Винтовой движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О Il И С А Н И Е »I75I700

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.11.78 (21) 2684469/27-11 с присоединением заявки М— (23) Приоритет (43) Опубликовано 30,07.80. Бюллетень М 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (51) М. Кл.з

В 62 D 57/00

Государственный комитет (53) УДК 629.113. .033.5(088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. Ф. Николаев и Б. В. Бирюков

Горьковский политехнический институт им. А. А. Жданова (71) Заявитель (54) ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСIlOPTHOJ 0 СРЕДСТВА

Изобретение относится к движителям транспортных средств, а именно к роторновинтовым, и может быть использовано в самоходных машинах повышенной проходимости, предназначенных для движения по 5 снегу, болоту и другим слабонесущим грунтам.

Известен винтовой движитель транспортного средства, содержащий две опоры, между которыми шарнирно установлен вал IO с винтовой лопастью, который соединен с приводом вращения, причем шаг винтовой лопасти выполнен большим в задней части вала (1).

Выполнение шага лопасти переменным 15 способствует лучшему продвижению транспортного средства вперед на слабых грунтах, однако при передвижении по льду такое выполнение винтовой лопасти нецелесообразно, так как в этом случае необхо- 20 димо, чтобы каждый последующий виток лопасти входил в готовую вмятину от предыдущего витка.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому резуль- 25 тату является винтовой движитель, содержащий две опоры, между которыми шарнирно установлен соединенный с приводом вращения вал, имеющий на своих концах гладкие головки, соединенные винтовой 30 лопастью, причем шаг лопасти выполнен одинаковым по всей ее длине (2j.

Недостатком данного движителя является жесткость всех его геометрических форм, что пе дает возможности приспосабливаться к изменяющимся параметрам опорной поверхности грунта, которые требуют подбора оптимальной вели гииы шага, высоты винтового гребня, и преьращения винта в гладкий каток иа твердом грунте.

Цель изобретения — повышение проходимости транспортного средства путем изменения геометрии винта в процессе движения транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что в винтовом движителе, содержащем две опоры, между которыми шарнирно установлен соединенный с приводом вращения вал, имеющий на своих концах гладкие головки, соединенные винтовой лопастью, одна из головок установлена на валу подвижно и снабжена силовым приводом осевого перемещения, винтовая лопасть своими концами прикреплена к головкам шарнирно, а между витков лопасти установлена пневмокамера, соединенная с источником переменного давления рабочей среды.

На чертеже показан винтовой движитель, общий вид с частичными разрезами.

Винтовой движитель состоит из опор 1 ц

751700

2, жестко прикреилеш!ых к корпусу транспортного средства (не иоказаи) . Между опорами 1 и 2 ы подшшшиках 3 шарнирно устыиовле Выл 4, который соед1шен с трансмпссиеи !рыпспортного средства посредством Приводы ьрыщения, например цепной среда ш 6. На. концах нала 4 установлены гладкие головки 6 и ?, причем одна из пих, например головка 6, установлена а валу 4 подвижно и coepl»IeIIa с приводом ее осевого перемещения вдоль вала. 11риыод выполнен в виде гидроцилиндра, образованного цилш1дрическои полостью 8 в головке

6 и выступом 9 вала 4. Цилиндрическая полость 8 посредством канала 10 и трубопровода 1J. с сылышком 12 сообще.:.12 с гидросистсмои транспортного средства.

Между 1олоыками 6 п ? ycTaIi0IIлеп ыиитовой гребепь 13, которыи имеет у станоыоч14 с паружнои цилиндрической поьерхиостью ыа ld 4, а своими концами он ирикреплеи lllBplillplio K I Оловкам О kl 7 110средством осеи io. Бш!товой гребень 13 выполнен ы виде упругой полосы, например, из pcccop1101i ста »i и имеет достаточ»yIo 1олщи11у Д.!я псрсДы пl тpeб) el5ioro осеВОI О си.!Ия. Ме)кду bi! 1 ками Гре*бlгя 13

ll2IIIIT упруги!! э.!емепт, который ыьшолнен в виде полоп ш!Сымокымеры 16, соединенИОЙ посредством «а!а:12 1?, сальника 18 и тp) ooiipOIIOJB 19 с источником переменпОГО даи iPiEi!Ei рабочей среды, например жидкоС1ll 1!.!1! l Ыэсl (IIC 110I BBBII) .

