Профилактическое средство для борьбы с пылеобразованием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е (763438

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.11.77 (21) 2540711/23 — 26 (51)M. Кд.

С 09 К 3/22

Е 21 F 5/18 с присоединением заявки РЙ

Гееударетавныб квинтет

СССР (23) Приоритет ао аелаы кзааретенкй я открытий

Опубликовано 15.09 80. Бюллетень J% 34

Дата опубликования описания 15.09.80 (53) УД К 62-784.4:

:622,2 (088.8) М. И. Рудник, Е. А. Лушников, К. В. Лютаревич, Г. П, Галигузова, В. И. Тищенко, А. И. Поветкин, Я. С. Уланен, P. А. Суурмаа, К. Э. Кийс, А. И. Дремин, М. 3. Валитов, В. А. Пономарев и Б. И. Шуликов (72) Авторы изобретения

Курский политехнический институт, Сланцехимический завод "Кивиыли" и Михайловский горнообогатительный комбинат (71) Заявители (54) ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БОРЬБЫ

С ПЫЛЕОБРАЗОВАНИЕМ

Изобретение относится к препаратам и составам, применяемым в горнодобывающей промышленности, промышленности стройматериалов и промышленном транспорте для сокращения потерь сыпучих материалов (например, алгоруды, железорудного концентрата, окатышей, угля, строительных материалов) при перевозках железнодорожным транспортом, при хранении на открытых складах и для пылеподавления.

Известны различные вещества, препараты и средства, которые используются для предупреждены» вьщувания и истечения мелких фракций сыпучих материалов (например, алгоруды и железорудного концентрата) через неплотности

15 в днищах вагонов и при хранении на открытых складах tlj.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является профилактическое средство Универсин — 1 12) для борьбы с пылеобразованием и выдуванием при перевозках сыпучих материалов, включающее крекинг-остаток, дистиллятную фракцию сернистых нефтей с интервалом кипения 270 — 410 С при следующем соотношении компонентов, вес.%: крекинг-остаток

40 — 60, дистиллятная фракция сернистых нефтей с интервалом кипения 270 — 410 С 40 — 60;

Однако Универсин — У обладает низкой смачивающей способностью, образование. корки на сыпучем материале происходит эа счет его клеящих свойств в течение длительного времени (через два и более часов). Образующаяся пленка (корка) водопроницаемая и не обладает достаточной ветроустойчивостью и прочностью, что не позволяет предотвратить просыпи материала через щели в железнодорожных полувагонах. f

Целью изобретения является пылеподавление, сокращение потерь от выдувания и просыпей при перевозках руды в глуходонных вагонах и полувагонах, увеличение ветроустойчнвости и сокращение времени образования пленки при одновременном удешевлении продукта. Поставленная цель достигается тем, что профилактическое средство для борьбы с пылеобразовани763438 ем, а также просыпанием через щели полувагонов и выдуванием лри перевозках сыпучих материалов содержит сланцевую смолу, кукерсоль и уротропин при следующем соотношении компонентов, вес.%:

Сланцевая смола 89-94

Кукерсоль 6-10

Уро тропин Остальное

Состав средней генераторной сланцевой смолы, %:

Парафины, олефины, нафтены 10,0

Ароматические углеводороды 23,4

Нейтральные кислородные соединения

Фен олы в том числе одноатомные двухатомные нейтральные масла

Карбоновые кислоты

Азотистые соединения (основания) 0,2

Асфальтены 10,0

Кукерсоль — это продукт конденсации средней генераторной сланцевой смолы с форма35,0

20,2

44,2

51,2

4,0

0,4

Компонент

Сланцевая смола

Кукерсоль

Уротропин

87,0

5,0

0,009

Таблица 2

Показатель инверсии-У

03 10

0,3

0,3

0,3

5,3 10-15

5,2

5,0

4,0

2,0

2,0

120 и более

1,0

3,0

20,0

27,2

43,5

43,5

43,5

35,0

100,0 62,5

90,0

50,0 80,0 . 85,0 90,0 90,0 Щели не герметизирует

Стоимость обработки

1 м, коп.

0,6 0,8

1,6 .2,0

1,2

2,3, Расход препарата на 1 м, л

Толщина образуемой корки, мм

Время образования корок, мин

Ветроустойчивость корок, м/с

Сокращение потерь от выдувания при перевозках в глуходонных вагонах, %

Сокращение потерь руды от просыпей через щели в полувагонах при перевозKRX, % ликом в присутствии щелочного катализатора с последующим растворением в органических растворителях: уайт-спирите, тяжелых углеводородах и сланцевом сольвенте. Примерный элементарный состав кукерсоля, %: С 83,0, Н 9,9 О 6,6 N 0)2, $0,3.

Для получения пылеподавляющего средства исходные компоненты смешивают в соотношениях, приведенных в табл. 1.

10 Данные о технико-экономической эффективности предлагаемого средства при различном содержании составляющих компонентов и прототипа Универсин — У" при перевозках руд приведены в. табл. 2.

15 Предлагаемое профилактическое средство позволяет значительно сократить потери сыпучих материалов (в частности, аглоруд, железорудных кон,центратов) при транспортировке в полувагонах, отвечающих требованиям "Правил перевозки груэп . зов МПС СССР", и при хранении в открытых складах, предотвратить пылеобразование и уменьшить количество выделяемых полувагонов для перевозки материалов с одновременным сокращением расхода препарата.

Таблица 1

89,0 92,0 94,0 95,0

6,0 .8,,0 10,0 11,0

0,01 0,10 0,20 0,21

Оптимальный состав препарата

76343

89 — 94

6 — 10

Остальное

Составитель I . Сальникова

Техред Ж. Кастелевич

Корректор Г. Назарова

Редактор Е. Хорнна

Заказ 6229/24

Тираж 725 Поясно е

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Формула изобретения

Профилактическое средство для борьбы с пылеобразованием и вьщуванием при перевоз. ках сыпучих материалов и на открытых складах, отличающееся тем,что,с целью сокращения потерь от выдувания и просыпей при перевозках руды в глуходоиных вагонах и полувагонах, увеличения ветроустойчивости и сокращения времени образования покрытия с одновременным удешевлением продукта, оно содержит сланцевую смолу, ку8 6 керсоль и уротропин при следующем соотношении компонентов, вес.%:

Сланцевая смола

Кукерсоль .

Уротропнн

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бешкето В. К. Перевозка без потерь. М., "Знание", серия транспорт, 1975, 1, с. 34 — 37. .

2. Авторское свидетельство СССР У 519468, кл. С (8 К 3/22, 30.06.76 (прототип).