Опора-модуль на воздушной подушке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (,752948

ИЗОВЕЕтЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскмк

Социалист мческмк

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.07.74 (21) 2045530/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 V 1/00

В 60 V 3/00

Гесудерствеииый комитет

СССР

Опубликовано 23.05.81. Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 28.05.81 (53) УДК 629.1 .039 (088.8) по делви иэоеретеиий и открытий

А Г. Лысяков, Е. А. Мруз, Е. Н. Маргорин, В. А. Щербаков и В. П. Папирняк (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ОПОРА-МОДУЛЬ НА ВОЗДУШНОГ1 ПОДУШКЕ

Изобретение относится к транспортным средствам, в которых используется прин-. цип создания между транспортным средством и поверхностью, по которой оно перемещается, воздушной подушки (пленки), обеспечивающей снижение коэффициента сопротивления движению.

Известно транспортное средство на воздушной подушке, содержащее корпус с центральным узлом крепления к перемещаемому грузу; диафрагму из эластичного материала с сопловыми отверстиями; ограждение периферийной части диафрагмы; выполненные внутри корпуса средства подвода рабочей среды к сопловым отверстиям и гибкий шланг, связывающий источник рабочей среды с указанными средствами поДвода рабочей среды, в частности кольцевой камерой, связанной вертикальными каналами с другой камерой, которая образована диафрагмой с сопловыми отверстиями 11) .

Недостатком этого устройства является жесткое крепление его к грузу, т. е. отсутствие средств, позволяющих ему перемещаться в пространстве (в заданных пределах) относительно груза. При одновременной установке нескольких таких устройств для транспортировки грузов больших размеров, при движении по неровной поверхности возможно нагружение устройств изгибающим моментом, приводящее к необходимости увеличения расчетных сечений элементов конструкции, что, в свою очередь, характеризуется увеличением веса устройства. Кроме того, соединение камер вертикальными каналами приводит к увеличению вертикального габарита устройства

1О и к снижению его устойчивости. Выполнение гибкого элемента, образующего ограждение, диафрагму и вертикальные каналы, отличается сложностью, вследствие чего его изготовление и ремонт в процессе эксплуатации связаны со значительными трудозатратами.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является опора-модуль на воздушной подушке, содержащая корпус с размещенво ным по его вертикальной оси симметрии стаканом, внутри которого установлены пята со сферической опорной поверхностью и хвостовиком для соединения с грузом эле752948 менты, ограничивающие относительные перемещения опоры и груза; гибкое ограждение, опорную плиту, установленное в нижней части корпуса уплотнение, выполненное в виде гибкой кольцевой диафрагмы с образованием под корпусом камеры, связанной коммуникацией с источником рабочей среды, а сопловыми отверстиями в диафрагме — с окружающей средой в зоне под опорой (2) .

Недостатками такого устройства являются невысокие прочность и надежность конструкции в работе, а также малоэффективное гашение колебания давлений рабо= чей среды в камере, что приводит к колебаниям устройства. Все это ухудшает эксплуатационные качества опоры-модуля.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств опоры за счет повышения прочности и надежности при одновременном увеличении плавности хода.

Это достигается тем, что в опоре— модуле на воздушной подушке, содержащей корпус с размещенным по его вертикальной оси симметрии стаканом, внутри которого установлена пята со сферической опорной поверхностью и хвостовиком для соединения с грузом; элементы, ограничивающие относительные перемещения опоры и груза; гибкое ограждение; опорную плиту; установленное в нижней части корпуса уплотнение, выполненное в виде кольцевой диафрагмы с образованием под корпусом камеры, связанной коммуникацией с источником рабочей среды, а сопловыми отверстиями в диафрагме — с окружающей средой в зоне под опорой, стакан соединен с опорной плитой элементами, ограничивающими относительные перемещения опоры и груза, и дополнительно прикреплен к верхней и боковой стенкам корпуса посредством равномерно расположенных по окружности внутри камеры радиальных перегородок, образующих каналы — диффузоры, связывающие полость камеры в зоне диафрагмы с коммуникацией через выполненные в теле стакана радиальные отверстия и кольцевую полость-коллектор. Кроме того, элементы, ограничивающие относительные перемещения опоры и груза, и их соединение со стаканом выполнены в виде стержня с эксцентричной головкой на одном конце и резьбой — на другом, установленного с зазором в отверстиях с поверхностями, эквидистантными поверхностям стержня и его головки, выполненных в телах стакана и пяты с хвостовиком.

На фиг. 1 изображен общий вид опоры в разрезе; на фиг. 2 дано сечение А — А на фиг. 1.

Опора-модуль содержит корпус 1, по вертикальной оси симметрии которого размещен стакан 2, соединенный с опорной плитой 3 и посредством радиальных пере4 городок 4 — с верхнеи стенкои 5 и боковои стенкой 6 корпуса 1.

