Устройство для контроля знаний учащихся
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
Союз Советсник
Социалистических
Республик
<п>752455
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) ЗаввлеHo 090678 (21) 2630420/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—
Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 030880 (511 М. ttn.з
6 09 8 7/07
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 681. 3. .071 (088.8) (72) Автор изобретения
В.Г.Кутас
Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧИЦИХСЯ
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к системам для самообучения и профессионального отбора учащихся,и может быть использовано в обучающих системах на базе ЭВМ, основанных на применении методов адаптации и обучения, в различных учебных заведениях.
Известно устройство, содержащее блок ввода ответа, блок оценки ответов, схемы совпадения, блок сложности вопросов, сумматор количества правильных ответов, узел индикации оценки, блок ввода номера билета и печатающий блок, оно снабжено узлом определения количества вопросов, выход которого соединен со входом сумматора количества правильных ответов,к которому подключен выход блока сложности вопроса,а выход блока номера би лета соединен со схемой совпадения fl)
Известное устройство имеет ограни- ченные дидактические возможности, из-за малого количества критериев 25 оценки, что не позволяет использовать его при профессиональном отборе учащихся.
Известно также устройство, содержащее пульт преподавателя, соединен Зр ный соответственно с блоком отсчета времени, блоками технических средств обучения, выходы которых через объекты обучения соединены со входами пультов обучаемых, выходы которых соединены с блоком определения средней оценки, эадатчик времени, блок деления, блок перемножения, индикатор, блок коррекции учебного процесса, в нем один из выходов блока определения средней оценки соединен с блоком коррекции учебного процесса, подключенным к пульту преподавателя и к входам блоков технических средств обучения, соединенных с задатчиком времени, выход которого соединен с одним из входов блока деления, второй вход которого подключен к блоку определения средней оценки, а выход — к блоку перемножения, подключенному к блокам отсчета времени индикации (21 .
Однако известное устройство также не позволяет проводить профессиональный отбор учащихся.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство, содержащее последовательно соединенные узел управления, магнитофон, синхронизатор и диапроектор, 752455 пульты обучаемых, подключенные к интегратбру, коммутатор, блок выдачи учебной информации, пороговый узел и регулятор уровней сигналов, причем выход интегратора подключен к пороговому узлу, соединенному с регулятором уровней сигналов и узлом управления j3) .
Однако, в этом устройстве не предусмотрена автоматическая регулировка скорости выдачи изучаемого материала в зависимости от критериев контроля: скорости усвоения учебного материала, объема учебной информации, реакции учашихся, текущей успеваемости и прочности знаний что не позволяет его использование для профессионального отбора учащихся.
Цель изобретения расширение дидактических возможностей системы за счет повышения степени адаптации и увеличения критериев оценки.
Указанная цель достигается тем,что в устройство, содержащее пульты учащихся, которые соединены через последовательно включенные соответствующие коммутаторы пультов и блоки интегральной оценки с соответствующими пороговыми блоками, а также непосредственно — с блоками ввода учебной информации, подключенными к соответствующим блокам управления предъявлением информации, соединенным с пороговыми блоками, введены блоки памяти критериев профессионального отбора, блоки памяти сигналов изменения и стабилизации времени выдачи подпрограмм, формирователи интервалов времени выдачи подпрограмм, блок задания эталонов времени, блок сравнения времени и блоки регистрации сигналов скорости усвоения программы, реакций учащихся, объема учебного материала и текущей успеваемости и прочности знаний, причем одни блоки памяти критериев профессионального отбора подключены к блокам управления предьяВлением информации и блоку регистрации сигналов скорости усвоения программы, другие — к блоку сравнения времени и блоку регистрации сигналов реакций учащихся, третьи — к блокам управления предъявлением информации, блоку регистрации сигналов объема учебного материала и к одним блокам памяти сигналов изменения времени выдачи подпрограмм, соединенным с соответствующими формирователями интервалов времени выдачи подпрограмм, подключенными непосредственно к соответствующим блокам управления предъявле нием информации, через соответствующие блоки памяти сигналов стабилизации времени выдачи подпрограмм — к блокам интегральной оценки и через соответствующие другие блоки памяти сигналов изменения времени выдачи под программ — к блоку сравнения времени, соединенному с блоками интегральной опенки .и блоком задания эталонов времени, который подключен к блокам выдачи учебной информации, блок регистрации сигналов текущей успеваемости и прочности знаний соединен с пороговыми блоками.
На чертеже представлена функциональная схема устройства.
