Устройство для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Ресиублии о1>752631
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18. 07. 78 (21) 2645330/24-07 с присоединением заявки Ио
Н 02 К 7/10
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 300780, Бюллетень М 28
М) У4) 621. 313. .04 {088.8) Дата опубликования описания 300780 (72) Авторы изобретения
К. Х. Дубов. М. А. Шнейдерман, M. А. Иванов и Н. И. Никишин
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт механизированного и ручного строительно-монтажного инструмента, вибраторов и строительн<>-отделочных машин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ ВАЛА РОТОРА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИН61 С ЗУВЧАТЫМ КОЛЕСОМ
Изобретение относится к электро.машиностроению, а именно к устройствам для сопряжения вала ротора электрической машины через изол> ционную прокладку с зубчатым колесом и может быть использовано в ручных механизмах со встроенным электрическим приводом.
Известно устройство для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом, состоя,ее из ведомого вала, промежуточной муфты из электроизоляционной пластмассы, имеющей с двух торцов глухие соосные отверстия, расположенные по продольной оси, в которые входят хвостовик 15 ведомого вала и хвостовик вала электрической машины, установленные в подшипниках качения во внутренней расточке изоляционного цилиндра, охватывающего муфту $1j . 20
Недостатком этого устройства является низкая надежность из-за восприятия пластмассовой муфтой нагрузок иа изгиб и скручивание. Кроме того, такие соединения применяются толь25 ко в устройствах, в которых вал двигателя и ведомый вал устанавливаются в подшипники, расположенные qo oe>e ,стороны соединения, что ограничивает область применения. 30
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом, содержащее соосно расположенные промежуточный вал, охватывающий его ведомый вал и, размещенную между ними, изоляционную прокладку P) .
Недостатком известной конструкции является то, что изоляционная проклацка, выполненная путем заливки под давлением в осевой и радиальный згзоры полимерного материала,восприн,.мает неблагоприятные нагрузки на скручивание и сдвиг в осевом направлении, что снижает ее долговечность и надежность.
Цель изобретения — повышение надежности.
Указанная цель достигается тем, что у обращенного к ведомому валу торца промежуточного вала выполнены расположенная вдоль продольной оси вала диаметральная прорезь и выступы, размещенные с зазором в кольцевой канавке, выполненной во внутренней расточке ведомого вала, между выступами промежуточного вала расположены с зазором выступы ведомого вала, по продольной оси ке ."орого выполне75263г но сквозное отверстие„ причем все зазоры между ведомым и промежуточным залами и сквозное отверстие заполнены изоляционным материалом.
В диаметральной прорези промежуто"Мого вала может быть размещен клин
На фиг. 1 схематически изображено устройство для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом, разрез, A-A на фиг. 2, на фиГ. 2разрез Б-Б на фиг. 1, на фиг. 3 — уст- )Q ройство для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом с клином в диаметральной прорези промежуточного вала, разрез В-В на фиг. 4, на фиг. 4 — разрез Г-Г на
15 фиг. 3.
Устройство для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом содержит соосно расположенные промежуточный вал 1, охватывающий его ведомый вал 2. Между промежуточным ва ® лом и ведомым валом размещена изоляционная прокладка 3. У обращенного к ведомому валу торца 4 промежуточного вала выполнена вдоль оси 5 вала диаметральная прорезь 6. У этого же тор- 25 цa выполнены выступы 7, которые размещены с зазором 8 в кольцевой канавке
9, выполненной. во внутренней расточке 10 ведомого вала. Между выступами промежуточного вала расположены с за- gg зором 11 выступы 12 ведомого вала.
По продольной оси ведомого вала выполнено сквозное отверстие 13. Все зазоры между ведомым валом и промежуточным валом заполнены электроизоляционным материалом, образуя изоляционную прокладку 3. На свободный конец ведомого вала установлено зубчатое колесо 14 .
При сборке устройства промежуточный вал устанавливается соосно с ведомым валом таким образом, чтобы обеспечивался необходимый зазор между торцом 4 промежуточного вала и торцом 15 внутренней раскачки ведомого вала и зазор между наружной поверхностью 16 Я5 промежуточного вала и внутренней расточкой 10 ведомого вала. Затем под давлением подается через сквозное отверстие 13 полимерный материал во внутреннюю полость ведомого вала. 3а- 5п ходя в прорезь 6, он расклинивает,лепестки 17 торцовой части промежуточного вала на некоторую величину, определяемую разностью давлений в прорези и в зазоре между поверхностями
10 и 16 эа счет подбора сечения 18 прорези и величины зазора 8. Расходясь таким образом, лепестки 17 входят своими выступами 7 в канавку 9 с зазором 8. При этом выступы 12 ведомого вала оказываются размещенными 60
/ с зазором 11 между выступами 7. Выступы ведомого вала могут быть Образованы штырями, ввернутыми илц запрессованными в соответствующие отверстия ведомого вала, либо получе- 65 ны иным способом например горячей штамповкой.
В диаметральной прорези мо>: зт быть расположен клин 19. Благодаря размеще нию клина, легче задать определенную величину расхождения лепестков промежуточного вала, так как движение клина вдоль оси происходит до упора в торец 20 прорези. Поэтому, там, где толщина слоя изоляции мала, а допустимые колебания в разности толщин изолирующего слоя находятся в узком интервале, наиболее целесообразно применение клина.
Поскольку расплав полимера, вводимый через сквозное отверстие ведомого вала, подводится прежде всего к диаметральной прорези, то всегда давление расплава полимера в диаметральной прорези больше, чем в зазорах 8 из-за гидравлических потерь.
Это обстоятельство и позволяет подобрать соответствующий перепад давлений, который разводит лепестки 17 на необходимую величину в случае отсутствия клина. Расплав полимера заполняет все зазоры, а также и сквозное отверстие, образуя при этом изоляционную прокладку между промежуточ-. ным и ведомым валами.
B такой конструкции пластмасса изоляционной прокладки воспринимает в основном только усилия сжатия между выступами ведомого и промежуточного валов, а в осевом направление — усилия сжатия между выступами промежуточного вала и стенками кольцевой канавки.
Предлагаемая конструкция позволяет повысить надежность устройства для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом.
Формула изобретения
1. Устройство для сопряжения вала ротора электрической машины с зубчатым колесом, содержащее соосно ðàñположенные промежуточный вал, охватывающий его ведомый вал и, размещенную между ними, изоляционную прокладку, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что с.целью повышения надежности, у обращенного к ведомому валу торца промежуточного вала выполнены расположенная вдоль продольной оси вала диаметральная прорезь и выступы, размещенные с зазором в кольцевой канавке, выполненной во внутренней расточке ведомого вала, между выступами промежуточного вала расположены с зазором выступы ведомого вала, по продольной оси которого выполнено сквозное отзерстие, причем Все зазоры между ведомым и промежуточным валами и сквоз.—
752631
6-б
ИЮ gg gy
7 Й Ю 7
2 44 в-s
Ц, 6 З <5 а
7 И
Составитель В. Филатов
Редактор E. Дорошенко Техред Н. Ковалева Корректор М. Шароши
Заказ 4758/14 Тираж 783
ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4 5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 чое отверстие заполнены изоляционным материалом.
2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в диаметральной прорези промежуточного вала размещен клин.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Р 3873862, кл. 310-50, 1975.
2. Патент США Р 3457438, кл. 310-50, 1969. ю
Фиг. 2