Электропривод переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсккн
Социалистические
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«»752709 (6l ) Дополнительное к авт. свнд-ву(22) Заявлено 10.07.78 (21) 2641068/24-07 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет
Опубликовано 30.07.80. Бюллетень № 28 (53)M. Кл.
Н 02 Р 3/24
Государственный комнтет ло делам изобретений н открытий (53) УДК316.718..5 (088.8) Дата опубликования описания 31.07;80 (72) Авторы изобретения
P. С. Сарбатов, Л. А. Рубинштейн и B. Г. Безаев
Московский ордена Ленина энергетический институт и Производственное объединение Бобруйскшина" (71) Заявители (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к области управления электроприводами переменного тока с асинхронными короткозамкнутыми двигателя ми.
Известны электроприводы переменного
5 тока с конденсаторно-динамическим торможением.
Такие устройства обеспечивают торможение асинхронного двигателя при отключении контактора от сети, но при этом по токоограничиваюшим резисторам и обмот кам статора асинхронного двигателя протекает ток в течение всего времени паузы, что требует в;бора резисторов большого габарита, при этом потери электроэнергии т> в резисторах за время паузы могут превысить полезное потребление электроэнергии асинхронным электродвигателем за ° время его работы.
Известны также электроприводы, пост- 20 роенные на базе тиристорных пускателей с фазовыми управлением. Для пуска асинхронного электродвигателя используется одна группа тиристоров, а при динамическом торможении в работу вступает другая группа. Для каждого тиристора требу,— ется отдельная система фазового управления и, кроме этого, необходимо наличие логического устройства, исключающего возможность совместной работы двух групп тиристоров.
К недостаткам этой группы электропри» волов относятся наличие сложной системы управления и тиристоров, необходимых для пуска асинхронного электродвигателя. Это требует дополнительных затрат для реализации таких электроприводов с динамическим торможением.
Известен также электропривоа с динамическим торможением, содержащий асинхронньтй электродвигатель, сетевой контактор, токоограничивающий резистор, контактор, обеспечивающий торможение асинхронного электродвигателя. Для управления контакторами требуется еще релейная схема, обеспечивающая необходимую временную поспедовательность их срабатывания, 3 7527
Недостатками такого асинхронного sïåê« тропривоаа являются использование дополнительного контактора аля осуществления динамического торможения, а также использование релейной схемы управления, имеющей большие габариты, высокую стоимость и требующей дополнительного источника постоянного тока для питания реле времени. Эффективность торможения довольно низкая за счет применения однополупериод- 10 ного выпрямления.
Наиболее близким к предлагаемому является электропривоа переменного тока, содержащий асинкроннь1й электродвигатель, : каждая фаза статорной обмотки которого
15 подключена к питающей сети через контакты сетевого контактора, два оптронньк тиристора, аноаы которых подключены к двум фазам питающей сети, а последоватепьно соединенные светодиоаы к выходу блока управления, состоящего из блока синхронизации с сетью формирователя импульсов, источника питания и усилителя.
Недостатками этого электропривода являются наличие отдельного источника питания для блока управления и большие потери энергии в обмотках электродвигателя.
Бель изобретения - повышение экономичности электропривода и упрощение czeмы управления.
Для аостижения этой цели в электропривод переменного тока, содержащий асинхронньй электроавигатель, каждая фаза статорной обмотки которого подключена к питающей сети через контакты сетевого контактора, два оптрониьк тиристора, аноды которых поаключены к авум фазам питающей сети, а их поспеаовательно соединенные светодиоды — к выходу блока управ40 пения, выходным элементом которого является усилитель, введен токоограничиваю. щий резистор, включенный параллельно контакту сетевого конт актора в третьей фазе а катоды двух упомянутых оптронных тиристоров подключены перекрестно к двум фазам электродвигателя, при этом вход блока управления включен параплельно одному из контактов сетевого контактора, и в него введены поспеаоватепьно включен50 ные стабилизированный аиодно-конденсаторный делитель напряжении, элемент времен, ной задержки и логический элемент И-НЕ, к выходу которого подключен упомянутьй усилитель.
Кроме того- в электропривод переменного тока введен включенньй послеаоватепвно с токоограничивакяцим рези тором оптронный тиристор, светоаиод которого вклю
09 4 чен послеаовательно со светодиодами авух упомянутых оптронных тиристоров.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемого электропривода.
