Устройство для подъема и крепления запасного колеса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

петен . иО ч a,п-г-чююрел ол<Ф Фетб в M Ь A

ОПИСАНИ Е

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскнх

Социалистических

Республик (») 763173

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.08.78 (21) 2660985/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

В 62 D 43/02

Государственный комитет

СССР

Опубликовано 15.09.80. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 25.09.80 (53) УДК 629.113. .012.38 (088.8) ао делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. М. Волошинов, В. И. Мосин, В. Л. Рудик и Г. В. Цейко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И КРЕПЛЕНИЯ

ЗАПАСНОГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается вспомогательного оборудования транспортных средств, а именно к устройствам для установки запасного колеса.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для подъема и крепления запасного колеса транспортного средства, содержащее неподвижный кронштейн, жестко закрепленный на основании кузова, поворотный кронштейн с опорной площадкой для запасного колеса, соединенный посредством шарнира снеподвижным кронштейном, торсион, связанный с неподвижним и поворотным кронштейнами, элементы фиксации поворотного кронштейна на основании кузова и элементы фиксации запасного колеса на поворотном кронштейне в виде крепежной и зажимной деталей (1).

В указанном устройстве поворотный кронштейн шарнирно соединен с неподвижным через переходное звено и муфту, через, которую осуществляется закрутка торсиона, при этом фиксация муфты относительно неподвижного кронштейна производится посредством крепежного элемента вручную.

Недостатком известного устройства является повышенная опасность при обслуживании, так как при соприкосновении запасного колеса с грунтом муфту, повернувшуюся на соответствующий угол и произведшую закрутку торсиона, необходимо обязательно зафиксировать крепежным элементом, а при подъеме запасного колеса — расфиксиро° вать ее, что в случае забывчивости обслуживающего приводит к несчастным случаям.

Кроме того, фиксация муфты и ее расфик10 сация вызывают необходимость в дополнительных операциях.

Целью изобретения является повышение удобства и безопасности обслуживания при одновременном снижении его трудоемкости.

Эта цель достигается тем, что шарнир, соединяющий поворотный кронштейн с неподвижным, смещен по вертикали относительно упомянутой опорной площадки, торсион установлен в обойме, относительно которой его концы закреплены жестко, а. средm няя его часть расположена с возможностью поворота и соединена с неподвижным кронштейном через шарнирно связанные между собой рычаг и тягу, закрепленную на неподвижном кронштейне над указанным шарниром, 763173

5 о

Формула изобретения при этом поворотный кронштейн снабжен направляющей, в которой с возможностью возвратно-поступательного перемещения расположена упомянутая зажимная деталь, а обойма торсиона установлена подвижно относительно поворотного кронштейна для взаимодействия с зажимной деталью.

Кроме того, для регулирования угла закрутки торсиона тяга выполнена регулируемой по длине.

На фиг. 1 изображено устройство для крепления запасного колеса, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 4 — вид В на фиг. 3; на фиг. 5 — вид Г на фиг. 2 (на обойму торсиона); на фиг. 6 — вид спереди на обойму торсиона.

На основании 1 кузова транспортного средства жестко закреплен неподвижный кронштейн 2, с которым при помощи шарнира 3 соединен поворотный кронштейн, состоящий из двух пар проушин 4, опорной площадки 5 для запасного колеса 6 и направляющей 7, прикрепленной снизу к опорной площадке 5. Шарнир 3 смещен по вертикали, например, вниз, относительно опорной площадки 5. В проушинах 4 поворотного кронштейна с возможностью поворота размещена обойма 8, в которой установлен торсион 9. Концы торсиона 9 закреплены жестко относительно обоймы 8, а средняя его часть расположена во втулках 10, которые имеют возможность поворота относительно обоймы 8, и связана рычагом 11, шарнирно соединенным регулируемой по длине тягой 12, с неподвижным кронштейном 13 (фиг. 3). При этом тяга 12 закреплена на неподвижном кронштейне над шарниром 3.

