Реверсор постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(>t) У52б59

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.05.77 (21) 2486032/24-21 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.з

Н 02М 3/10 т т

Гасударственные комитет

СССР аа делам иэооротеннИ и открытий (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (53) УДК 621.314.632 (088.8) (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (72) Авторь| изобретения

Ш. Н. Исляев, A. В. Лашевич и Л. М. Пономарев (7l) Заявитель (54) РЕВЕРСОР ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к преобразовательной и импульсной технике и может быть использовано для реверсивного управления двигателями постоянного тока.

Известно триггерное устройство, включающее в себя мост, в плечах которого включены транзисторы одного типа проводимости, к одной диагонали моста подключается нагрузка, к другой — источник питания (1). 10

Это устройство позволяет реверсировать ток в нагрузке, однако оно имеет только два устойчивых состояния (прямое включение нагрузки и обратное включение нагрузки), низкий уровень выходного напря- 15 жения из-за потерь в цепях тока нагрузки, два дополнительных источника напряжения смещения.

Известно устройство, содержащее основные транзисторные ключи, соединенные по мостовой схеме, нагрузку, включенную в мостовую схему, цепи смещения, выполненные на резистивных делителях, дополнительную мостовую схему на четырех транзисторах, одна из диагоналей которой подключена к источнику питания, а другая через чувствительные релейные элементы связана с нагрузкой, причем цепи управления каждого дополнительного ключа соединены параллельно цепям управления тран- 30 зи стор ов основной мостовой схемы, которые через замыкающие контакты релейных элементов соединены с источником питания (2).

Недостатком устройства является то, что не предотвращается режим короткого замыкания при подаче сигнала на оба управляющих входа одновременно. Обычно эта ситуация исключается использованием специальных сдвоенных кнопок, однако бывают случаи, когда кнопки должны быть разнесены в пространстве и механическая связь неосуществима.

Цель изобретения — повышение надежности устройства за счет обеспечения работоспособности при подаче сигнала на оба управляющих входа одновременно.

Поставленная цель достигается тем, что в реверсор постоянного тока, содержащий мостовой элемент управления двигателем, двигатель, первую схему смещения, первый вывод которой соединен с первым входом мостового элемента и через первую кнопку — с первой шиной смещения, вторую шину смещения, вторую схему смещения, первый вывод которой соединен с вторым входом мостового элемента и через вторую кнопку — с первой шиной смещения, дополнительно введены первый диод, катод которого соединен с вторым выводом первой схемы смещения, анод — с вторым выводом второй схемы смещения, первый транзистор, коллектор которого соединен с третьим входом мостового элемента, база — с третьим выводом первой схемы смещения и катодом вновь введенного второго диода, анод которого соединен с эмиттером первого транзистора, с анодом вновь введенного третьего диода и через вновь введенный первый резистор — с второй шиной смещения, катод третьего диода соединен с вторым выводом второй схемы смещения, второй вновь введенный транзистор, коллектор которого соединен с четвертым входом мостового элемента, база — с третьим выводом второй схемы смещения и катодом вновь введенного четвертого диода, анод которого соединен с эмиттером второго транзистора и вторым выводом второй схемы смещения.

На чертеже приведена принципиальная схема реверсора постоянного тока.

Реверсор содержит мостовой элемент 1 управления двигателем с нагрузкой, первую схему 2 смещения, первый вывод которой соединен с первым входом элемента 1 и через первую кнопку 3 — с первой шиной

4 смещения, первый диод 5, катод которого соединен с вторым выводом первой схемы

2 смещения, а анод — с вторым выводом второй схемы б смещения, первый вывод которой соединен с вторым входом элемента 1 и через вторую кнопку 7 — с шиной

4, первый транзистор 8, коллектор которого соединен с третьим входом элемента 1, база — с третьим выводом схемы 2, катодом второго диода 9, анод которого соединен с эмиттером транзистора 8 через первый резистор 10, с второй шиной 11 смещения, с анодом диода 12, катод которого соединен с вторым выводом схемы 6, второй транзистор 13, коллектор которого соединен с четвертым входом элемента 1, база — с третьим выводом схемы б и катодом четвертого диода 14, анод которого соединен с эмиттером транзистора 13 и вторым выводом схемы б.

Реверсор работает следующим образом.

В исходном состоянии все транзисторы закрыты и напряжение на нагрузке равно нулю. Схема реверсора симметрична. При нажатии одной из кнопок, например кнопки 3, открываются верхний левый, правый нижний транзисторы моста и транзистор

13 — на нагрузку подано напряжение.

При нажатии другой кнопки 7 открываются другие три транзистора и напряжение на нагрузке меняет знак. При нажатии двух кнопок одновременно верхние транзисторы мостового элемента открыты по ба5

ЗО

60 зовым цепям, диоды 9 и 14 смещены в прямом направлении, транзисторы 8 и 13 закрьпы, следовательно, закрьпы и нижние транзисторы мостового элемента. Напряжение на нагрузке равно нулю. 11рп отсутствии управляющих сигналов диоды 9 и 12 смещены в прямом направлении током от источника смещения.

Использование предлагаемой схемы позволило повысить надежность реверсора, так как предлагаемая схема допускает все возможные сочетания управляющих сигналов. В то же время предлагаемая схема позволяет осуществлять остановку двигателя как снятием входных сигналов, так и. подачей их на оба входа.

Формула изобретения

Реверсор постоянного тока, содержащий мостовой элемент управления двигателем, двигатель, первую схему смещения, первый вывод которой соединен с первым входом мостового элемента и через первую кнопку — с первой шиной смещения, вторую шину смещения, вторую схему смещения, первый вывод которой соединен с вторым входом мостового элемента и через вторую кнопку — с первой шиной смещения, о т л ич а ю щи йся тем, что, с целью повышения надежности устройства, в него дополнительно введены первый диод, катод которого соединен с вторым выводом первои схемы смещения, анод — с вторым выводом второй схемы смещения, первый транзистор, коллектор которого соединен с третьим входом мостового элемента, база — с третьим выводом первой схемы смещения и катодом вновь введенного второго диода, анод которого соединен с эмиттером первого транзистора, с анодом вновь введенного третьего диода и через вновь введенный первый резистор — с второй шиной смещения, катод третьего диода соединен с вторым выводом схемы смещения, коллектор второго вновь введенного транзистора соединен с четвертым входом мостового элемента, база — с третьим выводом второй схемы смещения и катодом вновь введенного четвертого диода, анод которого соединен с эмиттером второго транзистора и вторым выводом второй схемы смещения.

Источники информации, принятыс во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 365836, кл. Н ОЗК 17/60, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 535684, кл. Н 02М 3/10, 1976 (прототип).

752659

Составитель Ю. Фирстов

Редактор Н. Суханова Техред А. Камышникова Корректор Н. Федорова

Заказ 1223/12 Изд. М 390 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2