Устройство для обучения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски к
Социалистическик
Республик
ОП ИСАНИЕ
И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ () 752459 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 24,07 78 (21)2668388/18-24 с присоединением заявки М (23) П риоритет
Опубликовано 30 07.80, Бюллетень .% 28
Дата опубликования описания 30.07.80 (5! )М. Кл.
+09 В 9/00
Государственный комитет ао денем иааоретеиий и открытий (53) УДК 681.3.
° 07 1 (088,8) (72) Авторы изобретения
М. А. Барабанов, Г. К. Файнгольд, Ю. А. Бирулев и В. В. Аристов (71) заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Изобретение относится к автоматике . и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано в различных учебных заведениях при изучении импульсных схем.
Известны устройства для обучения, позволяющие обучать различным учебным дисциплинам путем предъявления разделов учебной информации определенным обра1О зом.
Одно из устройств для обучения содержит аудиовизуальный информационный блок, селектор, решающий блок, блок оценки реакции, справочный блок, генератор импульсов, блок памяти (внутренний), внешний блок памяти (1).
Другое известное устройство для обучения содержит блок ввода ответов, узел сравнения ответов учащихся с эталонным, блок памяти, распределитель (для задания режимов работы), тактовый генератор (задающий время предъявления учебной информации), коммутатор (определяющий
2 последовательность предъявления информации), табло предъявления информации, табло оценок, табло индикации, схему срав нения, генератор импульсов, клавиатурный датчик, счетчик ошибок, собирательную схему ИЛИ, счетчик знаков, блок принятия решений, формирователь импульсов, узел коммутации (2).
Однако эти устройства имеют ограниченные дидактические возможности при изучении радиотехнических схем, так как не учитывают специфики данной дисциплины.
Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее генератор, два счетчика, два дешифратора, три коммутатора, блок имитации пассивных цепей, блок имитации исследуемых процессов, блок предъявления информации (3).
Однако данное устройство также имеет ограниченные дидактические возможности, так как не позволяет наблюдать начертание исследуемой схемы и изменение номиналов на схеме в процессе
459 4 ки в блоке 1 задания программы обучения.
При этом выдаются питающие напряжения на все блоки, кроме генератора 2 тактовых импульсов, управляемого делителя 4 частоты, счетчиков 8 и 9.
В устройстве первым коммутатором
: 15 обеспечивается подключение регулируемых пассивных элементов с помощью второго коммутатора 17 из имитатора 16
10 к базовым активным элементам формирователя 19. Тем самым осуществляется синтез выбранной для исследования схемы, .
3 752 ее исследования. Кроме этого, оно имеет строго определенный перечень исследуемых узлов, количество которых опредет ляется количеством исходных имитируемых узлов в устройстве.
Белью изобретения является расширение дидактических воэможностей устройства при изучении радиотехнических схем.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее последовательно включенные первый, второй . и третий коммутаторы и имитатор исследуемых процессов, имитатор пассивных цепей, соединенный со вторым коммутатором, счетчики, подключенные через соответствующие дешифраторы с первым коммутатором, генератор и блок предъявления информации, введены блок задания программы обучения, делитель частоты, формирователь реальных процессов, блок фиксации номера выбранного узла и последовательно включенные исполнительный механизм, блок памяти начертаний исследуемых узлов, блок фиксации номера изучаемого узла и блок сравнения, соединенный непосредственно и через блок фиксации номера выбранного узла с блоком задания программы обучения, подключенным к генератору, исполнительному механизму и делителю частоты, соединенному с генератором, счетчиками, имитатором пассивных цепей и формирователем реальных процессов, который подключен ко второму коммутатору и блоку предъявления информации.
Устройство для обучения схематически изображено на чертеже и содержит блок 1 задания программы обучения, генератор 2 тактовых импульсов, исполнительный механизм 3, делитель 4 частоты, имитатор 5 исследуемых процессов, блок 6 памяти начертаний исследуемых узлов, демонстрационный экран 7, счетчики 8 и 9, блок 10 фиксации номера . выбранного узла, блок 11 фиксации номера изучаемого узла, дешифраторы 12 и 13, блок 14 сравнения номеров изучаемого и выбранного узлов, первый коммутатор 15,имитатор 16 пассивных цепей, второй коммутатор 17, третий коммутатор 18, формирователь 19 ре ных процессов, четырехканальный коммутатор 20, осциллограф 21, блок 22 предъявления информации.
Устройство для обучения работает следующим образом.
