Пьезоэлектрический линейный шаговый двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(i tj 752560
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.02.78 (21) 2580095/18-25 с присоединением заявки № (51) М. Кл.
Н 01L 41/08
Н 02М 11/00 по делам изобретений (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (53) УДК 537.228.1 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (72) Авторы изобретения
Е. А. Иванов, В. В. Сильченкова, С. М. Афонин и О. К. Каганова (71) Заявитель
Московский институт электронной техники (54) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ ШАГОВЪ|Й
ДВИ ГАТЕЛ Ъ
ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области электротехники и автоматики и может быть использовано как исполнительный элемент для прецизионных перемещений в оптикомеханических приборах, в технологическом оборудовании для микроэлектроники, в системах автоматического наведения, в механических сканирующих устройствах.
Известны прецизионные линейные шаговые двигатели, основанные на принципе перехвата и состоящие из двух электромагнитных фиксаторов, соединенных между собой пьезоэлектрическим трубчатым элементом. Перемещение данного устройства происходит в калибре из ковкого железа (1).
Недостаток известных устройств состоит в невысоких быстродействии и плавности перемещений.
Известен пьезоэлектрический линейный шаговый двигатель, содержащий направляющие, центральный пьезопреобразователь с закрепленными перпендикулярно его осп пьезоэлектрическими фиксаторами, к одному из которых прикреплен выходной вал, корпус, блок управления (2).
Недостатками известного устройства являются низкие надежность, быстродействие и плавность перемещения.
Цель изобретения состоит в повышении надежности, быстродействия и плавности перемещения, Поставленная це;;ь достигается тем, что блок управления снабжен дополнительно импульсным высокочастотным источником электрического напряжения, а фиксаторы
5 выполнены в виде составных пьезопреобразователей, включающих пьезоэлектрические стержни, жестко закрепленные между мсмбранами и установленные в стаканах, при этом фиксаторы расположены между мем10 бранами, закрепленными на корпусе, и подключены к импульсному источнику электрического напряжения.
На фиг. 1 изображена конструкция пьезоэлектрического линейного вибрацпонного
15 шагового двигателя в разрезе; на фпг. 2 изображена временная диаграмма работы пьезоэлектрического линейного вибрационного шагового двигателя; на фпг. 3 показана экспериментальная зависимость коэффи20 циснта трения К,р в паре фиксатор — силовая мембрана от частоты возбуждения f пьезопреобразователя фиксатора (усилие прижима 10 кг, длина пьсзопреобразователя 52 мм) .
25 Двигатель содержит центральный составной пьезопреобразователь 1, к которому с двух сторон присоединены фиксаторы 2 п 3, оси которых препендпкулярны оси центрального пьезопреобразователя 1. Фиксатор
30 2 представляет собой составной пьезопреобразователь 4, жестко закрепленный между
752560 стальными мембранами 5 и установленный в выполненном нз титанового сплава стакане 6, который жестко соединен с меморанами 5. Фиксатор 3 представляст собой составной пьезопреобразователь 7, жестко закрепленный между стальными мембранами
8 и установленный в выполненном из титанового сплава стакане 9, который жестко соединен с мембранами 8. Устройство удерживается в исходном состоянии силами статического трения в парах скольжения: фиксатор 2 — стальные силовые мембраны 10, фиксатор 3 — стальные силовые мембраны
11, Устройство включает в себя выполненные из титанового сплава направляющие
12, выходной вал 13, жестко закрепленный к фиксатору 2 соосно с центральным пьезопреобразователем 1. Титановый сплав применяется в качестве основного конструкционного материала, так как имеет близкий к пьезокерамнке температурный коэффициент линейного расширения.
Работа двигателя поясняется на фиг. 2, где U< — напряжение на центральном пьезопреобразователе 1, U< — напряжение на пьезопреобразователе 4 фиксатора 2, U-,— напряжение на пьезопреобразователе 7 фиксатора 3.
В исходном состоянии все пьезопреобразователи находятся в нейтральном положении и центральный пьезопреобразователь 1, фиксаторы 2 и 3, выходной вал 13 удерживаются на месте силами статического трения между мембранами 5, 10 и 8, 11.
Пусть необходимо движение в сторону выходного вала 13. Пьезопреобразователь
4 фиксатора 2 возбуждается на частоте параллельного резонанса напряжением U<, величина которого составляет несколько десятков вольт (30 — 50 B), и вследствие этого статическое трение между мембранами 5 и
8 переходит в кинетическое трение (см. фиг. 2) . Одновременно на центральный пьезопреобразователь 1 подается электрическое напряжение U<, и он расширяется, перемещая фиксатор 2 и выходной вал 13.
Затем переменное напряжение снимается с пьезопреобразователя 4 фиксатора 2 н прикладывается к пьезопреобразователю 7 фиксатора 3, Одновременно на пьезопреобразователь 1 подается электрическое напряжение U> противоположной полярности, н он сжимается, подтягивая фиксатор 3, Затем цикл повторяется.
Наиболее эффективное снижение коэффициента трения в паре фиксатор — силовая мембрана при подаче па пьезопреобра5
2д 30
:35
50 зователь фиксатора переменного напряжения ультразвуковой частоты достигается возбуждением пьезопреобразователя на частоте его параллельного резонанса f» (см. фиг. 3). Устройство надежно в эксплуатации, так как износ фиксаторов и силовых мембран в диапазоне десятков микрометров не оказывает существенного влияния на усилие прижима силовой мембраны и на условия работы устройства. Устройство имеет большое быстродействие и плавность перемещения благодаря более быстрому и плавному освобождению фиксаторов, отсутствию в них ударных нагрузок. Устройство технологично, так как требуется меньшая точность изготовления фиксаторов и направляющих.
Испытания показали, что двигатель имеет следующие технические характеристики:
Тяговое усилие до 8 кг.
Величина шага от 0,2 до 20 мкм в зависимости от напряжения, подаваемого на центральный пьезопреобразователь.
Скорость перемещения до 2 мм/сек.
Длина пьезопреобразователя фиксатора
52 мм.
Частота возбуждения пьезопреобразователей фиксаторов около 25 кГц.
Формула изобретения
Пьезоэлектрический линейный шаговый двигатель, содержащий кропус, направляющие, центральный пьезопреобразователь с закрепленными перпендикулярно его оси пьезоэлектрическими фиксаторами, к одному из которых прикреплен выходной вал, блок управления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, быстродействия и плавности перемещения, блок управления снабжен дополнительно импульсным высокочастотным источником электрического напряжения, а фиксаторы выполнены в виде составных пьезопреобразователей, включающих пьезоэлектрические стержни, жестко закрепленные между мембранами и установленные в стаканах, при этом фиксаторы расположены между мембранами, закрепленными на корпусе, и подключены к импульсному источнику электрического напряжения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании № 1261523, кл. 1-1 2Л, 1972.
2. Патент СШЛ № 3902084, кл. НΠ— 81, 1975 (прототип).
752560 о,ч а,з
o,а ги ул пр о,г фиг,З
Составитель В. Вавер
Техред А. Камышникова
Редактор Н. Коляда
Корректор P. Беркович
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1224/9 Изд. № 405 Тираж 857 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5