Способ торможения асинхронного короткозамкнутого электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е пц752708

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.01.78 (21) 2568235/24-07 (51) М, Кл, Н 02Р 3/24 с присоединением заявки № 2568231/24-7

Государственный комите (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.80. Бюллетень ¹ 28 (53) УДК 621.316.719.2 (088.8) ло делам изобретений и открьпий (45) Дата опубликования описания 30.07.80 (72) Авторы изобретения

Б. Н. Черышев, Б. П. Коньшин и Г. Д. Селезнев (71) Заявитель (54) СПОСОБ ТОРМО)КЕНИЯ АСИ НХРОН НОГО

КОРОТКОЗАМКНУТОГО ЗЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам электрического торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей и может быть использовано в химической и радиохимичсской пром ышл ен ности.

В современном химическом производстве при переработке агрессивных сред широкое применение нашли высокооборотные машины (центрифуги, экстракторы, сепараторы и т. д.), сочленение вала приводного электродвигателя с валом машины у которых осуществляется через магнитную муфту, при этом ведущая и ведомая полумуфты разделены герметичной немагнитной перегородкой, отделяющей рабочий объем машины от внешней среды.

Как известно, магнитные муфты имеют ограниченный максимальный передаваемый крутящий момент, при превышении которого происходит выход муфты из синхронизма (срыв муфты).

Известно также, что вал упомянутых выше высокооборотных машин, как правило, выполнен гибким и имеет две или более критических скорости вращения, которые во избежание возникновения явления резонанса (совпадение частоты вынужденных и собственных колебаний) и выхода по этой причине машины из строя, нужно при останове машины проходить при постоянном оптимальном значении тормозного момента.

Известен способ торможения электродвигателя с короткозамкнутым ротором, реализованный, например, в устройстве путем регулирования постоянного тока, подаваемого в его статорную обмотку, в зависимости от скорости вращения электродвигателя. Данный способ является наиболее

10 близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком указанного способа электрического торможения является то, что он позволяет осуществлять управление процес15 сом торможения только в функции от скорости вращения вала электродвигателя.

Однако уравнение движения упомянутых выше машин (центрпфуги, экстракторы, сепараторы и т. д.) выразить в аналитической

20 форме практически невозможно, так как на характер зависимости момента сопротивления от скорости вращения при торможении влияют различные технологические факторы: изменение количества, скорости и ха25 рактера движения перерабатываемых растворов, появление переменных масс, например, при сползании осадка по стенкам ротора машины во время ее останова и т. д.

Поэтому практически невозможно для ука30 занного выше класса машин решить вопрос

75270Й

45 поддержания постоянного оптимального значения тормозного момента электродвигателя по известному способу.

Целью настоящего изобретения является получение постоянного оптимального значения тормозного момента электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что производят измерение тормозного момента на выходном валу двигателя, сравнивают его с заданным значением тормозного момента и регулируют величину постоянного тока, подаваемого в статорную обмотку, в функции полученного сигнала рассогласоь ания.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема электрического торможения электродвигателя.

Данная схема содержит электродвигатель

1, подлежащий торможению, контакты 2 силового пускателя, контакты 3 контакторы постоянного тока, выпрямитель 4, образованный из двух диодов 5 и двух тиристоров 6, датчик 7, усилитель 8, регулятор 9, содержащий блок сравнения, задатчик 10 и блок управления 11.

Суть регулирования тормозного момента заключается в следующем.

Для остановки электродвигателя 1 он отключается от сети контактами 2 силового пускателя и подключается контактами 3 контактора постоянного тока к выпрямителю 4, образованному из двух диодов 5 и двух тиристоров 6. При помощи датчика 7, выполненного, например, на основе измерителя рассогласования магнитосвязных систем, снимается сигнал, пропорциональный значению тормозного момента, развиваемого электродвигателем 1. Этот сигнал усиливается при помощи усилителя 8, например операционного, и подается на вход блока сравнения регулятора 9, где сравнивается с задающим сигналом, поступающим с задатчика 10. Сигнал рассогласования поступает на блок управления 11, который формирует управляющие импульсы. Управляющие импульсы поступают на управляющие электроды тиристоров 6.

Если тормозной момент на валу электродвигателя 1 больше, чем заданный, то угол

5 !

О

30 открывания тиристоров 6 уменьшается, и постоянный ток, подаваемый в статорную обмотку электродвигателя 1, также уменьшается. Если тормозной момент электродвигателя 1 меньше, чем заданный, то угол открывания тиристоров 6 увеличивается, и постоянный ток, подаваемый в статорную обмотку электродвигателя 1, также увеличивается.

Поддержание постоянного значения тормозного момента зависит от чувствительности и быстродействия элементов контура регулирования, Использование данного способа регулирования тормозного момента обеспечивает по сравнению с известными способами следующие преимущества. Способ позволяет исключить случаи выхода магнитной муфты из синхронизма (срыв муфты) и, следовательно, неконтролируемыи останов машины; позволяет исключить явления резонанса при прохождении машиной критических скоростей и выхода по этой причине машины из строя.

Таким образом, применение данного спосооа позволит удешевить машину и увеличить надежность ее работы за счет уменьшения диаметра вала и применения более дешевых материалов для изготовления вращающихся узлов машины, а также увеличения срока службы вала, опор, подшипников и других частей, подверженных ранее разрушающему действию резонансных явлений.

Формула изобретения

Способ торможения асинхронного короткозамкнутого электродвигателя путем подачи в его статорную обмотку постоянного тока регулируемой величины, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью получения постоянного оптимального значения тормозного момента электродвигателя, измеряют тормозной момент на выходном валу двигателя, сравнивают его с заданным значением тормозного момента и регулируют величину постоянного тока, подаваемого в статорную обмотку, в функции полученного сигнала рассогласования.

emb

Составитель Е. Перел;ыслова

Редактор В. Девятов

Корректор А. Галахова

Заказ 1464/9 Изд. № 406 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, il<-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2