Устройство содержит пульты 1 учащихся, коммутаторы 2 пультов, блоки 3 интегральной оценки, пороговые блоки
4, блоки 5 ввода учебной информации, блоки б управления предъявлением информации, блок 7 адаптивного изменения критериев профессионального отбора, блоки 8 памяти критериев профессионального отбора, формирователи 9 интервалов времени выдачи подпрограмм, блоки 10 адаптивного управления интенсивностью отбора, блок 11 памяти сигналов изменения (расширения) времени выдачи подпрограмм, блок 12 памяти
20 сигналов изменения (сужения)времени выдачи подпрограмм, блок 13.памяти сигналов стабилизации времени выдачи подпрограмм, блок 14 задания эталонов времени, блок 15 сравнения времени, блок 16 анализа критериев профессионального отбора, блок 17 регистрации сигналов скорости усвоения программы, блок 18 регистрации сигналов объема учебного материала, блок 19 регистрации сигналов реакции учащихся, блок
20 регистрации сигналов текущей успеваемости и прочности знаний, элементы
21 сравнения, автоматизированные классы 22.
Самообучение групп учащихся осуществляют с применением разветвленной адаптации в каналах по числу критериев профессионального отбора, например скорости усвоения, объема изучаемого материала, быстроты реакции
40 учащихся на заданные вопросы, текущей успеваемости и прочности знаний и других, информацйю о которых накапливают в течение заданного периода самообучения с последующим ее запомина4g нием и контролем, по которой ведут дальнейшее перераспределение учащихся на оптимальные группы по близким показателям критериев их профессионального отбора.
Блоками 5 воспроизводится учебная информация в виде зрительных и речевых образов. Окончание дозы подпрограммы учебной информации сопровождается воспроизведением контрольных вопросов. Сигналы с пультов 1 учащихся автоматизированных классов 22, после нажатия учащимся клавиш, через коммутаторы 2 пультов поступают в блоки 3 интегральной оценки, с выхо60 дов которых сигналы поступают на входы пороговых блоков 4, которые обеспечивают установку уровня в соответствии со. способностями учащихся и тре бованиями, предъявляемыми к качеству
65 усвоения дозы изучаемого материала.
752455
В каналах системы по числу критериев профессионального отбора осуществляется разветвленная адаптация к учащимся по темпу самообучения, уровню изложения изучаемого материала и способностям учащихся. 5
При полном усвоении учащимися основной подпрограммы с первого предъявления блоками 5 воспроизводится подпрограмма расширенного обучения.
При неполном усвоении основной под- 0 программы выдается дополнительная подпрограмма, в которой учащимся дополнительно в более простой форме разъясняются положения, изложенные в основной подпрограмме.
Если ошибка в ответах на контрольные вопросы основной подпрограммы повторяется, то учащиеся отсылаются к подпрограмме — консультации.
В,случае успешного усвоения учеб- g0 ной информации учащимися или необходимости выдачи постоянно основной подпрограммы обучения сигналы с выходов блоков 3 интегральной оценки поступают последовательно через блоки 13 .д информирователи 9 на входы блоков 6 управления предъявлением информации.
С выходов блоков б и с одного из .выходов .каждого элемента сравнения
21 блока 15 сигналы поступают на соответствующие входы блоков, с выходом которых сигналы поступают соответственно на входы блоков 17,18 и
19 блока 16 анализа критериев профессионального отбора.
На один из входов каждого блока б управления предъявлением информации поступают сигналы с выходов соответствующих формирователей 9, на входы каждого из которых поступают сигналы с выходов соответствующих блоков 11, 40
12, 13,входящих в блоки 10, адаптивно-,. го управления интенсивностью отбора.
Через заданные интервалы времени, в соответствии с последовательностью заложенных в блоке 5 подпрограмм изучаемого материала, выдается контролирующая подпрограмма вопросов контроля прочности знаний учащихся. При этом с помощью сигналов, поступающих с одно го из выходов каждого порогового блока
4 на входы блока 20 обеспечивается контроль прочности знаний учащихся.
Предпагаемая система обеспечивает ,возможность осуществлять самообучение
На входы блоков 11, 12, 13 поступают сигналы соответственно со вторых выходов элементов 21 сравнения, с выходов блоков 3 и 8.
На первые входы элементов 21 сравнения сигналы поступают соответственно с одного из выходов блоков 3 интегральной оценки . С одного из выходов блоков 5 сигналы поступают на входы блока 14 с выходов которого сигналы поступают на вторые входы соответствующих элементов 21 сравнения.
