше времени, определяемого элементом задержки времени. В результатс этого процесс торможеЭ ния будет протекать более интенсивно, и полученные результаты могут укладываться в допустимые пределы даже при наличии неисправностей тормозной системы автомобиля.

751681

Вс>!Сдствие этого происходит значительиьш разброс результатов и3мерсиий, что затрудняет сопоставимость значеш!й, полученных в процессе нескольких исиыташш.

KpoiiIQ того, в соотыетстш!и с требованиями темп приведения в действие тормозной педали должен находиться и пределах

0,2+-0,05 с, что нс уч)ггывается ы известном устройстве, так как в нем ограничивается только момент дости)кепи)! верхнего предела темпа иарасташш усилия иа педали тормоза.

Цель изобретения — повышение точности измерения парамстроы тормозного процесса за счет строгого выдерживания темI12 нажатия на педаль тормоза в пределах

0,2 0,05 с.

Цель достигается тем, что устройство снабжено элементом задер)кки времени, ограничивающим нижний предел темпа привода в действие тормозной педали, через который замыкающий контакт датчика тормозного усиления, рсагирующий на ионн)кенное давление, подключен ко входу элемента задержки време!ш, olp211iiчивающего веряш1! предел тел!иа привода и действие тормозной педали.

Это позволяет выдерживать теми 112iK21ия на тормозную педаль в строго устаиои.lcнных пределах, поскольку появляется

ВОЗ>МОЖИОСТЬ ОГРаип>!СИИ)! Еl О БЕРХИС! О i! нижнего значе!шй, что уисличиыаст точность измерений, уменьшает их разброс и делает возможным сопоставление значений, полученных в результате нескольких испытаний.

На чертеже изобра)кена функционаг!Ьная схема устройства для измерения параметров тормозного процесса транспор!но!о средств а.

Устройство состоит из установленного на тормозную педаль датчика 1 усилия, выдающего сигналы нижнего и верхнего уровней, генераторов 2 и 3 Ii>v!IIyльсов для двух колес транспортного средства, элемента 4 задержки времени, ограничивающего нижний предел темпа привода ы действие тормозной педали, и элемента 5 задержки времени, о1,раничивающего верхний предел темпа привода в действие тормозной педали, формирователя 6 импульсов, счетчиков

7 и 8 импульсов, элемента 9 сигнализации повторного торможения, триггера 10, логических элементов И 11 — 13 и логических элементов HE 14 — 17.

Датчик 1 усилия выполнен в виде гидравлической мессдозы с двумя замыкающими контактами 1-1, 1-2, из которых первый реагирует иа пониженное давление (0,5 кГс), а второй — на повышенное давление (70 кГс) согласно требованиям

ОС 1 37.001.016 — 70 для грузовых автомобилей подкатегории IV>.

1 енераторы 2 и 3 импульсов могут быть выполнены в виде последовательно соеди2

15 0

65 ненных зыдающсго уз.id., эмит)сриого иовтоРИТС.1Я, ИМПУ ЛЬСНОГО J>C!J.|JИТС.IЯ 11 ВТОРОГО

3)!и Гтсриого иозтор! теля, собранных lid

;.j) 2II3IicTop2x (не показано) .

3;!С)!ситы 4 и 5 задержки ирсмс!и, 0iршшчивающис соотистсгисиио нижний

БСР "ИИЙ И()СДС.! Ы TC!>)ИЫ IJPIIIJU>12 Б ДсйСТ)> И С исд !ли тормоза, xioJ быть иьшолисиы Б виде дьух ждущих !!уль!иииб)ры!Оров, coop2»i!1!x»2 тр шзисторах. Первый из иих имеет задержку 0,15 с, а иторой — 0,1 с.

Формирователь 6 имиульсоы служит для > СИЛ ЕИИЯ, ОГР 1.11ИЧЕН ИЯ IIO 2)II!, IП 1 УДС ll формироишшя ьо g.)liicльиости имиульсои, постуиа!ощих иа cl 0 ьход с злсмеи;ои зыдер)кк1! Врсмсии. Ои можс f Оыть Быио,llicll в виде двух электронных усилителей, с установленными между иих!и 3)!ит!Сриы)!!. иоьторитслями, к которым подключены Iloследовательно сосдиис шые триггер Шмидта и эмиттсриый иоы;оритсль (ис показано).

> !с 1ики 7 li 8 предиазиа !el!i>l +.1JJ счета числа имиульсоы от генераторов импульсов ll могут быль иыио.шсиы Б ыидс ссыирызр)1дных злск1 )оиных дсся гичпых

СЧЕI IИКОЬ, КажД)ЫИ P J:>РЯД КОТОР1>IХ COCTOJJT из исрссчсп!ого усij)oijc J> ы, дешифр поры и цифрового индикаторы.

:-).!смсит 9 сигнализации иои!Орио!1) Торможения может бьп, Бьшолиеи ь Биде элскT P J J > J C C Ji O K Л 2 М П Ы J l c! K cl.! I l L !1 П И 1! 1 с! 11 j) 51 iK C I I J iсм 63 В.