К днищу 7 корпуса 1 прикреплено уплотнение, выполненное в виде гибкой кольцевой диафрагмы 8, образующей с внутренней поверхностью корпуса 1 камеру 9. Радиальные перегородки 4 расположены равномерно по окружности внутри камеры 9 и образуют каналы — диффузоры 10, соединяющие полость 11 камеры 9 в зоне диафраг10 мы 8 с источником рабочей среды (на фигурах не показан) через выполненные в теле стакана 2, в верхней его части радиальные отверстия 12 и кольцевую полость коллектор !3, патрубок 14, штуцер 15 и соединенный с ним гибкий трубопровод (коммуникацию) 16.

В диафрагме 8 выполнены сопловые отверстия 17, посредством которых полость 11 сообщается с окружающей средой в зоне под опорой.

С наружной стороны боковой стенки 6

ЪЗ корпуса установлено гибкое кольцевое ограждение 18 с вертикальными надрезами 19, выполненное из эластичного листового материала.

Внутри стакана 2 на подпятнике 20 установлена пята 21 со сферической опорной поверхностью 22 и цилиндрическим хвостовиком 23 для соединения с грузом 24.

Элементы, ограничивающие относительные перемещения (качание и вращение) опоры и груза, выполнены в виде стержня 25 с зв эксцентричной головкой 26 на одном конце и резьбой на другом, установленного с зазором в отверстиях 27 и 28 с поверхностями, эквидистантным поверхностям стержня 25 и его головки 26, выполненных в телах стакана 2, пяты 21 с хвостовиком 23 и подпятника 20.

Соединение стакана 2 с пятой 21, стержнем 25 с эксцентричной головкой 26, а также закрепление хвостовика 23 на грузе 24 осуществляется посредством гайки 29, на4 ворачиваемой на резьбовой конец стержня 25.

Работа с опорой-модулем характеризуется следующей последовательностью.

Соединяют несколько (не менее трех) опормодулей с грузом 24. К опорам подают от

45 источника рабочую среду под давлением.

Под действием давления рабочей среды при заполнении камеры 9 опоры-модуля диафрагма 8 выгибается вниз и приподнимает опорную плиту 3 над поверхностью, по которой перемещается транспортное средство (в нерабочем положении опоры-модуля плита лежит на поверхности).

Через сопловые отверстия 17 в диафрагме 8 рабочая среда (воздух) вытесняется под опору, а оттуда через зазор между диафрагмой 8 и поверхностью перемещения— наружу, образуя воздушную подушку (пленку) .

752948 и в з гв z5 гв го

12 рие. 2

Составитель И. Демьянович

Редактор С. Суркова Техред А. Бойкас Корректор Н. Швыдкая

Заказ 3263/50 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, % — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

При прохождении рабочей среды (воздуха) через кольцевую полость — коллектор 13, радиальные отверстия 12 и радиаль; ные каналы — диффузоры 10 происходит эффективное гашение колебаний (выравнивание) ее давления.

Гибкое ограждение 18 контактирует с поверхностью и препятствует попаданию под опору-модуль посторонних предметов.

Относительные перемещения (качание и вращение) опоры и груза ограничиваются зазором между стержнем 25 с эксцентричной головкой 26 и поверхностями отверстий 27 и 28, выполненных в телах стакана 2, пяты 21 с хвостовиком 23 и подпятника 20.

Такая конструкция опоры-модуля обеспечивает равномерную подачу воздуха под опору по всей ее площади, что устраняет колебания устройства и способствует плавному перемещению транспортного средства с грузом; отличается высокой прочностью и надежностью, что позволяет увеличить ресурс работы опоры-модуля.

Формула изобретения

1. Опора-модуль на воздушной подушке, содержащая корпус с размещенным по его вертикальной оси симметрии стаканом, внутри которого установлена пята со сферической опорной поверхностью и хвостовиком для соединения с грузом; элементы, ограничивающие относительные перемещения опоры и груза; гибкое ограждение; опорную плиту; установленное в нижней части корпуса уплотнение, выполненное в виде гибкой кольцевой диафрагмы с образованием под корпусом камеры, связанной коммуникацией с источником рабочей среды, а сопловыми отверстиями в диафрагме— с окружающей средой в зоне под опорой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств опоры за счет повышения прочности и надежности при одновременном увеличении плавности хода, стакан соединен с опорной плитой элементами, ограничивающими относительные перемещения опоры и груза, и дополнительно прикреплен к верхней и боковой стенкам корпуса посредством равномерно расположенных по окружности внутри камеры радиальных перегородок, образующих каналы-диффузоры, связывающие полость

15 камеры в зоне диафрагмы с коммуникацией через выполненные в теле стакана радиальные отверстия и кольцевую полость — коллектор.

2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что элементы, ограничивающие относитель20 ные перемещения опоры и груза, и их соединение со етаканом выполнены в виде стержня с эксцентричной головкой на одном конце и резьбой — на другом, установленного с зазором в отверстиях с поверхностями, эквидистантными поверхносгям стержня и его головки, выполненных в телах стакана и пяты с хвостовиком.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3613822, кл. 180 †1, ЗО опублик. 1969.

2. Патент Великобритании № !151066, кл. В 7- К, опублик. 1969. (прототип).