При работе устройства подачей сиг- 55 нала с одного из выходов пороговых блоков 4 на входы блока 20 обеспечивается контроль текущей успеваемости учащихся, а подачей сигналов с выходов соответствующих блоков 8, входя- .60 щих в блок 7 адаптивного изменения критериев профессионального отбора на входы блока 17 обеспечивается контроль скорости усвоения учебного ,материала. 65
При помощи сигналов, поступающих с выходов соответствующих блоков 8 на входы блоков 11 и на входы блока 18 обеспечивается контроль объема изучаемого материала. С помощью сигналов, поступающих с одного из выходов каждого блока б на входы соответствующих блоков 8 обеспечивается контроль объема изучаемого материала путем учета выдачи программы расширенного обучения, а также уменьшения объема изучаемого материала в связи с увеличением продолжительности отрезков времени выдачи подпрограмм, которые регулируются при помощи блока
11,сигнал с выхода которого поступает1 на один из входов формирователя 9, с выходов каждого из которых сигналы поступают на один из входов блока б.
Критерии оценки объема изучаемого материала по выдаче программ расширенного обучения и по учету расширения интервалов времени выдачи подпрограмм, регулируемое блоком 11, оказывают противоположное действие . на оценку объема изучаемого материала, однако, этот канал разветвленной адаптации в устройстве обес1 печивает адаптацию устройства по отношению к учащимся самонастройкой оптимального соотношения в предлагаемом устройстве между интервалами времени выдачи подпрограмм изучаемого материала и количеством обращений к выдаче подпрограмм расширенного обучения.
Когда скорость реакции учащихся соответствует темпу выдачи подпрограмм изучаемого материала, один из каналов адаптации в.предлагаемой системе обеспечивает оптимальное повышение скорости выдачи подпрограмм. При этом ответы от групп учащихся с более. высокой реакцией поступают с некоторым опережением по отношению к сигналам ответов от других групп учащихся и на выходах элементов 21 сравнения блока 15 появляются сигналы, очередность появления которых во времени контролируютая при помощи блока 19 и поступают на входы соответствующих блоков
12, сигналы с выхода каждого из которых поступают на вторые входы соответствующих формирователей 9 интервалов времени выдачи подпрограмм.
752455 с многократнйм перераспределением на оптимальные группы учащихся.
Применение предлагаемой системы для профессионального отбора учащихся способствует преодолению субъективизма в оценках качества учебного процесса .5 и результатов обучения. Она может быть также использована для отыскания реальных путей и методов ведения процесса обучения для любых наперед заданных критериев профессионального отбора, что способствует сокращению сроков обучения и повышению качества усвоения изучаемого материала.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний уча- 15 щихся,содержащее пульты учащихся, которые соединены через последовательно включенные соответствующие коммутаторы пультов и блоки интегральной оценки с соответствующими пороговы- gp ми блоками, а также непосредственнос блоками ввода учебной информации, подключенными к соответствующим блокам управления предъявлением информации, соединенным с пороговыми бло- Zg ками, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет повышения степени адаптации и увеличения критериев оценки, оно содержит блоки памяти критериев профессионального отбора, блоки памяти сигналов изменения и стабилизаиии времени выдачи подпрограмм, формирователи интервалов времени выдачи подпрограмм, блок задания эталонов времени, блок сравнения времени и блоки регистрации сигналов скорости усвоения программы, реакций учащихся, объема учебного материала и текущей успеваемости и прочности знаний, причем одни блоки памяти критериев профессионального отбора подключены к блокам управления предъявлением информации и блоку регистрации сигналов скорости усвоения программы, другие — к блоку сравнения времени и блоку регистрации сигналов реакций учащихся, третьи — к блокам управления предъявлением информации, блоку регистрации сигналов объема учебного материала и к одним блокам памяти сигналов изменения времени выдачи подпрограмм,.соединенным с соответствующими формирователями интервалов времени выдачи подпрограмм, подключенными непосредственно к соответствующим блокам управления предъявлением информации, через соответствующие блоки памяти сигналов стабилизации времени выдачи подпрограмм — к блокам интегральной оценки и через соответствующие другие блоки памяти сигналов изменения времени выдачи подпрограммк блоку сравнения времени, соединенному с блоками интегральной оценки и блоком задания эталонов времени, который подключен к блокам выдачи учебной информации, блок регистрации сигналов текущей успеваемости и прочности знаний соединен с пороговыми блоками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 272696,кл. G 09 В 5/02, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
9 354445, кл. G 09 В 7/00, 1972.
3. Авторское свидетельство СССР
9 514324, кл. G 09 В, 1976 (прототип) 752455
Составитель A.Êàðëîâ
Редактор A. Долинич Техред И. Асталош Корректор М.Коста
Заказ 4773/24 . Тираж 465 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4