Тормозная система колесного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено .0903;78 (21) 2588804/27-11 п1,753701 (511 М. Кл.з с присоединением заявки ¹â€”
60 13/14
В 60 IK 41/28
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано р7р880 Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 100880 (53) УДК 629.113 -59(088.8) (72) Авторы изобретения
В.В. Гуськов, E.À.Ðoìàí÷èê, А.N. Расколько, Н.B Богдан и Г.П. Грибко
Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель 541 ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторостроению, и касается раздельных тормозных систем сельскохозяйственных колесных тракторов.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является тормозная система колесного транспортного средства, содержащая источник давления, соединенный через редукционный клапан и раздельные тормозные краны с правым и левым тормозными контурами, каждый из которых подключен к золотниковому распределителю управления подачей давления в рабо- 15 чую полость муфты блокировки дифференциала ведущего моста (1) .
Недостатком такой системы являет- . ся то, что при выходе из строя одного контура (например, при поломке 20 трубопровода) тормозится одно колесо.
В результате такого торможения,возникает разворачивающий момент, вызывающий потерю устойчивости трактора при торможении, а следовательно, сни-25
>кается безопасность движения и эффек-. тивность торможения.
Цель изобретения — повышение эффективности торможения при отказе одного тормозного контура. 30
Цель достигается тем, что тормозная система снабжена энергоаккумулятором повышенного давления, подключенным к источнику давления, эолотниковый распределитель выполнен трехпоэиционным, причем в золотнике имеются каналы для соединения в первой позиции знергоаккумулятора с левым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, во второй — рабочей полости муфты блокировки со сливом, а в третьей — энерго аккумулятора с правым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, при этом торцовая полость образованная корпусом распределителя и одним торцом золотника, подключена через соответствующий тормозной кран к левому тормозному контуру, а торцовая полость, образованная корпусом распределителя и вторым торцом золотника, подключена через другой тормозной кран к правому тормозному контуру.
На чертеже изображена схема тормозной системы колесного транспортного средства.
Тормозная система содержит источник:: давления — насос 1, соединен- . ный через нормально открытый редук753701 цнонный клапан ? и обратные клапаны
3 и 4 с рабочими гидроаккумулятораии 5 и 6 и тормозными кранами 7 и 8 °
Насос 1 посредством обратного клапана 9 соединен с энергоаккумулятором
10 повышенного давления, а через нормально зак1>ыеый редукционный е<>еапан
11 — со сливом. Тормо"íûå краны 7 и 8, управляемые педалями 12 и 13 и имеющие связь со сливом, соединены соответственно магистралями 14 и 15 управления с тормозными цилиндрами
L6 и 17 соответственно левого и пра- . вого тормозных механизмов 18 и "..9 ведущих колес 20 и 21 трактора, а также трубопроводами 22 и 23 с -o>>цовыми полостями 24 и 25 золотникового распределителя 26, выполненного трехпозиционньем.
Магистраль 14 и тормозной цилиндр
16 образуют левый тормозной е<оеетур, а магистраль 15 и тормозной цилиндр 0
17 — правый тормозной контур, Ведущие колеса 20 и 21 кинематически связань: между собой посредством дифференциала 27, блокируемого муг>той
28 с рабочей полостью 29. 75
Золотник распределителя 26, удерживаемый в нейтральном поло>евгении пружинами 30 и 31, соединен посредством трубопровода 32 с энергоаккумулятором
10 повышенного давления а трубопрово-.
I дами 33,34 и. 35 соответственно с левыми и правыми тормозными цилиндрами
16 и 17 и рабочей полостью 29 муфты
28 блокировки дифференциала 27.
Тормозная система работает следующим образом.
При работе двигателя трактора насос 1 нагHBTBBT Iласло под давлен:IBM через нормально открытый редукционный клапан 2 и обратные клапаны 3 и 4 в гидроаккумуляторы 5 и 6. Одееовремен- 40 но масло, отжимая обратный клаr!a! I 9 „ поступает в энергоаккумулятор повьешенного давления. Редукционные клапаны
2 — 11 поддерживают определенное давление ь системе, своевременно соединяя насос 1 со сливом, а обратные клапаны 3,4 и 9 препятствуют выходу масла из гидроаккумуляторов 5 и 6 и эееергоаккуиулятора 10 на слив.
При отсутствии воздействия на"тормозные педали 12 и 13 тормозные краны
7 и 8 соединяют магистрали 14 и 15 управления со сливом, следовательно, тормозные цилиндры 16 и 17 отторможены. Золотник распрецелителя 26 под действием пружин 30 и 31 находится в нейтральном состоянии. При этом рабочая полость 29 муфты 28 блокировки дифференциала 27 соединена трубог..роводом 35 со сливом и дифференциал
27 разблокирован, и ведущие колеса 60
20 и 21 могут вращаться на поворстах с различной угловой скоростью.
