Составное колесо дистанова для беззазорной зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

i ц 7520 80

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ф+Ъ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 657205 (22) Заявлено 01.11.77 (21) 2538399/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (51) М. Кл.

F 16 Н 55/18

Государственнык комитет (53) УДК 621.833 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

А. А. Дистанов

Е (71) Заявитель (54) СОСТАВНОЕ КОЛЕСО ДИСТАНОВА ДЛЯ БЕЗЗАЗОРНОЙ

ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в кинематических цепях, включающих зубчатые цилиндрические и червячные передачи, для повышения точности передачи путем исключения бокового зазора в зацеплении.

Известно составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состоящее из двух частей, одна из которых неподвижно закреплена на оси колеса, а другая установлена с возможностью поворота вокруг этой оси, пружины, воздействующей на подвижную часть колеса, и размещенных между частями колеса шариков (1).

С подвижной частью колеса жестко соединена втулка, на торцах втулки и неподвижной части колеса выполнены скосы, образующие наклонную канавку, в которой размещены шарики.

Данное колесо имеет сложную конструкцию и трудоемко в изготовлении.

По основному авт. св. № 657205 известно составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состоящее из двух частей, одна из которых неподвижно закреплена на „оси колеса, а другая установлена с возможностью поворота вокруг этой оси, пружины, воздействующей на подвижную часть колеса, и размещенных между частями колеса шариков, при этом на обращенных друг к другу торцах частей колеса выполнены конические углубления для размещения шариков, равномерно расположенные по

5 окружности одного радиуса п смещенные относительно оси симметрии зуба колеса па разную для частей колеса величину.

Недостатком данной конструкции составного колеса является то, что при монтаже

Ip за счет неточности изготовления конических углублений возникают значительные радиальные силы, действующие на части колеса.

Наличие радиальных спл уменьшает коэффициент полезного действия беззазорной

15 зубчатой передачи

Целью изобретения является улучшение динамических характеристик колеса.

Поставленная цель достигается тем, что конические углубления на торце подвижной

20 части колеса выполнены в виде радиальных пазов.

На фиг. 1 показано предлагаемое колесо, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1;

25 на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 3.

Составное колесо выполнено из двух частей 1 и 2, имеющих одинаковые зубчатые венцы. Часть 1 колеса неподвижно закреплена на валу 3 беззазорной зубчатой

30 передачи, а часть 2 установлена с возмож752080 ностью поворота относительно оси 4 колеса и пружиной 5 поджимается к неподвижной части 1. Усилие пружины 5 регулируется гайкой б. На торцах 7 и 8 частей 1 и 2 колеса выполнены конические углубления 9 и 10, 5 равномерно расположенные по окружности одного радиуса Я. Конические углубления

10 на подвижной части 2 колеса выполнены в виде радиальных пазов, которые по длине расположены симметрично относительно 10 окружности радиуса R. Длина каждого паза не более диаметра шариков 11, размещенных в конических углублениях 9 и 10.

Конические углубления 9 части 1 колеса смещены относительно оси симметрии 12 15 зуба колеса на величину Ль а углубления

10 части 2 — на величину Л относительно той же оси, причем величина Л< не равна величине Л .

Составное колесо входит в зацепление 20 с зубчатым колесом 13, закрепленным на ведущем валу 14.

Выборка бокового зазора в зацеплении осуществляется следующим образом.

Под действием создаваемого пружиной и 25 шариками крутящего момента происходит поворот подвижной части 2 составного колеса относительно неподвижной части 1.

Величины смещений Л и Л конических углублений 9 и 10 относительно оси симмет- 30 рии зуба рассчитываются таким образом, чтобы соблюдалось соотношение

С.< Л вЂ” Л (

S — толщина зуба колеса по делительной окружности.

Прн соблюдешш этого соотношения износ боковых поверхностей зубьев в процессе работы не приводит к увеличению бокового зазора, так как под действием крутящего момента подвижная часть колеса будет поворачиваться на величину износа зубьев.

Таким образом, осуществляется автоматическая выборка зазоров в передаче.

Описанная конструкция составного колеса позволяет обеспечить необходимую точность работы передачи в кинематических цепях, улучшить динамические характеристики составного колеса для беззазорной зубчатой передачи за счет устранения радиальных сил, так как в составном колесе этой конструкции вне зависимости от точности изготовления (расположения) углублений 9 относительно углублений 10 радиальные силы в месте контакта шариков 11 с составными частями 1 и 2 колеса возникать не будут.

Это влечет за собой увеличение КПД и срока службы передачи.

Формула изобретения

Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи по авт. св. М б57205, отл ич а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения

его динамических характеристик, конические углубления на торце подвижной части колеса выполнены в виде радиальных и азов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 359459, кл. F 16 55/18, 1970.

9 иг Z

b -ÅлаУер ул о

72

Фиг. 7 в-в

Составитель Л. Дьякова

Редактор T. Горячева Техред В. Серякова Корректор Т. Трушкина и P. Беркович

Заказ 1216/6 Изд. № 378 Тираж 1095 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2