Многоходовой кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(ц 752О89
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.12.77 (21) 2572068/25-08 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (51) М. Кл.з
F 16 К 11/12
Государственный комитет (53) УДК 621.646 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. Я. Климов, Ю. М. Соснер, А. В. Шрайман, Г. Д. Каганович и В. Н. Чересленко
Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт инженерного оборудования городов и ордена
Трудового Красного Знамени академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова (71) Заявители (54) МНОГОХОДОВОИ КРАН
Изобретение относится к области арматуростроения.
Известны поворотные затворы с размещенным в корпусе запорным органом, выполненным в виде шаровой пробки (1).
Известен также многоходовой кран с поворотной шаровой пробкой, связанной с приводным валом, в которой выполнены проходной канал и радиальное отверстие, перекрываемое с помощью специального запорного органа, при отделении одного из проточных каналов .(2).
Недостатком известного устройства является необходимость оснащения его двумя приводами, с пОмОщью Одного из которых 15 перекрывается отводной канал, а с помощью другого перекрываются проходные каналы.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств устройства. 20
Цель достигается тем, что пробка выполнена с направляющим и ограничительным пазами и снабжена гильзой, установленной в ее проходном канале и зафиксированной на приводном валу, и зубчатым сектором, жестко закрепленным на пробке и взаимодействующим с приводным валом, причем приводной вал введен в ограничительный паз пробки, а корпус снабжен фиксатором, взаимодействующим с направляющим пазом.
На фиг. 1 изображен кран, разрез; на фпг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фпг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 4 — вид по стрелке В на фиг. 1 (корпус не показан); на фиг. 5 и 6 — кран при закрытом загрузочном канале и открытом проходном; на фиг. 7 и 8 — кран в закрытом положении; на фиг. 9 — схема включения кранов в систему.
В корпусе 1 многоходового крана установлен запорный орган 2, выполненный в виде шаровой пробки с внутренней гильзой 3 и уплотнптельными устройствами 4.
Уплотнением 5 герметизирован зазор между гильзой 3 и сферической пробкой 2.
Для соединения с загрузочным и транзитным трубопроводами предусмотрены проходные диаметральные отверстия 6 и 7 в корпусе 1 и гильзе 3, кроме того, в них же, а также в сферической пробке 2 — радиальные отверстия, соответственно 8, 9 и 10.
На внешней поверхности сферической пробки 2 выполнены: глухая выборка 11, в которой закреплен сектор 12 зубчатой передачи, два глухих, переходящих один в другой направляющих паза 13 и 14, попеременно контактирующих с фиксатором 15, «.:. . °752089 ..., 5
45 жестко закрепленным в корпусе 1, а также сквозной ограничительный паз 16.
ГIривод поворота гильзы 3 и сферической пробки 2 состоит из установленного в корпусе 1 вала 17 с подшипниковой втулкой
18, контактирующих с соответствующим отверстием в гильзе 3 и сквозным ограничительным пазом 16 в сферической пробке
2, ведущего колеса 19 зубчатой передачи, червячной пары 20 и исполнительного механизма 21.
Кран монтируется таким образом, что проходные отверстия 6, 7 сообщены с горизонтальным трубопроводом 22, а радиальные 8, 9 и 10 — с загрузочным вертикальным трубопроводом 23.
В соответствии с назначением многоходовой кран может занимать три положения: горизонтальный и загрузочный вертикальный трубопроводы открыты (I, фиг. 1, 2, 3 и 4); горизонтальный трубопровод открыт, а загрузочный вертикальный закрыт (11, фиг. 5 и 6); горизонтальный и загрузочный вертикальный трубопроводы закрыты (I II, фиг. 7 и 8), нормальное положение.
Перевод из него в следующее положение (II) осуществляется следующим образом.
Включается исполнительный механизм 21, вращение от которого передается через червячную пару 20 и вал 17 на ведущее колесо 19, и сектор 12 зубчатой передачи вращает сферическую пробку 2 относительно оси Г-Г на 90 (фиг. 5), Вращение происходит вследствие того, что фиксатор 15, находясь в крайнем положении, в начале поворота скользит по направляющему пазу 13 (фиг. 8). При этом проходное отверстие 7 в гильзе 3 совмещается с отверстием 6 в корпусе 1, открывая тем самым проточное сечение крана, т. е. соединяет его с горизонтальным трубопроводом 22.
Фиксация крана осуществляется выключением исполнительного механизма 21.
Перевод крана в следующее положение (I) происходит повторным включением исполнительного механизма 21. Однако, поскольку фиксатор 15 находится в промежуточном положении (фиг. 6), дальнейший поворот сферической пробки 2 происходит вокруг оси Д-Д. При этом вал 17 с подшипниковой втулкой 18 скользит по ограниченному пазу 16 (поскольку на данном участке направляющий 14 и ограничительный 16 пазы параллельны).
При таком повороте радиальные отверстия 8, 9 и 10 в корпусе 1, гильзе 3 и сферической пробке 2 совпадают с загрузочным вертикальным трубопроводом 23.
Фиксация крана в данном положении обеспечивается аналогично предыдущему.
Возврат крана в исходное положение (111) осуществляется реверсом исполнительного механизма 21 и повторением операций в обратном порядке.
При этом во всех случаях поворота сферической пробки 2 гильза 3 сохраняет свое положение, благодаря связи с валом
17 с подшипниковой втулкой 18.
Изобретение обеспечивает возможность при ограниченности места установки, например при прокладке трубопровода пневмомусороудаления в технических подпольях зданий, смешения двух потоков жидкости (газа) и отключения каждого из них.
Формула изобретения
Многоходовой кран, в корпусе которого установлена поворотная шаровая пробка с проходным каналом, связанная с валом привода, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, пробка выполнена с направляющим и ограничительным пазами и снабжена гильзой, установленной в ее проходном канале и зафиксированной на приводном валу, и зубчатым сектором, жестко закрепленным на пробке и взаимодействующим с приводным валом, причем приводной вал введен в ограничительный паз пробки, а корпус снабжен фиксатором, взаимодействующим с направляющим пазом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 50958, кл. F 16 К 11/12, 1931.
2. Патент ФРГ № 1072443, кл, 47 g 20/02, опублик, 1960.
Составитель Ю. Аляев
Редактор Г. Улыбина Техред В. Серякова Корректоры: Т. Трушкина и Р. Беркович
Заказ 1216/11 Изд. № 378 Тираж 1095 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2