Т1) и! Cj) 10 >i OiilCT Ol>JT!> !>!>I !10) IICII Ill!

Tpыизистор2х с раздельными входамll.

Логические элементы И 11 — 13 слу iKыт для ыыда ш иа выходах положительных сигналов при поступлении иа ьсе их входы отрицательных сигналов и могут быть выполнены на транзисторах Б виде схем совпадения, из которых первые две схемы имеют три входа каждая, а третья — два.

Логические элементы НЕ 14 — 17 служат для выдачи на выходе отрицательных сигналов при поступлении на иих положителиых cIII í2ëoâ и могут быть выполи ны в виде электронных усилителей с нагрузкой в коллекторе.

Устройство работает следую цим образом.

На инерционном роликовом стснде два колеса одной оси автомобиля разгоняются до определенной скорости, ири которой проводят испытание, (например 50 км/ч для автомобилей подкатегории Л1), т. е. производится торможение автомобиля с последующим замером тормозных путей от генераторов импульсов, Отсчет импульсов тор>можого пути проводят от начала Tîðìîæñния до полной остановки колеса.

При начале торможения, т. е. нажатия на тормозную педаль ногой, через датчик 1 усилия вначале достигается нижний предел усилия, при котором подается разрешающий сигнал на логические элементы И 11, 751681

12 и импульсы от генераторов 2 и 3 импульсов поступают на счетчики 7 и 8.

Одновременно с этим сигнал, выделяемый первым контактом 1-1 датчика 1, поступает на вход элемента 4 задержки времени, 5 ограничивающего нижний предел темпа привода в действие педали тормоза. По истечении промежутка времени, задаваемого элементом задержки 4 (О, 15 с), сигнал с его выхода перебрасывает элемент 5 задержки времени в противоположное состояние, и на его выходе в течение 0,1 с появляется сигнал, который через формирователь 6 импульсов, поступает на один вход элемента И 13. По истечении этого промежутка времени сигнал исчезает.

Если в интервале времени 0,15 — 0,25 с, определяемом элементом 5 задержки, не будет достигнуто усилие верхнего предела, от датчика 1 усилия на вход элемента НЕ

14 поступит сигнал «О». При этом с его выхода поступит разрешающий сигнал на элемент И 13. В результате этого пмпуль от формирователя 6 пройдет через элемент

И 13 и опрокинет триггер 10, зажигая элемент 9 сигнализации. Это сигнал для опе25 ратора «Повторить торможение». А на счетчики 7 и 8 через элементы И 11 и 12 подается сигнал сброса.

Если условия нажатия педали опсрато3 1 ром выдержаны, т. е. верхний предел усилия достигнут в интервале времени, ограниченном нижним и верхним пределами темпа привода в действие тормозной педали, то с датчика 1 усилия на элемент НЕ

14 поступит сигнал «1», па выходе его появится сигнал «О», прием счетчиками 7 и 8 дальнейшей информации будет разрешен.

В этом случае отсчет импульсов (пути или времени) начинается от момепта приведения педали в действие, который фиксируется и!жннм уровнем датчика 1 усилия и продолжасгся до момента, опрсделяемо! о уровнем достигнутой тормозной силы (в завпспмосп! от цели пспытаппя il замсд., iillii скоросп! транспортного средства) .

Введение в у стройсгво дополнительного элемента задержки времени, ограничивающего нижний прсдсл темпа привода в действие тормозпо! педали, и соответствующих связей его с другпмп элементами устройства г!Озьол1ст повысить точность измерения парамс!ров тормозного процесса, поскольку появляется возможность ограничения нижне;о предела темпа привода в действие тормознои педа Ili. Это позволяет строго выдерживать темп нажатия на псдал!. в пределах, установленных требова«1IiIvI;I международных правил, уменьшить разброс результатов измерений и сделать возмо.кным сопос аьлс!шс значегиш, полученl!ь!х в прОцессс нсскогlькпх пспытаниl!. !! орх!уг! а изобретения

h сгройство для измерения параметров тормозного процесса тр;шснортного средства по авт. св. Л 481481, отл и ч а ю щееся тем, гго, с цслью повышения точности измерения, оно снаожсно элементом задерхкки времени, ограни швающим ш1жний предел темпа привода в действие тормозной педа ill) через когорый замыкающий контакт датчика тормозного усилия, реагирующий на попнжспнос дав lclllic, подключен к входу эг!С1 сита задержки Вре Icliil, Ограничивающего вср !»II! предел темпа привода в действие тормозной педали.

751681

7 (77

1(орректор А. Галахова

1 сдактор А. 1(упрякова

Закал 121 IS И д. Лс 357 Тираж 772 Подписное

НПО сПопск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035. Москва, )1(-35, Раушскàë пао., д. 4/5

Тппографигь пр. Сапунова, 2

Состагптсль Л, Цобан

Тсхрсд В. Серикова (