Способ блокировки балансирного моста транспортного средства и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
«» 753682
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21. 08. 78 (21) 2656223/27-11. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 070880. Бюллетень Мо 29
Дата опубликования описания 07.0880 ()М К 3
В 60 5 19/06
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
М, - ДК629.113.
° 012 ° 858(088 8) (72) Авторы изобретения
A. П. Гарбузов, Б. В. Шумаков, Г. A Духанов и Э. М. Пуговишников
Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (7! ) Заявитель (54) СПОСОБ БЛОКИРОВКИ БАЛАНСИРНОГО NOCTA
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к транспорт-, ному и сельскохозяйственному машиностроению, точнее к способам повышения устойчивости транспортных средств,5 главным образом зерноуборочных комбайнов.
Известен способ блокировки балансирного моста транспортного средства путем запирания шарнирной связи балки моста с корпусом транспортного средства (1) .
Способ осуществляют устройством для блокировки балансирного моста, содержащим по крайней мере один гид" роцилиндр, установленный между бал- 15 кой моста и корпусом транспортного средства, и запорный клапан.
Недостатком известного способа является повьхаение только статической устойчивости, когда транспортное средство используется в качестве шасси, например, для крана. Для повышения устойчивости при движении он практически не приемлем, так как ко- 25 леса не могут приспосабливаться к рельефу местности.
Целью изобретения является повышение поперечной устойчивости транспорт ного средства при его движении по ne-gp ресеченной местности и сохранение опо ры на все колеса.
Указанная цель достигается тем, что шарнирную связь балки моста с корпусом блокируют от поворота балки в направлении, противоположном крену корпуса, и сохраняют свободу поворота балки в направлении крена корпуса.
Отличие устройства, позволяющего осуществить новый способ, состоит в том, что запорный клапан выполнен в. виде соединенного с корпусом трехпоэиционного золотника, соединякхаего полости гидроцилиндра непосредственно при вертикальном положении корпуса и через параллельно установленные предохранительный и обратный клапаны противоположного действия при наклоне корпуса. Кроме того, связь запорного клапана с корпусом выполнена посредством датчика крена.
Техническая сущность способа, раскрываемая на примере работы устройства для его осуществления, заключается в том, что при достижении напе. ред заданного угла крена опора корпуса с шарнира балансирного моста частично или полностью переносится на
753682 солесо, расположенное со стороны кре«а корпуса транспортного средства, ip>« этом сохраняется контакт второго солеса с опорной поверхностью.
На фиг. 1 изображено устройство
>локировки с двумя гидроцилиндрами; а фиг. 2 — то же, при крене влево; а фиг. 3 — то же, при крене вправо; а фиг. 4 - опорная схема транспорт ого средства в плане; на фиг. 5 — ва>иант выполнения устройства блокиров-
:и с одним гидроцилиндром двусторон:его действия.
Устройство блокировки содержит два идроцилиндра 1 и 2, установленных межу корпусом 3 транспортного средства балкой 4 балансирного моста с коесами 5 и 6, соединенные между собой гидроцилиндрами системой трубопрово змы рабочей жидкостью и компенсации гечек. Поворотная балка 4 соединена корпусом 3 осевым шарниром 11. С
«угим мостом 12 (фиг. 4) корпус 3 вязан жестко. управляющий запорный клапан 7 вы>лнен в виде трехпозиционного золот ка, соединенного трубопроводами 13
14 с рабочими полостями гидроцилинд>в 1 и 2, а трубопроводами 15 и 16 предохранительным 8 и обратным 9 (апанами. Последние выполнены про(вонапранленного действия и подключеt к клапану 7 параллельно.
Шток клапана 7 тягой 17 соединен с .тчиком 18 крена с возможностью соенения трубопроводов 13 и 14 между бой при вертикальном положении корса 3 на прямую связь каналом 19, при наклоне корпуса влево или впрана определенный заранее заданный 40 ол, как показано на фиг. 2 и 3, чез обратный 9 и предохранительный 8 апаны.
При этом взаимное расположение кланов 8 и 9 и каналов клапана 7, советствующих наклоненному положению рпуса 3, выбрано иэ условия запирая клапанами 8 и 9 полости гидропиндра 1 с обеспечением свободного релива в нее рабочей жидкости из пости гидроцилиндра 2 при наклоне рпуса 3 влево и, наоборот, запираз полости гидроцилиндра 2 с обес«ением свободного перелива в нее
«очей жидкости из полости гидроци«дра 1 при наклоне корпуса 3 впра45
55
Резервуар 10 расположен выше уроврабочей жидкости в системе, и подгка гидроцилиидрон 1 и 2 осущезляется автоматически по мере поя.ния утечек в системе.
При работе транспортного средстиа ровной порерхности полости гидеО цилиндров 1 и 2 сообщены между собою
>ез клапан 7 напрямую, и корпус 3 зв управляющий запорный 7, предохра- ятельный 8 и обратный 9 клапаны, а анже резервуар 10 для заполнения сис 20 свободно опирается на осевой шарнир
11, при этом балка 4 моста занимает положение н соответствии с рельефом поля или дороги., а корпус 3 наклоняется в ту или иную сторону в зависимости от положения другого, жестко связанного с ним, моста 12,фиг 4) .
При этом корпус 3 опирается на
I три точки С, С и Д, а проекция центра тяжести транспортного средства на горизонтальную плоскость занимает положение Т . При наклонении корпуса, например, влево проекция центра тяжести по мере увеличения угла крена перемещается вдоль оси "а-а" в направлении стрелки А, и если шарнирная связь балки 4 с корпусом 3 сохраняется, то есть транспортное средство не имеет рассматриваемого устройства, потеря устойчивости, то есть опрокидывание, наступает, когда проекция центра тяжести достигает положения Т«, совмещаясь с линией, соединяющей точку С опоры колеса 20 с точкой Д, совпадающей с шарниром
11.