Поводок 14 обоймы 8 размещен в пазу 15, ограниченном пальцем 16. Зажимная деталь выполнена в виде гайки 17, установленной с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направляющей 7 поворотного кронштейна для взаимодействия с болтом18 при фиксации запасного колеса 6 на поворотном кронштейне. Последний имеет элементы 19 фиксации его на основании 1 кузова.

Для снятия запасного колеса 6 расфиксируют элементы 19, разъединяют поворотный кронштейн с основанием 1 кузова и поворачивают поворотный кронштейн относительно шарнира 3 до упора в грунт (штрихпунктирное изображение на фиг. 1) . При опускании поводок 14 обоймы 8 торсиона 9 прижат к пальцу 16, который предотвращает проворот обоймы, а регулируемая по длине тяга 12 поворачивает рычаг 11, закручивающий при этом среднюю часть торсиона 9, поворачивая ее совместно со втулками 10 относительно обоймы 8. Усилие, возникаюЗ5

46

so

SS щее при закрутке торсиона 9, предотвращает резкое падение поворотного кронштейна с запасным колесом 6.

Затем выворачивают болт 18 из гайки 17, которая перемещается вниз в направляющей 7. Поводок 14 освобождается и дает возможность повернуться обойме 8 в проушинах 4 поворотного кронштейна, раскрутив при этом торсион 9, так как рычаг 11 остается в этот момент неподвижным. После этого снимают запасное колесо 6.

Для установки запасное колесо 6 укладывают на опорную площадку 5, устанавливают нажимную планку и вворачивают болт

18 на поворотном кронштейне. При этом гайка 17, перемещаясь по направляющей 7 вверх, тянет за собой поводок 14, поворачивая обойму 8 и закручивая концы торсиона 9, средняя часть которого за счет рычага 11 остается неподвижной. Затем поднимают поворотный кронштейн с запасным колесом 6 вверх, при этом усилие закрутки концов торсиона 9 облегчает подъем поворотного кронштейна, и фиксируют его на основании 1 кузова элементами 19 фиксации.

Для регулирования усилия закрутки торсиона 9 производится регулировка длины тяги 12.

1. Устройство для подъема и крепления запасного колеса транспортного средства, содержащее неподвижный кронштейн, жестко закрепленный на основании кузова, поворотный кронштейн с опорной площадкой для запасного колеса, соединенный посредством шарнира с неподвижным кронштейном, торсион, связаннный с неподвижным и поворотным кронштейнами, элементы фиксации поворотного кронштейна на основании кузова и элементы фиксации запасного колеса на поворотном кронштейне в виде крепежной и зажимной деталей, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства и безопасности обслуживания при одновременном снижении его трудоемкости, шарнир, соединяющий поворотный кронштейн с неподвижным, смещен по вертикали относительно упомянутой опорной площадки, торсион установлен в обойме, относительно которой его концы закреплены жестко, а средняя его часть расположена с возможностью поворота и соединена с неподвижным кронштейном через шарнирно связанные между собой рычаг и тягу, закрепленную на неподвижном кронштейне над указанным шарниром, при этом поворотный кронштейн снабжен направляющей, в которой с возможностью возвратно-поступательного перемещения расположена упо5 мянутая зажимная деталь, а обойма то на установлена попа ротного кронштейна для движно относительно повозаж имнои деталью. а для взаимодействия с

2. Устройство по- п. 2, отли тем, что, с целью ег ли ю регулирования угла закрут763173 ь ки торсиона, тяга выполнен по длине.

ыполнена регулируемой

И сточники информации, принятые во внимание ание при экспертизе вторское свидетельство СССР

421558, кл.В 62 D 43/02 1970 тип) .

) (протоСоставитель Л. Смольская

Редактор Г. Мозжечкова Техред К.Шуфриц Корректор М. Вигула

3; каз 6210/16 Тираж 730 Подписное

ЦНИИПИ Г=:уг арственного комитета СССР во делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4