Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ («) 763159 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 10. 07. 78 {21) 2642414/27-11 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет—
Опубликовано 150980, Бюллетень ¹ 3 4
Дата опубликования описания 17.09.80 (51) м. кл.з
В 60 Н 3/04
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 113. .06.628.83 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. С. Майсоценко, A. Б. Цимерман, М. Г. и И. N. Печерская
Одесский инженерно-строительный институт (71) Заявитель (54 ) КОНДИЦИОНЕР ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ИСПАРИТЕЛЬНОГО
ОХЛЮ(ДЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для кондиционирования воздуха в транспортных средствах.
Известны кондиционеры для транспортных средств, содержащие воздушную щелевую испарительную насадку с воздушными и водяными каналами, отделенными друг от друга стенками из микропористых пластин, при этом нижняя часть насадки погружена в поддон с жидкостью (1)
Недостатком данного кондиционера является невысокая эффективность охлаждения воздуха.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, поддон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлажпения поступающей в теплообменник жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха иэ внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры (2
B этом компрессоре элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде форсунок.
Однако эффективность охлаждения в этом компрессоре также недостаточна, так как пределом охлаждения воздуха в этом случае является температура мокрого термометра вспомогательного потока воздуха в поддоне.
10 кроме того, известный кондиционер конструктивно сложен и содержит дублирующиеся узлы (два насоса, две емкости).
Цель изобретения — повышение сте15 пени эффективности охлаждения и компактности устройства.
Цель достигается тем, что в предлагаемом кондиционере элементы для дополнительного охлаждения выполне20 ны в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а
25 со стороны одной иэ поверхностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки„ при этом камера и поддон выполнены за одно це30 лое.
76 3159
Насадка выполнена в виде блока из капиллярно-пористого материала.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема кондиционера, на фиг. 2 раэреэ A-A на фиг. 1.
Кондиционер состоит из двух ступеней охлаждения воздуха: первая ступень - охлаждение воздуха в теплообменнике 1, вторая ступень — охлаждение его в насадке 2, которая выполнена в виде блока иэ капиллярно-пористого материала.
Перед теплообменником установлен вентилятор 3, приводимый so вращение электродвигателем 4 ° Для циркуляции воды в теплообменнике соосно с электродвигателем установлен водяной насос 5, подающий воду по трубопроводам 6 и 7 из камеры 8 н резервуар 9 с жидкостью. Теплообмен-ник 1 установлен н поддоне 10, который выполнен за одно целое с камерой
8. К теплообменнику примыкает канал
11 для подачи воздуха иэ внешней среды, при этом канал выполнен планно сужающимся в направлении к входному отверстию 12 воздушной полости
13 камеры 8. Внутри камеры размещены элементы для дополнительного охлаждения воздуха. Они выполнены в виде теплообменной перегородки 14, расположенной вертикально и закрепленной на стенке 15 камеры, противолежащей стенке 16, относительно которой перегородка расположена с зазором, Перегородка разделяет камеру на две сообщающиеся полости 17 и 18.
В камере предусмотрено окно 19, в .котором установлен каплеуловитель 20, а н поддоне выполнен проем 21. .При работе кондиционера вентилятор 3 прогоняет общий поток воздуха через теплообменник 1. При этом общий поток воздуха L „ охлаждается, и одна его часть — основной поток L < направляется в теплообменник, т.е. во вторую ступень, а другая часть — вспомогательный поток L через канал 11 направляется в воздушную полость 13 камеры 8.
В связи с выполнением канала 11 сужающимся к входному отверстию 12 ! полости 13 скорость потока увеличивается, и в зазор, образованный между упомянутыми каналом и входным отверстием, подсасывается наружный воздух, увеличиная тем самым массу вспомогательного потока. Этот поток поступает в полость 17. Затем этот поток воздуха, обогнув перегородку 14, поступает в полость 18 камеры, где он движется в противоположном своему движению в полости 17 направлении. В полости 17 навстречу движению воздушного потока по перегородке стекает пленка 22 жидкости - воды из резервуара 9.