Электропривод содержит асинхронный электроддвигатель 1, подключенный к сети посредством контактов 2 сетевого контактора, параллельно одному из которьк включен токоограничивающий резистор 3, оптронные тиристоры 4, 5 в двух других фазах, катоды которых перекрестно поаклюцены к статорной обмотке асинхронного двигателя 1, блок 6 управления, содержащий стабилизированный диоано-конденсаторный делитель 7 напряжения, состоящий из конденсатора 8, диодов 9; 10 и стабилитрона 11, элемент 12 временной задержки, включающий в себя резистор 13 и конденсатор 14, логический элемент
15 И-НЕ, усилитель 16, нагруженный на последовательно соединеннье светодиоды
17, 18 оптронов 4 и 5.
В тех случаях, когда по условиям техники безопасности необходимо на время паузы отключить от сети все три фазы двигателя последовательно с токоограничивающим резистором 3 введен оптронньй тиристор 19.
В предлагаемой схеме динамического торможения при отключении двигателя 1 от сети контактами 2 стабипизированный диоано-конденсаторный целитель 7 напряжения включается на линейное напряжение. Посредством элементов 8, 9, IO u
11 производится деление напряжения до
5 В с последующим его выпрямлением.
При помощи эмиттерного повторителя это напряжение стабилизируется.
Стабилизированное напряжение необходимо аля питания узла улравпения. Нап-: ряжение со стабилизированного диодноконаенсаторного делитепя 7 напряжения поступает на элем,ент 12 временной задержки, варьируя величины резистора и конденсатора которого, можно менять величину временной зааержки. Напряжение на конденсаторе 14 начинает расти, достигая порога срабатывания логического элемента 15 И-НЕ, при э.том срабатывает логическая схема, переходя из одного состояния в другое. При напряжении на конденсаторе 14 меньшем порога срабатывания еаиничный сигнал с логического элемента 15 И-НЕ поступает на усилитель 16 и, усиливаясь, поступаетнасветодиоды 17, .18 оптронов, при этом асинхронный двигатель 1 через оптронные ти« ристоры 4, 5 поаключается к сети и,происходит эффективное динамическое тормо5 7527 жение. При достижении напряжением на конденсаторе; 14 порога срабатывания логического элемента 15 И««НЕ на вькоце этой схемы появляется нулевой ситснал, и тем самым закрывается усилитель
Ф 5
16, что приводит к закрытию оптронных тиристоров 4, 5, и двигатель 1 отключается от сети. При следующем включении асинхронного двигателя 1 стабилизирован« ный циодно-конденсаторный целитель 7
Напряжения закорачивается контактом сетевого контактора 2 и узел управления i
tlKBsbIBBeTcH обесточенным и снова гото» вым к работе. формула изобретения
1, Электропривод переменного тока, содержащий асинхронный электродвигатель, каждая фаза статорной обмотки которого подключена к питающей сети через контакты сетевого контактора, два оптронньк тиристора, аноды которых подключены к двум фазам питающей сети, а их последовательно соединенные светоциоды - к вы09 Ь ходу блока управления с усилителем на выходе, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и упрощения системы управления, в него введен токоограничиваюший резистор, включенный параллельно контакту сетевого контактора в третьей фазе, а катоды двух упомянутых оптронных тиристоров подключены перекрестно к двум фазам электродвигателя, причем вход блока управления включен параллельно одному из контактов сетевого контактора, и в него введены последовательно включенные ста« билйзированный диодно-конденсаторньй делитель напряжения, элемент временной задержки и логический элемент И-НЕ, к выходу которого подключен упомянутый усилитель.
2. Электропривоц по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что в него введен соединенный последовательно с токоограничивеющим резистором оптронный тиристор, светодиод которого включен последовательно со светодиодами двух упомянутых om роииых тиристоров.
752 709
1
Со ставител ь Е. Пере мыслова
Редактор Л. Алексеенко Техреп М. Рейвес Корректор Ю. Макаренко
Заказ 4 76 0 (16 Тираж 783 Подписное . IlHMNTIH Государственного комитета СССР ло пелам изобретений. и.открьпий.
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 о