Во ырсм» дыижеи1151 при Необходимости

ИЗМСП IIII» Ii!21 сl, Ис1ИР!1МЕP С! 0 УМЕ!1ЬШЕИИ51, li0 ТруOOIIpobo i E !I к,!Пылу 10 I! Ilo 10 Tb 8

i I 0 2I0T i I i ji IJ 0 Cili PCb, ПО СЛ е IСГО ГЛ сlДКЫЯ

1 0 10ЫКЫ 6 ОТОДЫИI с!С1 СЯ (Нсl ЧЕРТЕИ1Е) ВИРЫ

ыо, сжимая прп этом ы:штоыой !ребень 13 и размещенную ь е! о шггках пневмокамеру

l6. Скорость Tpdlicllop Tliol о средства при

Э r O iii У ill P I E bill B P T C)I.

При необходпмос1и изменить высоту раоочеи части винтового гребпя 13, например уменьшить и уые !1! ИГ1ь llpll этом onopIDIO поыерхиость движителя, ы пневмокамеру !6 iio трубопроводу 19 и каналу i? подают среду с повышеrliibIM давлением, после че!о рабочий диаметр базовой поucp);iiocTII движителя увеличивается.

15 0

11pii движении по твердому I ðóíòó желател1и!о преобразовать ыинтоыой дыижите Ib

ы !ыд1.!1и ка Ок, IioTOpbIEI дае 1 Возмо)кнос! ь свободно перемещ ! ься в напраыленш1, перпепдикулярпом к оси ыгшта. Это достигаетс» тем, ч)0 и!еымокамеру 10 ныпо.шяют рабочей средой ны ciîëüêî, !тооы се ныружныи диаметр стал больше максималь 01о диаметра ы1штового гребня 13 (па чер-! сже показано пунктиром).

11рименение изобретения позволяет значительно увеличить проходимость транспортного средства и адаптацию изменяющимся харак!ерг!СГ1 кам несущего грунта, Причем легкость управления величиной шага, рабочей высотои вшггово10 гребня и

oIlopIIoè поверхностью движителя Обеспечиыает возможность оператиьног0 подбора ои1имальиых парам ",роы винта ь заыиси1!Ости оТ biiда и своисты II ecipili,ei»IOIIepxности.!! Ормулы изобретения

Винтовой движитель Гранспортпого средства, содержащий дые опоры, между которыми шарнирно устапоылен соединенный с приводом вращения ыал, имеющий на своих концах гладкие i. оловки, соединенные Виптоыой лопастью, отличающийся тем, что, с целью повышеш!я проходимости

Транспортпого средства путем изменения шага винтовой лопасти, а также изменения опорной и уl. îðIIOIE поверхностей ii процесСС ДВИ)КСИИЯ TPBIICÏÎÐ!НОГО СРСДСIВЫ ОДПсl

ИЗ 1 ОЛОЬОК УСТЫИОЫЛЕ!1Ы Ис! ЫЫ, 1У I!i), ЫИ)КИО

II СпсlожЕПЫ СИЛОВЫМ 1Ц)ИВОДОМ ОССВОГО перемещепия, В1штоыая лопасть своими концами прикреплена к головкам шарнирlio, d между ВиткОВ Iопасти уст2нОВлена пневмокамера, соединенная с источником переменного давления рабочей среды.

Источники информации, принятые ыо щшманпе при экспертизе

1. Патент ФРГ М 839699, кл. 63 С,29/G2

1 949.

2. Никог!Ыеы А. Ф и Куляшов А. П. Роторно-Винтовые амфибии. 1 орькии, ВолгоВятское кни ;дательство, 1973, с. 20, рис. 11а (прототип) .

751700

Редактор А. Купрякова

Заказ 1205/13 Изд. ¹ 358 Тираж 729 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4/5

Типография, пр. Сап у но в а, 2

Составитель Д. Аптер

Техред В. Серякова

Корректоры: О. Иоанесян и Орлова