Выбор исследуемого узла осуществляется нажатием соответствующей кноп»
Особенностью построения исследуемого узла является то, что любой исследуемый узел собирается на одних и тех же базовых активных элементах — общих для всех узлов. Это позволяет существенно расширить класс исследуемых узлов
20 без черезмерного увеличения объема элементов в установке, т. е. наращивание количества исследуемых узлов сопровождается только дополнительными ветвями работы блока 1 задания программы обу25 чения.
Одновременно блоком 10 фиксируется номер выбранного узла. Блок 11 определяет номер изучаемого узла из библио30 теки начертаний схем блока 6. Блок 14 определяет направление движения библиотеки начертаний исследуемых узлов в блоке 6 в сторону выбранного узла до момента предъявления выбранного узла на
35 демонстрационном экране 7, т. е. когда произойдет совпадение номера изучаемого узла с номером выбранного узла, блок
14 выдает сж нал "Останов" на исполнительный механизм 3 через блок 1 задания программы обучения. Этим же сигна40 лом устанавливается изображение на демонстрационном экране 7, что обеспечивает точное совпадение на нем элементов схемы, точек осциллографирования, 45 номиналов регулируемых элементов с точками их индикации имитатора 5 исследуемых процессов. Одновременно, этим же сигналом осуществляется выдача питаюших напряжений на генератор 2, делитель 4, счетчик 8, счетчик 9 и запись50
1" в счетчик8.
До начала работы генератора 2 на осциллографе 21, благодаря четырехканальному коммутатору 20, наблюдаются
55 четыре эпюры напряжений выбранной схемы в исходном состоянии.
Первый импульс со счетчика 8 через дешифратор 12 обеспечивает подключение к первому исходному элементу имитатора. 75245 16 набора элементов с различными номиналами посредством коммутаторов 15, 17. Импульсы со счетчика 9 через дешифратор 13 обеспечивают последовательное изменение номинала исследуемого 5 элемента.
После переключения заданного числа элементов с различными номиналами на выходе счетчика 9 формируется импульс, который обеспечивает его обнуление и 1Е запись "1" в счетчик 8, тем самым обеспечивается регулировка номиналов очередного элемента. . Запуск исследуемого узла осуществляется с регулируемого делителя 4 на имитатор 16 либо на формирователь 19, в зависимости от исследуемого узла, причем частота импульсов запуска которой значительно больше частоты смены номиналов регулируемых элементов. . По мере работы схемы на экране осциллографа 21 наблюдается процесс изменения эпюр напряжений в осциллографируемых точках.
После последовательной регулировки всех регулируемых элементов узла счетчики 8, 9 оказываются заполненными.
Очередной тактовый импульс обнуляет их.
Импульс с выхода счетчика 8 является импульсом окончания анализа узла и либо обеспечивает выключение питания устройства, либо обеспечивает вывод на цикл повторения.
Номинал каждого подключаемого элемента фиксируется путем мигания индика- З5 торной лампочки имитатора 5 на демонстрационном экране 7 посредством коммутатора 18.
Таким образом, предложенное техническое решение расширяет дидактические возможности устройства в понимании физических процессов работы импульсных схем, появляется возможность существенно расширить класс исследуемых схем
9 6 беэ черезмерного увеличения объема элементов в установке.
Фор мула изобретения
Устройство для обучения, содержащее последовательно включенные первый, второй и третий коммутаторы и имитатор исследуемых процессов, имитатор пассивных цепей, соединенный со вторым коммутатором, счетчики, подключенные через соответствующие дешифраторы с первым коммутатором, генератор и блок предъявленияинформации, о т л и ч а ю щ е ес я - тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства при изучении радиотехнических узлов, оно содержит блок задания программы обучения, делитель частоты, формирователь реальных процессов, блок фиксации номера выбранного узла и последовательно включенные исполнительный механизм, блок памяти начертаний исследуемых узлов, блок фиксации номера изучаемого узла и блок сравнения, соединенный непосредственно и через блок фиксации soмера выбранного узла с блоком задания программы обучения, подключенным к генератору, исполнительному механизму и делителю частоты, соединенному с генератором, счетчиками, имитатором пассивных цепей и формирователем реальных процессов, который подключен ко второму коммутатору и блоку предъявления информациии.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
14 358715, кл. Q 09 В 7/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
l4 456294, кл. G 09 8 7/00, 1974.
3. Авторское свидетельство СССР (no заявке l4 2498493/24}, кл. G 09 В 9/00, 1976 (прототи ) °