Фрикционная предохранительная муфта гонского г.в.
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) ?54140 (61) Дополнительное к авт. свкд-ву (51)M. Кл. (22) Заявлено 18.07.78 (21) 2673679/25-27
F 16 0 7/02 с присоединением заявки РЙ
Гасударственный комитет (23) Приоритет ла делам изобретений и аткрытий
Опубликовано 07.08.80. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 07.08.80 (53) УДК 621.825. .5 (088.8) (72) Автор изобретения
Г. В. Гонский (7! ) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
ГОНСКОГО Г. В.
Изобретение относится к машиностроению, а точнее к предохранительным муфтам с обратнои связью и компенсатором износа и может быть использовано особенно для тех машин и механизмов, у которых в условиях эксплуатации при отсутствии возможности регулировки фрик5 диона муфты и износе фрикционных дисков необходимо обеспечить постоянство технической характеристики и высокую точность срабатывато
Известна фрикционнея предохранительная муфта с кулачковым отжимным устройством и постоянным предельным моментом при износе дисков. Муфта содержит две полумуфты, 15 соединенные фрикционными дисками, упорный и нажимной.стаканы, между которыми закреплены отжимные элементы, выполненные в виде двух обойм с радиальными пазами, в которых размещены бочкообразные ролики, установленные в сепараторе (11.
Известна также фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде связанных отжимными элементами корпуса и втулки с фрикционными дисками и подпружиненные к ним ведомые диски.
Отжимиые элементы выполнены в виде пэпарно установленных на ведущей полумуфтекрестовине шарикоподшипников, один из которых взаимодействует с кулачками втулкой, несущей фрикционные диски, а другой с кулачками диска, смонтированного на штоках пружин поджимающих фрикционные диски (2).
Однако наличие в этих муфтах отжимных элементов, содержащих ряд подвижных деталей, делает их громоздкими и сложными. Переменность сил трения в них влияет на стабильность технической характеристики муфт, на точность их срабатывания.
Цель изобретения — повьппение точности срабатывания и стабильности технической характеристики муфты независимо от износа фрикционных дисков при значительном упрощении ее конструкции.
Эта цель достигается тем, что во фрикционной предохранительной муфте, содержащей ведущую полумуфту в виде связанных отжимными элементами корпуса и втулки с фрик754140 ппанкой корпуса полумуфты с отжимпой втулкой .практически зависит от М„, ., что обеспечивает высокую точность срабатывания муфты и стабильность ее характеристики. Это соединение обеспечивает стабильную характеристику муфты и при износе поверхности трения фрикциона благодаря выбору планки определенной длины (расстояние между центрами шарниров Oi и О з > фиг. 4) > установочного
10 угла наклона планки и величины коэффициен та затяжки и.
Характеристикой обратной связи муфты является показатель 1 ьат
15 ll = ср
Зь
Q д5 ционными дисками и подпружиненные к ним ведомые диски, каждый отжимнои элемент выполнен в виде самоцентрирующейся планки, шарнирно закрепленной на корпусе и втулке ведущей полумуфты.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез I-I на фиг, 2; на фиг. 4 — схема расчетных параметров.
На ведущем валу 1 установлен корпус 2 ведущей:полумуфты. С помощью болтов 3, гаек 4, пружин 5 через нажимной диск 6 осуществляется регулировка затяжки фрикциона муфты На ведомом валу 7 с помощью шлицевого соединения установлены ведомые фрикционные диски 8. На двух шарикоподшипниках 9 центрируется втулка 10 веду1цей пэлумуфты, которая с помощью пальцев 11 и планки 12 шарнирно соединяется с корпусом
2 ведущей полумуфты. Диски 13 и 14 закреп- 20 лены при помощи шлидов во втулке 10. Фетровые уплотнения 15 защищают подшипники 9 от загрязнения. Шпонкой 16 соединены ведущий вал 1 и корпус 2 ведущей полумуфты. Сферический палец 17 обеспечивает центрирование планки 12 через палец 11 с корпусом 2 ведущей полумуфты.
