Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистические

Республик о ЛН и е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (,ц 763631 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.12.75 (21) 2305424/11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

F !6 Н 3/08

В 60 К 17/08

Гасударственный комитет (53) УДК 629 113

-585.1(088. З) Опубликовано 15.09.80. Бюллетень №34

Дата опубликования описания 25.09.80 ао делам изооретеиий и открытий (72) Авторы изобретснкя

А. П. Миронов и В. А. Миронов

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям.

Известна .коробка передач транспортного средства, содержащая входной вал с закрепленной на нем шестерней, зацепляемой с аксиально подвижной паразитной шестерней, имеющей пару закрепленны.х на нем других шестерен, зацепленных с шестернями, свободно установленными на двух промежуточных валах и соединяемыми с ними муфтой. Кроме того, на промежуточных валах закреплено по шестерне, которые зацеплены с шестерней, закрепленной на выходном валу, а на одном иЗ промежуточных валов имеется еще одна шестерня, зацепляемая с упомянутой паразитной шестерней 11).

Известная коробка передач имеет небольшой осевой размер, однако в направлении, перпендикулярном оси ее валов, она недостаточно компактна. Кроме того, такая коробка передач имеет д,овольно низкий

КПД при ее работе на высших, наиболее часто используемых, ступенях, поскольку на этих ступенях мощность двигателя передается через две пары шестерен.

Наиболее близким из известных технических решений является коробка передач транспортного средства, содержашая установленные в корпусе входной, два промежуточных и выходной валы и установленные

5 на входном и промежуточном валах муфты включения переднего и заднего хода, причем на первом промежуточном валу расположены шестерня, постоянно зацепленная с шестерней, жестко закрепленной на входном валу, и реверсивная шестерня, при этом

10 одна из указанных шестерен первого промежуточного вала установлена на последнем жестко, а другая — свободно, на втором промежуточном валу установлены одна

-жестко закрепленная и две свободно установленные шестерни, две шестерни на входном валу установлены свободно, а две шестерни на выходном валу закреплены жестко и постоянно зацеплены с шестернями, свободно установленными на втором промежуточном валу (2) .

Недостатки данной коробки передач. — сложность механизма переключения передач; — значительная металлоемкость этой коробки передач:

76363

16

На фиг. показана кинематическая схема четырехступенчатой коробки передач; на фиг. 2 — — коробка передачи, вид сбоку, на фиг. 3 — разрез А — А фиг. 2; на фиг. 4 коробки передач, разрез Б — -Ь фиг. 2; на фиг. 5 — — коробка передач В- -В фиг. 2, ступенчатый разрез.

Коробка передач содержит входной вал

1, который через фрикционное сцепление 2 соединен с двигателем 3. На входном валу 1 закреплена шестерня 4 и свободно расположена пара других шестерен 5 и 6, имеющих соединение с этим валом муфтами 7 и 8 включения переднего хода. Шестерни 5 и 6 постоянно за !еплены с шестернями 9 и 10, закрепленными на выходном валу 11.

На этом же валу закреплена цилиндрическая ведущая шестерня 12 глаьной передачи втомобиля, расположенная между сцеплением 2 и короокой передач и зацспленная с ведо ой шестерней 13, соединенной с диф;.ерепциалом !4 ведуще. о моста автомобиля. Коробка передач содержит два промежуточных вала 15 и 16. г1а первом промежуточном валу 15 имеются шестерня 17 и ревсрсизная шестерня !8, одна из которых (любая) закрсплеlld на этом валу жестко, а другая шестерня,уcTdHQBëåHà на этом валу свободно и имее1 соединение с ним муфтой 19 вклочепия заднего хода. Шестерня

17 3dLlc l cllB с п1ест рней Id, а шестерня 18 зацеплеиа с одной из шестерен, закрепленных на выходном валу. На втором промежуточном вал, закреплена шестерня 20 и свободно установлена пара шестере-l 21 и 22, сое иняемых с этим валом муфтами 23 и 24 вкл|очения переднего хода. Шестерня 20 зацеплена с шестерней 17, расположенной на первом промежуточном валу, а шестерни 21 и 22 постоянно зацеплены с шестернями 9 и 10 выходного вала.

