Батарейная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

;,1. «с-:, - ««

«"

) $

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик «752054 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву gq 638747 (22) Заявлено 24,05.78 (21) 261977 2/18-21 с присоединением заявки,%— (23) П риорнтет

Опубликовано 30,07.80. Бюллетень .% 28

Дата опубликования описания 01.08.80 (5!)М. Кт .

F 02 Р 3/04

Гооудвратввнимй комитет ло делам изобретений и открытий (53) УДт(621.43..04 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Х, Синельников, В. Ф. Немцев, Б. Г. Бори ев и В, И. Пнратинскпй (71) Заявитель (54) БАТАРЕЙНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к електротех- нике и может быть использовано в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания е

По основному авт. св. N«638747 известна батарейная система зажигания

5 аля двигателей внутреннего сгорания, содержащая преобразователь напряжения на силовом транзисторе и трансформаторе с трягт ером на тиристоре, выпрямитель, накопительный конденсатор, тиристор, прерыватель, катушку зажигания с авумя обмотками и схему стабилизации на транзисторах, стаби .изаторе и резисторах )1) .

Эта система облааает высокой падеж постыл, что постигается благоааря выполнению триггера преобразователя на тириоторе.

Оцнако такая система чувствительна к цребеэгу контактов прерывателя. Это происхоаит иэ-за того, что анод тиристора соеаинен непосредственно с поавижным контактом прерывателя. При кратковременном раэмыкании контактов прерывате2 ля во время аребеэга, что происхоцит обычно в течение 0,1-0,2 мкс после зв мыкания контактов, силовой . транзистор системы открывается и импульс дребезга через трансформатор преобразователя подается на управлятсщий електроц тиристора, вызывая ложное искрообразование в системе, Это накладывает дополнительные требования на качество прерывателя и его регулировку.

Цель изобретения - повьппение помехо эащишенности системы.

Эта цель достигается эа счет того, что в батарейную систему зажигания аля авигателя внутреннего сгорания, соаержащую преобразователь напряжения нв силовом транзисторе, трансформаторе с триггером на тпристоре, выпрямитель, накопительный конденсатор, тяристор, прерыватель, катушку зажигания с двумя обмотками и схему стабилизации на транзисторах, стабилитроне и резисторах, дополнительно ввеаены ава транзистора, емиттеры которых подключены к минусовой шине

3 752 йсточника питания, и цепочка из поспело-: вательно соединенньк первого резистора, диода в прямом включении, диода в обратНоМ включении, эашунтированного вторым резистором, и конденсатора, включенная

5 между плюсовой и минусовой шинами источника питания, причем точка соединения первого резистора и диопа в прямом включении подключена к прерывателю, точка соединения диодов через третий резистор подключена к базе первого транзистора, соединенный через четвертый резистор с минусовой шиной источника питания, а коллектор первого транзистора подключен к плюсовой шине источника питания через пятый резистор и к базе второго транзистора, коллектор которого подключен к аноду тиристора триггера.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема батарейной сиотемы зажигания для двигателей внутренне,го сгорания.

Батарейная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания содержит преобразователь напряжения, состоящий из тиристора 1, резисторов 2, 3, 4, силового. транзистора 5, трансформатора 6 с двумя обмотками 7; 8 и диода 9, выпрямитель на диоде 1Р, накопительнъ|й конденса тор 11, тиристор 12, цепь управления тиристором, состоящую из резистора 13, конденсатора 14 и диода 15, схему стабилизации на транзисторах 16, 17, резисторах 18-22 и стабилитроне 23, схему антипребезга на дополнительных тфанзис35 торах 24, 25, резисторах 26-30, диодах

31, 32 и конденсаторе ЗЗ, прерыватель, 34 и катушку 35 зажигания с двумя обмотками 36, 37.

Устройство работает следуюпим образом.,4О

В момент включения питания контакты прерывателя 34 разомкнуты, ч ранэистор

24 открывается током в его базу через резисторы 27, 29 и диод 32. Открытый транзистор 24 шунтирует базу транзисто- 45 ра 25 вследствие чего последний закрывается. Конденсатор 32 заряжается через резисторы 27, 26 и диод 32 до напряжения, близкого к напряжению источника питания (Е). Тиристор 1 после включения

50 питания закрыт, так как его напряжение переключения заведомо больше напряжения источника питани . Силовой транзистор 5 открывается током в его базу через резистор 2 идиод 9. Через Обмотку7 трансформатора 6 начинает протекать линейно нарастакяций ток. При этом тиристор 12 закрыт, а накопительный конденсатор 11 .разряжен. По мере нарастания тока через

054 ф обмотку 7 трансФорматора 6 падение не ряжения на резисторе 22 увеличивается, и Korna оно достигает значения напряжения стабилизации стабилитрона 23, транзистор 17 схемы стабилизации открывается, транзистор 16 закрывается. Положительный импульс с коллектора транзис тора 17 через резистор 21 поступает к управляюшему электроду тиристора 1, последний переключается и шунтирует ток базы силового транзистора 5.