В рассматриваемом же устройстве при наклонении корпуса 3 на угол, больший, чем это предусмотрено настройкой механизма блокировки, и соответствующий положению проекции центра тяжести между точками Т,> и Т, (фиг. 4), датчик 18 крена (фиг. 2), оставаясь в вертикальном положении, удерживает и шток клапана 7, в результате чего корпус клапана, связанный с корпусом 3, отклоняется относи - ельно своего штока вместе с корпусом 3 и запирает полость левого гидроцилиндра клапанами 8 и 9, а полость правого гидроцилиндра 2 подсоединяе к гидросистеме с возможностью свободного перелива его рабочей жидкости в полость левого гидроцилиндра 1.
Вследствие этого при дальнейшем наклоне корпуса 3 влево опора его на балку 4 моста перемещается частично с осевого шарнира 11 на левое колесо
5, соприкасающееся с грунтом в точке
К (фиг. 4) . В таком состоянии устройства корпус опирается уже на точки С;
С и К, а устойчивость транспортного средства теряется только при совмещении проекции центра тяжести с точкой Т, то есть при значительно большем угле наклона, чем в случае опоры на точки С, С и Д, когда устойчивость теряется уже при совмещении про" екции центра тяжести с точкой Т .
Если при днижении транспортного средства в накл>зненном влево положении колесо 5 наезжает на ныступающее препятствие, или колесо 20 въезжает в углубление, то по мере преодоления этих препятствий в связи с тем, что поворот балки 4 моста в напранлении стрелки Е (фиг. 2) блокиронан, давление колеса 6 на грунт постепенно уменьшается, а данление колеса 5 и
753682 одновременно давление в полости гидроцилнндра 1 увеличивается до предела, близкого к переносу всей нагрузки с шарнира 11 на колесо 5. По достижении этого предела клапан 8 открывается и пропускает жидкость из гидроцилиндра 1 в гидроцилиндр 2, при этом балка 4 моста поворачивается в направлении стрелки Е, давление, колеса б на грунт увеличивается, а давление колеса 5 на грунт и давление жидкости в гидроцилиндре 1 уменьшаются до определенного предела, при котором клапан 8 снова закрывается и блокирует гидроцилиндр 1.
Аналогично устройство действует и в том случае, если колесо б (фиг. 4) въезжает в углубление, или колесо 21 наезжает на выступающее препятствие.
Таким образом, непрерывно сохраняется контакт всех колес с грунтом, причем в гидроцилиндре 1 (фиг. 2) по- 2О стоянно поддерживается повышенное давление., а усилие на его плунжере действует в направлении уменьшения крена корпуса транспортного средства.
Если же колесо 5 въезжает в углуб- 25 ление или наезжает на препятствие, то контакт всех колес с грунтом сохраняется только при определенном повороте балки 4 моста относительно корпуса 3 по стрелке Ж. Рабочая жидкость 30 из полости гидроцилиндра 2 через клапан 9 свободно перетекает в полость гидроцилиндра 1, и такому повороту балки 4 моста ничто не препятствует.
Таким образом, в наклоненном вле- 35 во положении корпус 3 опирается на два колеса 20 и 21 моста 12, жестко связанного с корпусом, и преимущественно на колесо 5, при этом при встрече колес с любыми препятствиями обес- 40 печивается постоянный контакт всех колес с грунтом.
При наклоне корпуса 3 вправо (фиг. 3) процесс блокирования совершенно аналогичен, но в данном случае блокируется гидроцилиндр 2, а полость гидроцилиндра 1 свободно соединяется с резервуаром 10 и через обратный клапан 9 — с полостью правого гидроцилиндра 2.
Изобретение не ограничивается описанным вариантом. Как показано на фиг. 5, механизм может быть. выполнен с одним цилиндром 22 двустороннего действия.
Положительный эффект данного изобретения заключается в повышении угла опрокидывания транспортных средств на 10-12О, что в свою очередь повышает безопасность их во;кдения. Помимо этого расширяют =я возможности использования обычных транспортных средств (равнинных ) для работы на склонах и косогорах, повышается безопасность движения по пересеченной местности и на поворотах дорог, в результате чего может быть повышена производительность.
Формула изобретения
1. Способ блокировки балансирного моста транспортного средства путем эапирания шарнирной связи балки моста .с корпусом транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повыаения поперечной устойчивости транспортного средства при его движении по пересеченной местности и сохранении опоры на все колеса, шарнирную связь балки мост с корпусом блокируют от поворота балки в направлении, противоположном крену корпуса, и сохраняют свободу поворота балки в направлении крена корпуса.
2. Устройство для осуществления способа по п. 1,содержащее по крайней мере один гидроцилиндр, установленны9 между балкой моста и корпусом транспортного средства, и запорный клапан, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что последний выполнен в виде соединенного с корпусом трехпозиционного золотника, соединяющего полости гидроцилиндра непосредственно при вертика,яьном положении корпуса и через параллельно установленные предохранительный и обратный клапаны противоположного действия — при наклоне корпуса.
3. Устройство по п. 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что связь запорного клапана с корпусом выполнена посредством датчика крана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Р 3587227, кл. 180-1, 1972.
753682 р ж 763
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Рауюская наб. . 4 5
Филиал ППП "Патент", г. Улпород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Сакович
P акто Н. Ахмедова Гехред А. Куликовская
Заказ 4823/ 3 Ти а!
Ко ректор М. Демчик
Подписное