При движении корпуса 2 через пальцы 11, планку 12 и пальцы 17 передается усилие R на втулку 10. Поскольку усилие R направлено под углом а к горизонтальной оси точки 0, то на втулку 10 и диски 13, 14 действует окружная сила F и отжимная сила S, которая стремится разжать фрикцион. Величина силы S определяется зависимостью $=1 (М ). кр
Муфта работает следующим образом.
Крутящий. момент с вала. 1 через шпонку 16, корпус 2 ведущей полумуфты, пальцы 11, планки 12, пальцы 17 и болты 3 передается на втулку 10 и диски 6, 13 и 14. В результате 40 трения между ведущими дисками 13, 14, втулкой 10 и ведомыми дисками 8, вызываемого затяжкой фрикциона болтами 3, пружинами 5 и гайками 4, крутящий момент от ведомых дисков 8 передается через шлицевое соединение 45 ведомому валу 7.
Усилие сжатия фрикционных дисков являет-. ся величиной переменной и зависит от передаваемого муфтой крутящего момента. При М =0 кр усилие сжатия фрикциона будет равно усилию затяжки фрикционных дисковЦ . Таким об разом; с ростом крутящего момента в муфте ,уменьшается усилие сжатия фрикциона и следовательно, передаваемый муфтой момент при55 нудительно уменьшается, пока не срабатывает муфта.
Величина разжимного усилия фрикционных дисков при жестком шарнирном соединении где n ) 1;
0д — усилие затяжки фрикциона;
О „— усилие затяжки фрикциона, соответствующее: моменту, при котором должна срабатывать муфта (М, ) .
В результате износа дисков до предельно допустимой величины о усилие предварительной затяжки фрикциона будет уменьшаться на величину Ь 0 >S A 2, где х — жесткость пружины фрикциона; Z — число пружин.
Для обеспечения постоянства технической характеристики муфты отжимное усилие S (фиг. 4) должно пропорционально уменьшаться на величину Ь О, т. е. Ь S = Ь О.
Используя равенство отношений
Я дб г определяем .горизонтальную проекцию планки где S = (0»„— О,) — сила отжатия шлицевой втулки;
Ь S — уменьшение силы отжатия шлицевой втулки в результате износа фрикционных дисков; о — величина износа дисков.
Из фиг. 4 определяем установочный угол наклона планки а и длину ее B. е„
1 о = — 8=
Co5 rx
Таким образом, при износе фрикционных дисков планка .поворачивается относительно оси
01 на угол (а+ Ь а), при этом величина отжимной силы S уменьшается на Ь S, а окружная сила Р, соответствующая моменту срабатывания муфты, остается неизменной и обеспечивается. равенство Ь S = Ь Ц.
Уменьшение величины затяжки фрикциона при износе дисков трения практически не оказывает влияния на точность срабатывания и стабильность технической характеристики муфты
754140 потому, что коэффициент затяжки фрикциона выбирается достаточно большим, порядка n =
1,5-1,8. Уменьшение:ro величины в пределах
Ь n = 0,02 — 0,1 в муфтах с обратной силовой связью практически не ощутимо. 5 к пнм ведомые диски, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности срабатывания, каждый отжнмной элемент выполнен в виде самоцентрирующейся.планки, шарнирно закрепленной на корпусе и втулке ведущей полумуфты .
Формула изобретения
Фрикционная предохранительная- муфта, со-. держащая ведущую полумуфту в виде связанных отжимными элементами корпуса и втулки с фрикционными дисками и подпружиненные. Источш ки информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР М 193857, кл. F 16 0 7/02, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР й. 290138, кл. F 16 D 13/52, 1967 (прототип).
754140
В 6 0<ц8нц
Составитель О. Логинова
Техред M .Ïåòêî Корректор В. Синицкая.
Редактор Т. Портная
Заказ 5041/8
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4
Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5