Устройство для возбуждения синхронного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцмалкстнческмх
Республик (и 758445 (6I ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 02,06.78 (21) 2621451/24 — 07 (51)M. Кл.
Н 02 P 1/50
Н 02 P 9/14 с присоединением заявкн,%
Ь удврстваииый камитет
СССР (28) П риоритет (53 ) УД К62:83:621. .3 13.3 23.013.8 (088.8) йв йаяааг изебратеиий и вткрмгий
Опубликовано 23 08 80 Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 23.08.80 (72) Автори
- изобретения
С. А. Безверхий, Е. Я. Блинкин и В. С. Стратиенко (71) Заявитель
Винницкий политехнический институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО
ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для возбуждения синхронных двигателей общепромышленного применения.
Известно устройство длл возбуждения
5 синхронного двигателя, выполненное на многофазном выпрямителе с нулевой точкой. Защитная цепь также выполнена на тирнсторе, г1о шунтирует один из вентилей выпрямителя@
Недостаток этого устройства состоит в том, 1О что ток в;процессе пуска неснмметричен, это ухудшает пусковые характеристики. Кроме того, схема не позволяет ввести резистор в цепь обмотки возбуждения, что требуется для получения огпимальньгх пусковых харак15 теристик.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для возбуждения синхронного двигателя, которое содержит выпрямитель, включенный на обмотку возбуждения синхронного двигателя, а также включенные последовательно с обмоткой возбухсцення двигателя и соединенные между собой параллельно катушку индуктивности,н резистор. На выходные зажимы выпрямителя включена защитная цепь, состоящая из.тирнстора, в управляющий контур которого включен стабилитрон. Кроме того, для согласования напряжения возбуждения с напряженнем сети требуется трансформатор. При наличии трехобмоточного трансформатора выпрямитель может быть выполнен по схеме включения трансформатора со средней точкой PP)
Это устройство также не обеспечивает симметрию токов, а наличие дополнительной индуктивности усложняет его.
Целью изобретения является упрощение конструкции и улучшение пусковых характеристик двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для возбуждения синхронного двигателя, содержащем разрядный резистор, защит.ную цепь на тиристоре, в управляющую цепь которого включен стабилитрон, соединенный с анодом тиристора, ссгласующий трехобмоточный трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью, две вторичные обмотки соединены последовательно, и к их общей
Устройство для возбуждения синхронного двигателя, содержащее разрядный резистор, защитную цепь на тиристоре, в управляющую
35 цепь которого включен стабилитрон, соединенный с анодом тиристора, согласующий трехобмоточный трансформатор, первичная обмотка которого соединена с сетью, две вторичные обмотки соединены последовательно,-и к их
40 общей точке подключен вывод обмотки возбуждения, второй выход которой соединен с катодной группой вентилей выпрямителя, аноды которых подсоединены к свободным выр- водам вторичных обмоток трансформатора, 45 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения и улучшения пусковых характеристик двигателя, разрядный резистор подсоединен параллельно к первичной обмотке трансформатора через введенный в устройство ключ, а тиристор защитной цепи подсоединен встречно тиристору выпрямителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР И 185391, кл. Н 02 Р 9/14, 1966.
2. Авторское свидетыьство СССР И 299933, кл. Н 02 P 9/14, 1968.
3 7584 точке подключен вывод обмотки возбуждения, причем второй вывод соединен с катодной группой вентилей выпрямителя, аноды которых подсоединены к свободным выводам вторичных обмоток трансформатора, разрядный резистор подсоединен параллельно к первичной обмотке трансформатора через введенный в устройство ключ, а защитная цепь на тиристоре подсоединена встречно тиристору выпрямителя.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена схема устройства для возбуждения синхронного двигателя.
Устройство содержит трансформатор 1, к . двум вторичным обмоткам которого подключена через выпрямитель, состоящий из тиристора 2 и вентиля 3, обмотка возбуждения 4 по однофазной схеме выпрямления с нулевой точкой. К зажимам первичной обмотки трансформатора 1 подключен резистор 5 через рубильник 6. Защитная цепь, состоящая из тиристора 7, в управляющий контур которого включен стабилитрон 8, включена, встречнопараллельно тиристору 2.
Устройство работает следующим образом.
При асинхронном пуске в обмотке возбуждения 4 вращающимся магнитным полем статора индуктируется переменное напряжение,.величина и частота которого уменьшается с увеличением скорости в процессе пуска двигателя.
Под действием этого напряжения в обмотке возбуждения 4 протекает переменный ток.
В один из полупериодов ток замыкается через вентиль 3 и вторичную обмотку трансформатора 1, в следующий полупериод полярность напряжения противоположная, и ток замыкается через тиристор 7 защитной цепи и другую вторичную обмотку трансформатора. Тиристор 7 открывается при срабатывании стабилитрона 8 под действием нарастающего синусо дального. напряжения на обмотке возбуждения.
Тиристор 2 в режиме пуска закрыт, рубильник 6 — замкнут, Ток, протекающий в обоих полупериодах в обмотке возбуждения, трансфо мируется в первичную цепь трансформатора и протекает по резистору 5 и первичной обмо ке трансформатора.
Таким образом, сопротивление цепи возбуждения в данной схеме определяется с учетом вносимого" сопротивления из первичной цепи трансформатора во вторичную, т.е. резистор 5 вынесен в устройстве на первичные зажимы трансформатора.
В конце пуска рубильник 6 размыкается, тиристор 7 закрывается, так как напряжение становится меньше пробивного напряжения
45 4 стабили1рона 8. На зажимы первичной обмотки .подается переменное напряжение от сети, тиристор закрывается, обмотка возбуждения 4 . питается от выпрямителя, двигатель втягивается В синхронизм.
При пуске синхронного двигателя требуется обеспечить определенную величину двух моментов: пускового и входного. При одинаковом количестве витков вторичных обмоток тран10 сформатора полностью симметричный ток имеет место только в начале пуска. В конце пуска пробивное напряжение стабилитрона сравнимо по величине с напряжением на обмотке возбуждения, что вызывает несимметрию тока
15 в обмотке возбуждения и появление тормозных моментов. При различном количестве витков вторичных обмоток можно добиться максимальной симметрии тока при других скольжениях, например при ско. ьжениях, соот20 ветствующих входному моменту.
Таким образом, устройство позволяет под бором соответствующего количества витков вторичных обмоток трансформатора (количество их витков может быть равным или нерав25 ным) изменять в некоторых пределах величины пускового и входного моментов, улучшая этим самым пусковые свойства двигателя.
Формула изобретения
758445
Корректор А. Гриценко
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектнаи, 4
Редактор В. Фельдман
Заказ 5649/47
Составитель В. Тарасов
Техред Ж. Кастелевич тираж 783 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раутпскаи иаб., д. 4/5