Способ обеспечения требуемого натяга в подшипнике качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<1>763622

+ г г (61) Дополнительное к авт. саид-ву (51) М. Кл.3

16 С 43/00//

G 01 В 5/14 (22) Заявлено 040176 {21)2311717/25-28 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 150980 Бюллетень ¹ 34

Дата опубликования описания 25. 09. 80 (53) УДК 531. .717(088.8) (72) Авторы изобретения

И.Х.Бурда, Г.П.Дубосарский, А.Я.Кац и Е.И.Цуканов

Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов "УкрНИИСИП" (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО НАТЯГА

В ПОДШИПНИКЕ КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к способам определения монтажных характеристик в подшипниках качения.

Известен способ измерения мон- тажного радиального зазора, при котором одно кольцо подшипника закрепляют неподвижно, а к другому прикладывают радиальную нагрузку, изменяют направление нагрузки и измеряют смещение свободного кольца, а также тела качения, расположенного на линии действия нагрузки (1 .

О величине зазора судят по разности удвоенного смещения тела ка- 15 чения и смещения свободного кольца подшипника.

Недостатком этого способа является недостаточно высокая точность определения требуемого натяга. 20

Наиболее близким по своей технической сущности к данному способу является способ обеспечения требуемого натяга в подшипнике качения с ;оническим отверстием внутреннего кольца при установке его на коническую шейку вала, заключающийся

s том, что вал располагают горизонтально, насаживают на коническую шейку вала подшипник без наружного кольца, измеряют сверху радиальные перемещения подшипника без наружного кольца и по результатам измерения определяют натяг (зазор) в подшипнике (21 .

Однако и этот известный способ не отличается высокой объективностью определения натяга (заэора) в подшипнике, так как не учитывает отклонения геометрии колец до монтажа и после него, погрешность измерительных приборов иэ-эа больших монтажных усилий..

Целью настоящего изобретения является повышение точности обеспечения натяга (зазора).

Цель достигается тем, что на коническую шейку вала насаживают собранный подшипник, радиальные перемещения собранного подшипника измеряют сверху и снизу, измеряют осевые перемещения внутреннего кольца подшипника, находят зависимость натяга (зазора) в подшипнике от осевых перемещений внутреннего кольца и радиальных перемещений подшипника, снимают подшипник с ко, нической шейки вала, насаживают его вновь на коническую шейку, измеряют осевые перемещения внутреннего

763622 кольца подшипника и по результатам измерения и найденной зависимости устанавливают требуемый натяг (зазор) в подшипнике.

На чертеже изображена схема взаимного расположения измерителей линейным перемещений и контролируемого подшипника.

Процесс обеспечения требуемого натяга (зазора)в подшипнике по описываемому способу заключается в следующем.

Вал располагают горизонтально и насаживают на коническую шейку вала 1 подшипник. К торцу внутреннего кольца 2 подшипника и по середине образующей наружного кольца

3 сверху и снизу подводят измерители линейных перемещений, соответственно 4, 5, 6, и устанавливают их на нуль. С помощью гайки 7 начинают насаживать (перемещать по оси вала) подшипник и регистировать величину осевого перемещения внутреннего кольца подшипника So, и величину радиального перемещения подшипника S В том случае, если нужно определить только заданный зазор, насаживание и регистрацию перемещений ведут только до момента остановки радиальных перемещений.

Полученные данные S è S „ и величину заданного зазора вводят в формулу и расчетным путем определяют

So величину, на которую нужно переместить подшипник для того, чтобы получить заданный зазор Н.

5 „-Н

Оэ О» 5 р» где So, — величина осевого перемещения вунтреннего кольца подшипника, соответствующего моменту остановки радиальных перемещений; Sp» — величина радиальных перемещенйй подшипника до его остановки; Н вЂ” величина заданного зазооа.

Далее, подшипник, насаженный на коническую шейку вала до величины

So„ демонтируется и заново насаживается до расчетной величины, соответствующей зазору Н.

При определении натяга после остановки радиальных перемещений осевоо насаживание подшипника продолжают. После возникновения радиальных деформаций наружного кольца продолжают насаживание подшипника до величины радиальных деформаций, соответствующих заданному натягу аН. С помощью измерителя линейных перемещений фиксируют величину величину осевых перемещений (нуль насаживания) подшипника до получе;ния заданного натяга 5, величину,ющий изменения жесткости при воз1О

Формула изобретения ео,30

3S

55 которого расчитывают по следующей зависимости: дН

ОН= Ог g 5О» р» где д Н вЂ” величина заданного натяга;

К=1,0-. 1,5 — коэффициент, учитываникновении радиальных деформаций подшипника; S „,5О» — величины перемещений, замеренные при определении заданного зазора.

Таким образом, благодаря тому, что в процессе измерений введены операции, при которых одновременно измеряют осевое перемещение внутреннего кольца и радиальное перемещение подшипника, а требуемые значения получают, используя зависимость между результатами измерений и заданными значениями натяга (зазора), точность и объективность обеспечения требуемого натяга (зазора) в подшипнике качения стала выше.

Способ обеспечения требуемого натяга в подшипнике качения с коническим отверстием внутреннего кольца при установке его на коническую шейку вала, заключающийся в том, что вал располагают горизонтально, насаживают на коническую шейку вала подшипник без наружного кольца, измеряют сверху радиальные перемещения подшипника без наружного кольца и по результатам измерения определяют натяг (зазор) в подшипнике, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности обеспечения натяга (зазора), на коническую шейку вала насаживают собранный подшипник, радиальные перемещения собранного подшипника измеряют сверзу и снизу, измеряют осевые перемещения внутреннего кольца подшипника, находят зависимость натяга (зазора) в подшипнике от осевых перемещений внут. реннего кольца и радиальных перемещений подшипника, снимают подшипник с конической шейки вала, насаживают его вновь на коничесхую шейку, измеряют осевые перемещения внутреннего кольца подшипника и по результатам измерения и найденной зависимости устанавливают требуемый натяг (зазор) в подшипнике.

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 340877, кл. G 01 В 5/14, 1972.

2. Справочник технолога-машиностроителя. Под. ред. Кошловой A.Ã. и Мещерякова Р.К., том 1, M., "Машиностроение", 1972, с. 659-660 (про тотип).

763622

Составитель O.Ñòðîãàíîç

Редактор Т.Кузнецова ТехредН.Ковалева

Корректор М.Шароши

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6258/31 Тиразк 1095

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5