Транзистор 5 закрывается, разрывая токовую цепь в обмотке 7 трансформатора 6. Энергия, накопленная в магнитном поле трансформатора 6, создает в его обмотках импульсы напряжения. Положительный импульс с конца обмотки 8 (начало обмоток на чертеже обозначено точками) отпирает пиоп 10 и заряжает накопительный конденсатор 11 до напряжения 300400 В. После замыкания контактов прерывателя 34 ток через диод 32 в базу транзистора 24 прекращается. Однако транзистор 24 некоторое время остается открытым, пока не разрядится конденсатор

33. Ток разряда конденсатора 33 протекает через диод 31, резистор 29,и перехоп база-эмиттер транзистора 24. В течение времени, пока транзистор 24 открыт, транзистор 25 закрыт, и тиристор

1 включен. Следовательно, положительные импульсы, появляющиеся в течение этого времени на контактах прерывателя, вследствие дребезга контактов, на б,азу силового транзистора 5 не попадают, транзистор

5 остается закрытым, тиристор 12 включенным, т.е. система не чувствительна к дребезгу контактов прерывателя. После разряда конденсатора 33 транзистор 24 закрывается, а транзистор 25 открываетси, шунтируя анопный ток тиристора 1.

Вследствие этого тиристор 1 выключается и система готова к следующему циклу работы.

В момент раэмыкания контактов прерывателя 34 транзистор 24 открывается, а транзистор 25 закрывается. Тиристор 1, остается в выключенном состоянии. Силовой транзистор 5 открывается током через резистор 2 и диод 9. Обмотка 7 трансформатора 6 подключается к источнику питания, При этом положитепьный импульс с начала обмотки 8 трансформатора 6 через конденсатор 14 и диод 15 поступает на управляющий электрод тиристора 12, вызывая его переключение.

Тиристор 12 переключается и пойключает заряженный накопительный конденсатор 11 к первичной обмотке 36 катушки

5 7520 зажигания 35. Во вторичной обмотке 37 катушки зажигания 35 возникает импульс высокого напряжения, который поступает к распределителю.

Так как переход коллектор-эмиттер транзистора 24 зашунтирован перехоаом база-эмиттер транзистора 25, а переход койлектор-эмиттер транзистора 25 зашун-, тирован через диод 9 перехоаом база- и эмиттер силового транзистора 5 и перехоаом ааоа-катод тиристора 1, следовательно, транзисторы 24 и 25 схемы антидребезга эашищены от перенапряжений, имекхаих место в электросети автомобиля, И при этом коллекторные напряжения указанных транзисторов в любых условиях эксплуатации не превышают 2-3 В, что обеопечивает высокую надежность и помехозащищенность батарейной системы зажига-20 ния для двигателей внутреннего сгорания.

54 6 св. N 638747, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повьапения помехозааи щенйостй, в нее аопопнитепьно введены ава транзистора, эмиттеры которых поаключены к минусовой шине истсчника ни тания, и цепочка иэ последовательно соединенных первого резистора, диода в прямом включении, диода в обратном включении, зашунтированного вторым резистором, и конденсатора, включенная между плюсо, вой и минусовой шинами источника питания, причем точка с-.единения первого резистора и диода подключена к нрерыватепю, точка соединения диодов через трежй ре= зистор подключена к базе первого тран зистора, соединенной через четвертый резистор с минусовой шиной источника питания, а коллектор первого транзистора подключен к плюсовой шине источника питания через пятый резистор и к базе второго транзистора, коллектор которого подключен к аноду тиристора триггера.

Формула изобретения

Батарейная система зажигания дпя двигателей внутреннеГо сгорания по авт.

Источники информации, 25 принятые Во Внимание ITCH экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 638747 ° кп. Г 02 Р 3/04, 23.07.77. 78208,4

Составитель М. Наэаров

Редактор С. Тимохина Техреду А. Куликовская Корректор И Муека

Заказ 4730/$ Тираж 608 Подписное

UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, и, Ужгород, ул. Проектная, 4