При контакте потока воздуха и воды в результате испарительно эффекта воТепло из полости 17 передается через перегородку 14 пленке 22 воды, способствуя дополнительному ее испарению. После этого в полость 18 поступает поток воздуха с более низкой температурой. Это, в свою очередь, влечет к еще большему снижению температуры перегородки 14, что вызывает дополнительное охлаждение потока воздуха в полости 17. Следовательно, температура потока воздуха будет опять понижаться после огибания перегородки и попадания н полость
18. Теоретически процесс охлаждения будет продолжаться до тех пор, пока его движущая сила не станет равной нулю. В данном случае движущей силой процесса испарительного охлаждения является психометрическая разность -температур потока воздуха после поворота его относительно перегородки и вступающего н контакт с пленкой воды в полости 18. Так как поток воздуха предварительно охлаждается в полости 17 при неизменном нлагосодержании, то психрометрическая разность температур потока воздуха в полости 18 стремится к нулю при приближении к точке росы. Следовательно, пределом охлаждения воды здесь является температура точки росы наружного воздуха. Тепло от воды поступает в поток воздуха н полости 18, при этом воздух нагревается,унлажняется и через окно 19 и каплеулонитель 20 выбрасывается н атмосферу.
Таким образом, в камере 8 организовано протиноточное движение обменивающихся теплом сред, а разделяющая теплообменная перегородка позволяет косвенным путем предварительно охладить подаваемый для охлаждения воды поток воздуха за счет процесса испарения воды, Охлажденная вода по перегородке стекат в низ камеры, а так как последняя выполнена за одно целое с поддоном, то оттуда насосом подается в теплообменник 1, а также расходуется на смачивание насадки за счет внутрикапиллярных сил.
Таким образом, основной поток воз.духа.L .„,, предварительно охладившись беэ изменения влагосодержания в теплообменнике 1, поступает на дальнейшее охлаждение в насадку 2. Здесь эа счет тепло- и массообменна между смо40 ченной поверхностью насадки и основным потоком воздуха последний увлажняется и охлаждается, не меняя своего теплосодержания. Далее основной поток воздуха через проем в поддоне
65 10 направляется к потребителю.
59 да охлаждается, охлаждая при этом и перегородку. Поступающий в полость
17 камеры поток воздуха, обтекая перегородку, также охлаждается, но беэ изменения нлагосодержания. формула изобретения
1. Кондиционер двухступенчатого испарительного охлаждения для транспортного средства, содержащий теплообменник, подцон с жидкостью, в который погружена насадка, камеру для охлаждения поступающей в теплообмениик жидкости с элементами для дополнительного охлаждения жидкости и канал для подачи в камеру воздуха из внешней среды, выполненный сужающимся по направлению к входному отверстию камеры, о т л и ч а ю щ и и с я . тем, что, с целью повышения степени эффективности охлаждения и компактности компрессора, элементы для дополнительного охлаждения воздуха выполнены в виде теплообменной перегородки, расположенной вертикально и закрепленной на одной из стенок камеры с образованием зазора между нею и противолежащей ей стенкой камеры, а со стороны одной из поверх ностей перегородки установлен резервуар с жидкостью, стекающей по упомянутой поверхности перегородки, при этом камера и поддон выполнены sa одно целое.
2. Кондиционер по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что насадка . выполнена в виде блока из капиллярно-пористого материала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. авторское свидетельство СССР
М 484100, кл. В 60 Н 3/04, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
9 496200, кл, В 60 Н 3/04, 1974 (прототип).
763159
tz
Составитель Г. Петрова
P акто Л, Батанова Тек А. епанская Ко екто е. Макаренко
Заказ 20
Тираж 3 Подписное
ВНИИПИ ГосударственногО комитета СССР по делам изобретений .и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра акая наб. д. 4 5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,