Для совереееенич крутого поворота,, что необходимо трактору при обработке почвы и уходу за посевами, напри- 65 мер, вправо, водитель нажимает на правую педаль 13. В этом случае тормозной кран 8 соединяет магистраль
15 управления и трубопровод 23 с рабочим гидроаккумулятором 6. Масло под. давлением из гидроаккумулятора 6 поступает по трубопроводу 23 к гэлости 25 золотника распределителя 26 и в тормозной цилиндр 17, осуществляя посредством тормозного механизма 19 затормаживания правого ведущего колеса 21. Золотник распределителя 26 находится в нейтральном положении вследствие того, что левая полость
24 отсоединена тормозным краном 7 от слива. Поскольку масло практически нес>кимаемо, то золотник распределителя 26 не может сдвинуться влево и рабочая полость 29 муфты 28 по-прежнему соединена трубопроводом 35 со сливом. Таким образом, дифференциал
27 разблокирован и не препятствует повороту трактора вправо. Аналогично система работает гри затормаживании левого колеса.
При торможении на прямолинейном участке пути водитель одновременно нажимает на обе сблокированные педали 12 и 13. В этом случае тормозные краны 7 и 8 одновременно соединяют рабочие гидроаккумуляторы 5 и 6 посредством трубопроводов 22 и 23 и магистралей управления 14 и 15 соответственно с полостями 24 и 25 золотника распределителя и тормозными цилиндрами 16 и 17.
В результате воздействия масла, поступающего из гидроаккумуляторов
5 и 6, тормозные цилиндры 16 и 17 воздействуют на тормозные механизмы
18 и 19, вызывая затормаживание левого и правого ведущих колес 20 и 21 трактора. Вследствие того, что в обе полости 24 и 25 управления золотника распределителя 26 поступает масло под давлением, то он находится в нейтральном положении, т.е. рабочая полость 29 соединена со сливом, а дифференциал 27 по-прежнему ра блокирован.
В случае отказа в момент торможения одной из магистралей управления, например, разрыва магистрали 15 на участке от тормозного крана 8 до тормозного пи,пендра 17, падает давление масла в этой магистрали и в соединенном с ней трубопроводе 23. B результате золотник распределителя 26 под действием разности давлений масла в полостях 24 и 25 передвигается вправо и соединяет трубопровод 32 с трубопроводом
33 и 35. Поскольку трубопровод 32, в свою очередь, соединен с энергоаккумулятором 10, то масло под повышенным давлением поступает в левый тормозной цилиндр 16 и рабочую полость 29 муфты 28 блокировки. Дифференциал 27 блокируется, благодаря чему тормозной момент от действующего тормозно753701
ro механизма 18 передается равномерно на левое и правое ведущие колеса
20 и 21 трактора.
В результате повышенного давления масла, создаваемого знергоаккумулятором 10, в исправной магистрали 14 уп- 5 равления в момент отказа другой магистрали 15 тормозной момент механизма 18 превышает (например, в два раза) максимальный рабочий тормозной момент, который поровну распределяется между ведущими колесами 20 и 21.
Аналогично система работаеТ при отказе любой другой магистрали управления на участках от обратнЫх.клапанов 3 и 4 до полостей 24 и .25 золотника и тормозных цилиндров 1б..и 17.
Формула изобретения
Тормозная система колесного транс- портного средства, содержащая источник давления, соединенный через редукционный клапан и раздельные тормозные краны с правым и левым тормозными контурами, каждый из которых 25 подключен к золотниковому распределителю управления подачей давления в рабочую полость муфты блокировки дифференциала ведущего моста, о т л ич а ю щ а я-с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения при отказе одного тормозного контура, она снабжена знергоаккумулятором повышенного давления, подключенным к источнику давления, золотниковый распределитель выполнен трехпозиционным, гричем в золотнике имеются каналы для соединения в первой позиции энергоаккумулятора с левым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, во второй — рабочей полости муфты блокировки со сливом, а в третьей - знергоаккумулятора с правым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, при этом торцовая полость, образованная корпусом распределителя и одним торцом золотника, подключена через соответствующий тормозной кран к левому тормозному контуру, а торцовая полость, образованная корпусом распределителя и вторым торцом золотника, подключена через другой тормозной кран к правому тормозному контуру °
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ГША Р Зб403бО, кл. 192-4, 1972.
753701
f5
Z1
Составитель С. Макаров
Редактор Г.Бельская Техред A„ Куликовская Корректор Н.Григорук
ЩИTТВТ
3/13 Тираж 763 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4