Передача крутящего момента через коробку передач на отдельных ее ступенях происходит следующим образом. На пер3 — значительные продольные габариты; — довольно низкий КПД на, высших, наиболее часто используемых, ступенях.

Целью изобретения является повышение

КПД коробки передач на высших ступенях, у прощение переключения ее ступеней и уменьшение ее габаритов. Для этого в коробке передач транспортного средства шестерни, свободно установленные на входном валу, постоянно зацеплены с шестернями выходного вала, шестерня, жестко закрепленная на втором промежуточном валу, зацеплена с шестерней первого промежуточного вала, зацепленной с шестерней входного вала, а реверсивная шестерня постоянно зацеплена с одной из шестерен выходного вала.

4 вой ступени замыкается муфта 24, которая соединяет второй промежуточный вал

16 с шестерней 22. Крутящий момент передается от входного вала 1 на шестерню 4, с шестерни 4 через шестерню 17 на шестерню 20 второго промежуточного вала 16 и далее через муфту 24 на шестерню 22, зацепленную с шестерней 10 выходного вала, а с шестерни 10 — на выходной вал 11.

На второй ступени замыкается муфта 23, которая соединяет второй промежуточный вал 16 с шестерней 21. Момент передается от входного вала 1 на шестерню 4, с шестерни 4 через шестерню 17 на шестерню 20 второго промежуточного вала 16 и далее через муфту 23 на шестерню 21, зацепленную с шестерней 9 выходного вала, и с шестерни 9 на выходной вал 11.

На третьей ступени замыкается муфта 8, которая соединяет вал 1 с шестерней 6.

Момент передается с входного вала 1 через муфту 8 на шестерню 6, зацепленную с шестерней 10 выходного вала, и с шестерни 10 на выходной вал 11.

На четвертой ступени замыкается муфта 7, которая соединяет вал 1 с шестерней 5. Момент передается от входного вала 1 через муфту 7 на шестерню 5, зацепленную с шестерней 9 выходного вала, и с шестерни 9 на выходной вал 11.

При передаче крутящего момента при реверсивном вращении замыкается муфта 19, которая соединяет первый промежуточный вал 15 с реверсивной шестерней 18. Момент передается от входного вала 1 на шестерню 4, с шестерни 4 на шестерню 17 ц рвого промежуточного вала, далее через муфту 19 на реверсивную шестерню 18, зацепленную с шестерней 10 выходного вала, и с шестерни 10 на выходной вал 11.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе входной, два промежуточных и выходной валы и установленные на входном и промежуточных валах муфты включения переднего и заднего хода, причем на первом промежуточном валу расположены шестерня, постоянно зацепленная с шестерней, жестко закрепленной на входном валу, и реверсивная шестерня, при этом одна из указанных шестерен первого промежуточного вала установлена на последнем жестко, а другая свободно, на втором промежуточном валу установлены одна жестко закрепленная, и две свободно установленные шестерни, две шестерни на входном валу установлены свободно, а две шестерни на выходном валу закреплены жестко и постоянно зацеплены с шестернями, свободно установленными на втором промежуточном валу, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД на выс763631

S ших ступенях, упрощения переключения сту- стоянно зацеплена с одной из шестерен выпеней коробки передач и уменьшения ее га- ходного вала. баритов, шестерни, свободно установленные Источники информации, на входном валу, постоянно зацеплены с принятые во внимание при экспертизе шестернями выходного вала, шестерня, жест- 1. Патент Франции № 1378948, кл. В 62 D, ко закрепленная на втором промежуточном 1964. валу, зацеплена с шестерней первого проме- 2. Авторское свидетельство СССР жуточного вала, зацепленной с шестерней № 232772, кл. В 60 К 17/08, 13.05.65 (провходного вала, а реверсивная шестерня по- тотип).

Редактор Н. Вирко

Заказ 6259/32

Составитель В. Выборнов

Техред К.Шуфрич Корректор Г. Назарова

Тираж 1095 Г!одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж --35, Раугнская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент: >, г. Ужгород, ул. Проектная, 4